Достижение цели, прокрастинация и самосаботаж в фильмах Области тьмы, Мирный воин, Хилари и Джеки

Почему, занимаясь даже любимым делом, мы иногда испытываем сопротивление и не достигаем поставленных целей?

В этом видео я разберу примеры из трёх фильмов и дам свой ответ на поставленный вопрос.

↑ наверх

«Области тьмы»

Начнем с главного героя фильма «Области тьмы», писателя Эдди Морра.

У него подписан контракт с издательством на книгу, но вот уже несколько недель он не может выдавить из себя ни строчки. Он знает, о чем будет эта книга, но не может ничего написать.

Понятно, что дело вовсе не в отсутствии таланта: раз издательство заключило с ним контракт, значит он явно не бездарь, и уже показывал хорошие результаты.

Вы наверняка знаете, что состояние, в котором пребывает Эдди, называется прокрастинацией: это когда вы не можете заставить себя делать то, что нужно и постоянно отвлекаетесь на посторонние дела.

Причина прокрастинации заключается в психологическом давлении, которое мы испытываем из-за осознания важности дела. Если бы мы не считали наше дело важным, мы бы без проблем справились с ним. Но само сознание необходимости его сделать разделяет нашу личность на две части:

  1. Часть, которая может, но не хочет. Назовем ее Ребенок.
  2. И часть, которая контролирует и принуждает. Назовем ее Родитель.

Противоборство этих сил и вызывает творческий ступор.

Откуда вообще взялись эти части и почему они себя так ведут? Они развиваются в нашей психике в процессе воспитания.

Сначала родители заставляют ребенка делать что-то, выполнять их требования. Они являются внешней силой, воздействующей на волю ребенка. Постепенно, когда сознание ребенка развивается, и превращается в самосознание, он получает способность самостоятельно контролировать свои действия. То есть обзаводится внутренней контролирующей инстанцией, которая действует по образцу внешних родителей и авторитетов. Это мы и называем внутренним Родителем. Теперь человек способен сам себя заставить сделать что-то, разделяясь внутри себя на Исполнителя и Контролёра.

Но важный нюанс состоит в том, что, будучи ребенком, мы не всегда слушались родителей. И правильно делали. Неподчинение родителям – это проявление свободы воли, стремления к самостоятельности. И часто для ребенка не подчиниться родителям – это дело принципа. Он готов пренебречь любой наградой, лишь бы сделать по-своему.

То же самое происходит с Эдди. Мотивация в виде денег, которые ему дадут за книгу, не способна пересилить нежелание его внутреннего ребенка уступить внутреннему родителю.

Эдди решает свою проблему с помощью чудесной таблетки.

Что происходит после того, как Эдди принимает препарат? Судя по тому, что нам показывают в фильме, он освобождается от внутренних ограничений, от психических зажимов. Он не только начинает ясно мыслить, но также моментально меняется и его модель поведения.

Заметьте, что первым делом он даёт волю своему Ребенку: получает удовольствие, занявшись сексом с дочкой владельца квартиры. Затем включается Взрослый, он объективно оценивает ситуацию.

И только после этого Эдди делает то, что хочет от него Родитель.

Замечу, на всякий случай, что я не уверен в том, что такую последовательность действий можно использовать как технику для выхода из прокрастинации.

Итак, после принятия таблетки, Эдди находится в ресурсном состоянии. Если до этого он играл роль писателя-неудачника, и его внутренними ресурсами распоряжались разные психические комплексы, то теперь он растождествился со своим прежним образом и распоряжается своими ресурсами свободно.

В конце видео я дам методику по выходу из состояния прокрастинации. А пока рассмотрим более сложные случаи, которые могут возникнуть, когда внутренний Родитель подавляет Ребенка.

↑ наверх

«Мирный воин»

В фильме «Мирный воин» главный герой, гимнаст Дэн Миллмэн, готовится к ответственным соревнованиям. Его цель – пройти квалификацию на Олимпийские игры. Для него это настолько важно, что он даже не допускает мысли о возможности неудачи. 14:16

Внутренний Родитель Дэна гораздо сильнее, чем в предыдущем примере. Ни о какой прокрастинации здесь уже речи нет. Внутренний Ребенок полностью подчинен сознательному намерению героя.

По крайней мере, на первый взгляд.

Дэн в свободное время гоняет на мотоцикле с нарушением правил. С точки зрения здравого смысла такое поведение совершенно нецелесообразно, ведь Дэн подвергает себя неоправданному риску перед соревнованиями. И как психологи мы понимаем, что он делает это, повинуясь какому-то неосознаваемому желанию, а именно, желанию избежать соревнований.

Такое явление называется самосаботаж, когда воля человека как бы разделяется: сознательная часть ее энергии направляется на достижение цели, а бессознательная – на то, чтобы этой цели не достичь.

В итоге бессознательная часть побеждает: Дэн попадает в аварию и уже не может участвовать в соревнованиях.

Почему так произошло? Почему воля Дэна разделилась?

Потому что он отождествил себя со своим гимнастическим талантом и с образом успешного спортсмена. Свою личность как целое он отождествил с ее частичным проявлением.

Образ успешного спортсмена, эту социальную роль со всеми ее моделями поведения, ценностями и целями, он взял в готовом виде у своего социального окружения. Он поверил в то, что отождествление с этой ролью приведет его к счастью. И все свои силы бросил на то, чтобы подчинить ей свою личность.

И ему неизбежно приходилось игнорировать свою интуицию, которая говорила ему о том, что его личность и устремления не исчерпывается этой внешней ролью.

«Может я и есть твоя интуиция» 01:19:07

В итоге, та часть, которую он в себе игнорировал, заставила его начать всё с нуля.

«Во всем есть смысл. И ты должен его найти». 01:12:23

Теперь он должен растождествиться с выбранной ролью, переоценить все те шаблоны восприятия и модели поведения, которые он получил от своего Родителя (т.е. от социума).

«Выброси мусор» 30:03, 33:38

Он должен понять, что счастье – это вовсе не то, что считается счастьем.

Ему нужно научиться делать дело, ориентируясь не на общепринятые представления, а на внутренние потребности.

Дэну повезло найти хорошего наставника, и для него все закончилось хорошо. Гораздо трагичнее оказалась история главной героини фильма «Хилари и Джеки».

↑ наверх

«Хилари и Джеки»

Этот фильм рассказывает о судьбе величайшей виолончелистки 20 века Жаклин дю Пре.

В жизни академического музыканта фигура требовательного и строжайшего Родителя разрастается почти что до размеров фрейдовского Супер-Эго. Им становится само искусство, сама Музыка. И чтобы получить благосклонность этого Родителя, музыкант буквально кладёт свою жизнь на алтарь служения ему.

Как обычно, начинается всё с реальных родителей.

«Хочешь быть с Хилари, играй не хуже нее» 08:06

Продолжают дело заслуженные авторитеты:

«Ты должна посвятить ей себя». 20:45

А завершают миллионы поклонников.

Музыкант уже не может свернуть с выбранного пути, потому что боится недовольства внутреннего Родителя, который теперь получил огромную силу всех этих людей, возлагающих на него надежды.

«Возлагать надежды» - даже в этой фразе угадывается психологическое давление, которому подвергается человек.

Джеки чувствовала, что ее талант может погубить ее жизнь.

«Я бросаю виолончель» 36:20

Но соглашалась с тем, что ничего другого она делать не умеет. К тому же музыка была ее любимым делом!

  • «Ничего другого ты не умеешь»
  • «Нельзя бросать дело, к которому у тебя талант, и в котором ты достиг успеха»
  • «Нельзя подводить учителей и поклонников»
  • «Ты должен преумножить свои таланты»

Вот типичные родительские послания, которые звучат в нашей голове и определяют наш выбор.

«Я ненавижу виолончель» 01:07:10

Джеки осознаёт свой конфликт, но не может сопротивляться и ее намерение бросить виолончель остается лишь словами.

Она интуитивно пытается что-то изменить; выходит замуж по примеру сестры. Но по сути это ничего не меняет: в семейной жизни она так же подчинена своей роли знаменитой виолончелистки. Поэтому ее полностью подавленному внутреннему Ребенку приходится сопротивляться на самом нижнем уровне ее существа – на уровне тела.

Ее тело постепенно отказывается подчиняться ее сознанию. 01:17:35, 01:19:15

Джеки делает отчаянную попытку спасти себя, бросив всё и уехав в деревню к сестре. Пытается дать волю своему внутреннему Ребенку, вытворяя необъяснимые для ее ближних поступки. Но она вынуждена снова вернуться к своей жизни музыканта, и как только она это делает, ее тело насильно вынуждает ее прекратить концертную деятельность.

«Один раз я сыграла, и тут же получила предложения на два года вперед».

Как видим, причина большинства неудач в достижении цели заключается в противоборстве двух психических инстанций – контролирующей и исполняющей, которые я условно называю Родитель и Ребенок. Их борьба может происходить как на сознательном уровне, так и на уровне тела. Следовательно, в основе методик избавления от прокрастинации и самосаботажа должно быть осознание и примирение этих внутренних противоположностей.

↑ наверх

Как избавиться от прокрастинации

Итак, как же избавиться от прокрастинации, не прибегая к чудесным препаратам?

Большинство техник, которые вы можете найти в книгах и в интернете, все эти системы тайм-менеджмента, деление дел на важные, срочные, неважные, несрочные, воспитание трудолюбия, методики планирования дел, управление целями…

Все эти техники направлены на то, чтобы усилить вашего внутреннего Родителя и подавить внутреннего Ребенка, либо обмануть его. Именно поэтому эти техники у большинства людей не работают. Они заставляют вас идти против самих себя, и подчинять свою волю каким-то внешним правилам.

Суть моей методики в следующем. Находясь в состоянии прокрастинации, осознайте, что вы сейчас внутри себя играете в непослушного ребенка. Вы воспроизводите модель поведения, которую использовали в детстве, уклоняясь от указаний взрослых.

Попробуйте вспомнить, как когда-то, будучи ребенком, вы вели себя точно так же, чтобы перед родителями или учителями отстаивать свою самостоятельность. Вы уклонялись от тех дел, которые вам поручали взрослые, вы проявляли никому не понятное упрямство, когда взрослые пытались вас убедить что-то сделать. Если у вас есть дети, вы можете увидеть это на живом примере, потому что ваши дети ведут себя так, как ведет себя ваш внутренний ребенок.

Итак, отождествившись с Ребенком внутри себя, нужно добровольно решить действовать иначе, чем в детстве. Увидеть, что нет ничего плохого в том, чтобы иногда что-то добровольно сделать для Родителя. Представить, как это прекрасно – заниматься тем, чем нравится, даже если тебя об этом попросили.

С другой стороны, с позиции Родителя, нужно перестать давить на себя, снизить степень важности дела, ведь важность – это всего лишь условность.

Разумеется, у каждого человека данная методика будет варьироваться в деталях. Потому что у каждого в детстве были свои причины упрямиться. Но суть ее всегда одна: не давить на Ребенка и не ломать его, а осознать его потребности и мотивацию. И уже будучи взрослым, изменить эту модель.

Конечно, это не волшебная таблетка, и она может подействовать не сразу,

↑ наверх

Как избавиться от самосаботажа

От самосаботажа избавиться гораздо сложнее в первую очередь потому, что его сложнее заметить и признать. Мы привыкли думать, что мы лишь жертвы внешних обстоятельств. Что мы не достигли цели, потому что нам не повезло. Первый и самый важный шаг – увидеть, что причина произошедшего – внутри нас.

«Во всем есть смысл, даже в этом. И ты должен его найти» (Мирный воин, 01:12:28)

Смысл самосаботажа в том, что часть нашей личности не хочет следовать навязанным правилам. А значит, нужно понимать, что результат избавления от самосаботажа может оказаться совсем не таким, какого вы ожидали. Вы рассчитываете, что, осознав его причину, вы достигнете цели, но вполне возможно, что в результате проделанной работы вы просто перестанете считать эту цель важной. Как это произошло с героем фильма «Мирный воин».

После того, как мы осознали, что сами строим себе преграды, следующий шаг – «выбросить мусор». 00:33:38 Отказаться от всех ярлыков, которые навесили на себя мы сами и наше окружение. Понять, что тот, кем мы себя позиционируем в обществе – это не мы сами. Ведь если бы это было не так, мы бы не саботировали свой успех.

Отождествившись с ролью музыканта, спортсмена или кого-либо еще, мы согласились играть по навязанным правилам. И теперь не мы решаем, чувствовать ли себя счастливым или успешным, а игра решает это за нас.

Таким образом, для освобождения необходимо растождествиться с выбранной ролью 01:08:51

В результате растождествления мы окажемся в состоянии неведения. 01:11:30

Мы уже не знаем, кто мы, какая у нас цель и кому мы такие нужны.

И теперь, избавившись от мусора, мы можем начать заново строить свою жизнь, исходя из собственных глубинных потребностей, убеждений и представлений о счастье.

↑ наверх