«Бегущий по лезвию 2049». Воспоминания ли делают нас людьми?

Главный вопрос, который ставит первый Блейд Раннер: «Что делает нас людьми?»

Сиквел продолжает размышления о важности этого вопроса, но идет по тому же пути, а выделяет кое-что новое в сущности человека. Как он это делает? С помощью голографических вайфу и необычной авангардной литературы.

Далее огромные спойлеры!

Для начала - краткое резюме. После событий оригинального «Бегущего по лезвию» мир испугался и запретил производство репликантов.

Но со временем напряженность спала, и новая компания начала производство репликантов которые, цитируя Рика Санчеза: «имеют нулевой шанс стать такими как в Бегущем по лезвию».

«Бегущий по лезвию 2049» рассказывает о Кей, охотнике на репликантов, который сам репликант.

Он находит скелет репликанта, на котором есть признаки деторождения, что, по идее, невозможно.

Кей отправляется на поиски ребенка-репликанта и находит отца – того самого мистера Декарда.

Исходя из своего детского воспоминания, Кей предполагает, что он сам является чудо-ребенком Декарда, который начнет революцию репликантов. ...но это не он!

Воспоминание было внедрено настоящей дочерью Декарда, которая в итоге воссоединяется со своим стариком-отцом.

Фильм 1982-го года рефлексирует над тем, как привязанность к воспоминаниям определяет нашу человечность, и у людей, и у репликантов.

В фильме репликанты читают стихи и задаются философскими вопросами, «как слезы под дождем», тогда как испорченные люди показаны пьяными и больными. Всё это служит тому, чтобы сильнее размыть границу между человеком и репликантом.

Новый фильм исследует эту тонкую границу "человек-репликант" иным способом: через интимность и физический контакт, точнее через их отсутствие.

Единственные настоящие отношения Кей переживает с его голографической подругой Джои.

Кей пытается сделать эти отношения более реальными, загружая Джои в портативный проектор, позволяющий ей свободно передвигаться.

В одной из самых необычных сцен Джои проецирует свой образ на проститутку, чтобы Кей мог физически к ней прикоснуться.

Желание ощущаемой близости едва уловимо присутствует во всем фильме.

Ниандер Уоллес, создатель новых репликантов, из-за своей слепоты должен прикасаться к предметам и ощущать их.

Дочь Декарда заперта в изоляторе, и не может прикасаться к голограммам, которыми занимается.

Также присутствует повторяющийся мотив «ощущения осадков», как я его называю.

 Джои, впервые выйдя на улицу, хочет почувствовать дождь, но он проходит сквозь неё.

Репликанты всё время носят перчатки, тогда как Кей снимает их, чтобы почувствовать прикосновение падающего снега.

До этого, пчелы покрывают руку Кей, но честно говоря, я не совсем понимаю, что они означают.

Мы так же видим группу сирот, трогающих Кей когда он приходит в поисках ребенка-репликанта.

А голограмма Элвиса поёт строчку «Возьми меня за руку», из песни «Can't Help Falling In Love», после того как Декард и Кей побили друг друга.

В последних кадрах фильма показана попытка Декарда прикоснуться к дочери, но они разделены стеклянной стеной.

Таким образом важность прикосновения и контакта показана как присущая человеку.

Второй способ, которым новый фильм исследует границы человека и репликанта — это исследование того, как память строит нашу личную историю и насколько она подвержена ошибкам.

Это действительно интересно, потому что, если первый фильм показывает, что репликанты проявляют человечность благодаря воспоминаниям, новый фильм идёт дальше, подразумевая, что одной памяти недостаточно.

Вы, наверное, помните посттравматический тест, который Кей должен был дважды пройти.

Он сидит в пустой комнате, где бесплотный голос говорит о системе тел, а Кей отвечает словами «спряженных», «тел» и «явственно».

Этот текст взят из книги Владимира Набокова «Бледный огонь».

Полный текст отрывка таков: «Систему тел, спряженных в глуби тел,

спряженных вглуби тем, там, в темноте спряженных тоже.

Явственно до жути передо мной ударила из мути

Фонтана белоснежного струя»

Позднее мы видим книгу «Бледный огонь» в квартире Кей, и Джои просит почитать его.

Суть «Бледного огня» в том, что это поэма, написанная вымышленным автором, которую в сносках анализирует вымышленный комментатор.

Это книга о комментариях о поэме. Настоящее «Книговнедрение»!

Весь пассаж о «телах спряженных» описывает, как наш вымышленный поэт во время сердечного приступа видит «белоснежную струю фонтана».

Позднее в поэме он читает, как кто-то другой испытывает предсмертный опыт и видит тот же белый фонтан.

Убежденный, что такое совпадение видений доказывает существование загробной жизни, поэт исследует дальше, но узнаёт, что что это была опечатка, и на самом деле речь шла о «белом вулкане».

Чувствуете тему? Сердцевину дискуссии о том, что делает человеком, в новом фильме составляют те нарративы (истории), которые мы строим вокруг объектов и воспоминаний.

Воспоминание Кей о деревянной лошадке ведет его к вере в то, что он "чудо-дитя". «Ты особенный». Но, сюрприз, это не так.

Это не его воспоминания, они внедрены.

Подобно тому, как откровение вымышленного поэта в «Бледном пламени» разбивается после осознания того, что «белый фонтан» был опечаткой, откровение Кей разбивается после осознания «опечатки» в его памяти.

И именно здесь темы близости и воспоминаний объединяются.

Когда перед ним встаёт выбор помочь Сопротивлению, убив Декарда, он отказывается.

Вместо того, чтобы верить воспоминаниям, он верит в близость и физический контакт, к которым стремится.

Именно это, а не воспоминания, подводит его к решению воссоединить Декарда с дочерью.

И, как и в первом Блейд Раннере, репликант отходит от «программы», чтобы спасти жизнь, обретая таким образом смысл и, возможно, даже душу.

Еще очень много можно сказать о тематических связях между новым фильмом и «Бледным огнем», таких как потеря родителей, потребность в памяти, и даже просто о строке «Разбуженный собакой, Папаша-Время встал из шалаша», которая напоминает Декарда и его мохнатого друга.

К тому же, что насчет образа воды? Образа клетки? Тут очень много чего можно вскрыть, так что сообщайте нам в комментариях свои мысли.