Действительно ли авторы вкладывают в произведение то, что вы в нем находите?

Творчество — это единство сознательных и бессознательных процессов. А значит, автор что-то может вкладывать в произведение сознательно, а что-то — бессознательно. Автор является продуктом эпохи и продуктом социума, поэтому в его произведении могут проявляться те или иные символы, характерные именно для его культуры, которые он сам может не осознавать. Поэтому я в своих видео сопоставляю три главных парадигмы мировосприятия — Традицию, Модерн и Постмодерн — и то, как в фильмах проявляются основные черты этих парадигм. Это я объясняю в серии видео «Три парадигмы».

В Голливуде, где создание фильмов поставлено на поток и они должны давать прогнозируемую прибыль, сценаристы и режиссеры используют в своей работе результаты психологических и философских исследований. (Пример использования психологических теорий можно посмотреть в книге: У.Индик. Психология для сценаристов.) Поэтому структура персонажей в таких фильмах хорошо укладывается в структуру психики.

Точно так же, если вы знаете, что все мифы имеют единую структуру, вы сможете сопоставить структуру / персонажей мифа и структуру / персонажей фильма, который вы разбираете. Самая известная книга по этой теме — Д.Кемпбелл. Тысячеликий герой. Вот короткое видео по ней: https://www.youtube.com/watch?v=2174B8fVZ6g

Помимо структуры психики и структуры мифа существует еще и структура бытия, которая находится в определённом соответствии с предыдущими двумя структурами. Ей занимается классическая философия. Кое-что из неё я объясняю на своём втором канале. Посмотрите, в частности, плейлисты «Три парадигмы» и «Символизм».

Обладая этими знаниями, вы будете по-другому воспринимать произведения искусства — уже будете не просто следовать вслед за своими эмоциями и чувствами, но будете видеть смысловые связи, а каждый персонаж станет символом.

Художник, независимый от коммерции, ведет свои личные поиски и постигает реальность в основном интуитивно. Поэтому в подлинных художественных произведениях (напр., в фильмах Андерсона или Тарковского) увидеть структуру и архетипы гораздо сложнее. Но тем не менее, это возможно, поскольку реальность, которую постигает художник, тоже имеет определенную структуру. И сознание художника тоже работает по определенным законам. Таким образом, аналитик может эти структуры вскрыть.

К примеру, живописец интуитивно выстраивает композицию так, как ему кажется лучше, а потом мы обнаруживаем, что он использовал в этой композиции закон «золотого сечения». Но это совсем не значит, что художник делал это специально. Просто сознание человека работает так, что пропорции золотого сечения кажутся (да и являются) наиболее гармоничными.

Всё в мире функционирует по определенным законам — по законам сознания, по законам смыслообразования. Они едины, и если мы знаем эти законы, мы можем их увидеть во всём.