«Джокер» (2019). Разбор фильма

Фильм «Джокер» вызвал среди зрителей крайне оживленную реакцию и в результате собрал огромную кассу. О чем это говорит? О том, что создатели фильма попали в самое сердце зрительских ожиданий: показали людям именно то, что те хотят видеть — самих себя.

Жизнь Артура Флека — это то, как люди видят свою жизнь. Образ Артура — это образ среднестатистического обывателя. Джокер — то, кем он хотел бы стать.

Глядя на Артура-Джокера, помещая его образ на аватарку в соцсетях или делая косплей, человек как бы признаёт: да, вот такой как Артур, я снаружи, а такой как Джокер я внутри, таким хотел бы быть. Общественные правила заставляют меня вести себя прилично, быть клоуном, зарабатывать на жизнь, но будь моя воля, я бы проявил себя так, как Джокер.

Так что, Артур-Джокер — это герой нашего времени; отражение современного «маленького человека». А каждая деталь фильма является символическим изображением наших современных реалий. Давайте проведем параллели между образами фильма и фактами нашей действительности.

↑ наверх

Город

Артур Флек живет в Готем-сити. На момент начала истории в городе уже 18 дней идет мусорная забастовка. Объявлено чрезвычайное положение. Город заполонен мусором и крысами.

Город — это символическое изображение нашего общества. Внешние процессы, которые происходят в городе, отражают внутреннее состояние его жителей. Если город завален мусором, это значит, что в умах людей такой же бардак. Каждый заботится только о своём личном пространстве.

Разделение труда достигло той степени, когда каждый согласен выполнять лишь ту работу, за которую ему платят деньги. Вместо того, чтобы объединиться для наведения порядка, граждане снимают с себя всякую ответственность за происходящее, но при этом продолжают требовать исполнения обязанностей от других. Так, многие наши сограждане живут по принципу: «если другие не выполняют свои обязанности, почему я должен выполнять свои?». В итоге никто ничего не делает, и общество погружается в аморфное состояние и хаос.

↑ наверх

Клоун

Артур работает клоуном в небольшом агентстве развлечений.

Образ клоуна имеет непосредственное отношение к образу и самоощущению современного человека. Сейчас всё цивилизованное общество стало обществом клоунов. Клоуны сейчас везде — в интернете, в науке, в образовании, в правительстве, в космосе. Каждый человек, чтобы добиться успеха (т.е. получить свою аудиторию) должен уметь развлекать.

Если ты не клоун, если ты слишком серьезен, то ты скучен и неинтересен. А значит, не добьешься успеха.

С другой стороны, каждый обыватель сегодня считает себя королем. Ему все обязаны, и его должны развлекать. Поэтому на работе ты клоун, на отдыхе — король. На работе ты развлекаешь, чтобы продать себя или свой продукт. На досуге развлекают тебя, выманивая твои деньги, лайки или твой голос на выборах.

↑ наверх

Плакат

Надпись “Everything must go” на плакате, с которым Артур вытанцовывает возле музыкального магазина, имеет двойной смысл. Первый говорит о проходящей распродаже — «Всё должно быть распродано». Второй указывает на те глобальные процессы, которые должны произойти городе и участником которых станет Артур — «Всё существующее должно уйти, исчезнуть; от всего нужно избавиться».

Послание Артура адресовано и жителям Готэма, и зрителям фильма. Оно показывает то направление, в котором движется общество эпохи постмодерна.

В этом эпизоде Артур выполняет функцию пророка.

Как известно, средневековые шуты представляли собой деградировавшую касту жрецов. В традиционном обществе одной из функций жрецов было непосредственное созерцание надвременного «слоя» бытия и «трансляция» людям увиденного, то есть пророчество. По мере упадка традиционного общества сообщения пророков становились всё менее понятными. Их мудрость начинает расцениваться как глупость и священное безумие. По этой причине речи пророков иногда раздражали простых людей, и они побивали пророков камнями или как-то иначе подвергали их насилию. Постепенно кастовая иерархия традиционного общества нарушается, и фигура пророка превращается в фигуру шута. (С этой точки зрения интересно посмотреть на имеющиеся на Ютубе «пророческие» выступления Райкина или Жириновского.)

Таким образом, избиение Артура подростками можно трактовать как избиение пророка своими согражданами.

↑ наверх

У психотерапевта

Периодически Артур посещает бюджетного психотерапевта, который должен помочь ему научиться жить в обществе. После инцидента с подростками Артур спрашивает:

«Дело во мне или мир сошел с ума?» 04:45

Конечно, мир перевернулся, сошел с ума, но вопрос: что будет с тобой? Попытаешься ли ты противостоять этому безумию или поддашься ему?

Когда-то мир представлял собой иерархию, с королем наверху и шутом внизу. Сегодня каждый должен быть шутом, чтобы стать королём.

В своем дневнике Артур пишет, что нуждается во внимании со стороны других людей. И надеется, что его смерть будет иметь больше смысла, чем его жизнь. То есть, привлечет к нему больше внимания.

Это намерение самоубийства задаёт вектор для всей рассказанной в фильме истории: именно ради эффектного самоубийства Артур в итоге приходит на шоу Мюррея Франклина.

Актёр Хоакин Феникс, и режиссёр фильма Тодд Филлипс обозначили желание Артура привлечь к себе внимание как патологический нарциссизм.

ФЕНИКС: Это тот особый тип личности …, который ищет признания, и все эти типы личности склонны к самоубийству, и при этом они хотят, чтобы их смерть что-то значила. У него есть эта запись в дневнике, где он говорит: "Надеюсь, моя смерть будет иметь больше смысла, чем моя жизнь". Мы как-то говорили об эпизоде, в котором некто хочет покончить с собой, но ему нужна самая большая аудитория, потому что он чувствует, что это удовлетворит его потребность в признании.[1].

Эта нужда во внимании публики является следствием недостатка родительской любви в детстве, которую впоследствии человек стремится восполнить вниманием со стороны окружающих. Другой причиной является эмоциональное «застревание» в детском возрасте, когда ребенок чувствует себя зависимым от других. То есть, внимание — это своеобразный суррогат любви.

По той же причине Артур говорит, что в больнице ему было лучше. Больница — это такое место, где человеку не нужно вступать во взаимодействия с людьми, общаться и договариваться, добывать себе пропитание. Он получает «материнскую заботу» от медицинских работников.

Интересно, что Артур не знает или не помнит причину, по которой он оказался в психиатрической лечебнице.

Конечно, можно объяснить это событиями внутри фильма. Но этот факт имеет и символическое значение. Он указывает на то, что современный человек не знает или не помнит своё прошлое.

↑ наверх

Образ лестницы

Далее нам показывают Артура, идущего домой и поднимающегося по лестнице. Образ лестницы не единственный раз появится в кадре, и он имеет определенную символическую роль.

Особенность лестницы в том, что по ней всегда подниматься труднее, чем спускаться. Точно так же развиваться всегда труднее, чем деградировать. Поэтому лестница издавна была символом духовного восхождения, формирования личности, поэтому же она становится образом пути главного героя: Артур прилагает значительные усилия, чтобы двигаться вверх. Зато, когда он станет Джокером, он будет легко лететь вниз.

↑ наверх

Мать

Артур живет вдвоем с матерью. Причем, судя по всему, он не особенно задаётся вопросом, где и кто его отец. Вероятно, слова Мюррея Франклина из его фантазии описывают то, что Артур знает об отце:

Мюррей: «Я один из тех людей, отец которых вышел за пачкой сигарет и не вернулся» — 13:35

Жизнь с матерью для Артура привычна и естественна. При этом, не она ухаживает за ним, а он за ней. Он считает себя главой семьи и гордится тем, что заботится о маме.

Мать символизирует ту среду, в которой развивается и живет личность. Необходимость мужчины порвать с влиянием матери означает необходимость возвыситься над биологической и эмоциональной стороной жизни, т.е. отвергнуть жизнь ради личных интересов и начать жизнь духа, жизнь ради всеобщих ценностей.

Соответственно, мать, которая удерживает при себе сына, это навязанная современному человеку забота о материальном благополучии. Привитая идея того, что забота о теле и комфорте должна быть на первом месте. Поэтому, образ матери — это совокупность благ, которые даёт современное «общество потребления».

Современный обыватель вынужден постоянно обслуживать материальную, внешнюю сторону общественной жизни, должен быть образцовым потребителем, чтобы чувствовать себя не хуже других. Так он обслуживает свою символическую мать — потребительское общество.

Кстати, по фильму, именно мать побуждала Артура всегда быть весёлым. Это условие успешности в обществе потребления. Жан Бодрийяр отмечал, что основной факт такого общества — «утрата непосредственной, взаимной, символической человечности в отношениях»[2]. Улыбка здесь превращается в знак и получает коммерческую ценность, обеспечивая продажи и улучшая производительность.

↑ наверх

Отец

Фигуру отца Артуру заменяет телевизионный комик Мюррей Франклин. Артур восхищается им и мечтает стать продолжателем его дела — знаменитым комиком. Он представляет себя, находящегося в центре внимания самого Мюррея и его зрителей. Хочет получить от него одобрение и нежность.

Всё это указывает на тоску современного молодого человека по отцу, который бы ценил и любил его. Также здесь содержится и более глубинное неосознаваемое желание — в лице отца приобщиться к общечеловеческой мудрости. К культуре Логоса, к сакральному знанию.

Роль отца в жизни человека западной культуры стала уменьшаться в то время, когда общество вступило в эпоху индустриализации и встало на рельсы технического прогресса. Постепенно Отец как носитель мудрости (Жрец), власти (Царь) и справедливости (Воин) превратился в дельца-капиталиста, ищущего во всём материальной выгоды (Бизнесмен), Комика и Садиста (садист — это отчим Артура, который избивал его и его мать).

Таким образом, все персонажи, воплощающие роль Отца, представляют этот архетип в его профанном и теневом состоянии.

Мюррей Франклин — это духовный отец Артура. Как мы уже говорили, шутовство — это жречество в его предельно умалённом состоянии. Поэтому, как ни странно, желание Артура стать комиком означает желание современного человека приобщиться к сакральному.

Но когда Артур говорит матери о своей готовности приобщиться к Делу его духовного наставника, мать обесценивает его стремление.

«Разве не смешно быть комиком?» — 21:40

Потому что современная культура больше почитает тех, кто становится дельцом.

↑ наверх

Пистолет

Узнав, что на Артура напали хулиганы, его коллега Рэндалл одалживает ему пистолет, чтобы Артур мог за себя постоять. Рэндалл называет Артура «своим мальчиком», что еще раз акцентирует инфантильность Артура.

Пистолет — это атрибут зрелой мужественности и силы. Показательно, что пистолет Артур не покупает или не добывает каким-то способом сам, а получает как бы «случайно» от своего знакомого. Это означает, что к мужской стихии в наше время мальчики приобщаются не через отцов и наставников, а через сомнительных посредников.

Поэтому неудивительно, что Артур, не будучи подготовленным и созревшим, не умеет обращаться со своей мужской силой и использует ее только для мести и разрушения.

 

После сцены, в которой босс делает выговор Артуру, герой, возвращаясь домой, снова тяжело поднимается по лестнице.

↑ наверх

Пробуждение Джокера

Дома Артур играет с пистолетом и это вызывает пробуждение Джокера в его теле, что показано в виде танца.

Вместе с Джокером в Артуре пробуждается и мужская сила не только в аспекте «воина», но и в аспекте «любовника»: он чувствует, что достоин общаться с женщиной и вполне может ее покорить.

Показательно, что Софи, которая привлекла его внимание, это мать-одиночка, также, как и мать Артура. Артур захотел быть с ней из-за того, что бессознательно воспроизвел устоявшуюся в его жизни модель отношений с женщиной: отождествил Софи со своей матерью, а себя — с потенциальным главой семьи.

Во второй раз Джокер появляется в то время, когда Артур придумывает окончание новой шутки. Это происходит снова через характерное искривление тела Артура, после чего тот начинает писать левой рукой.

«Худшее в психическом заболевании — это то, что люди ожидают, что ты будешь вести себя так, как будто ты не болен».

Вторую часть фразы дописывает Джокер, как бы склоняя Артура вести себя не так, как ожидают люди, а так, как ему хочется.

↑ наверх

«Инициация»

После того, как Артура увольняют с работы, он едет в метро.

Сама поездка символизирует происходящие с ним перемены. Поскольку метро — это рейсовый транспорт, движущийся по определенному маршруту, это говорит о том, что перемена, происходящая в жизни Артура — неизбежная и происходит не по его воле. Он не выбирает путь назначения, а движется «по накатанной».

Кроме того, метро проходит под землёй, что указывает на спуск в бессознательное, в теневую часть личности Артура. Поэтому неудивительно, что именно здесь Джокер проявляет себя в полной мере, убивая обидчиков. Подсознание — это место его обитания. И теперь он получил повод, чтобы выйти на свободу.

Тот факт, что Джокер убивает бизнесменов, указывает на подавленную ненависть простого человека к людям, связанным с денежным бизнесом — к ростовщикам, делающим деньги из ничего.

После убийства Джокер являет себя Артуру в танце перед зеркалом. А затем дарит ему реалистичную фантазию о покорении Софи, создавая иллюзию мужской зрелости.

 

Теперь, когда в Артур освободил в себе Джокера, мы видим, как он с лёгкостью сбегает по лестнице. Это действие, противоположное восхождению. Артур, что называется, «скатывается», и делает это с удовольствием.

↑ наверх

Стать заметным

На очередной психоаналитической сессии Артур делится своими переживаниями.

40:21 «До этого момента меня никто не замечал. … Я существую. И люди начинают это замечать.»

Современный человек не чувствует, что существует, пока на него не обращают внимания. И людям, чтобы их заметили, приходится идти на всё более радикальные меры. Артуру для этого потребовалось совершить убийство.

Возникает вопрос: если общество тебе так ненавистно, зачем обращать на себя его внимание? Потому что внимание — это ресурс. Когда ты в центре внимания, окружающие как бы отдают тебе часть своей энергии, и ты получаешь оправдание и восполнение потраченных сил.

Такая фантомная вещь как биткоин — это яркий пример того, как нечто несуществующее начинает существовать, если на него направить внимание. И чем больше людей обращают на него внимание, тем большую ценность этот симулякр приобретает.

Раньше человек постоянно был в центре внимания Бога, получая абсолютную полноту внимания и тем самым подтверждение своего существования. Сегодня единственный источник внимания — это общество. Поэтому, хотя все друг друга ненавидят, но, чтобы существовать, людям ничего не остаётся, как привлекать к себе внимание других, надев ту или иную маску.

↑ наверх

Томас Уэйн

Прочтя одно из писем, которые мать регулярно отправляет Томасу Уэйну, Артур узнаёт, что Уэйн — его отец.

Томас Уэйн бизнесмен и стремится во власть, чтобы установить свой порядок в городе. Он гордится тем, что «сделал что-то» и презирает тех, кто «ничего не сделал», как бы помещая себя на место короля, а своих противников — на место шутов. Но на самом деле, Уэйн — это тоже шут, решивший стать королём. Если присмотреться к образу бизнесмена (ростовщика), то можно разглядеть в нем скрытую природу трикстера[3], а значит, и шута. Неслучайно покровителями торговцев и воров в Греции и Риме были боги-трикстеры — Гермес и Меркурий.

Своими хитрыми манипуляциями, умением создавать деньги из ничего бизнесмен достигает материального изобилия и полноты — божественных атрибутов. Он заставляет всех играть по его правилам, оставаясь при этом невидимым и недоступным. Находясь за рамками созданной системы, он лишь получает профит от ее функционирования.

Когда-то на вершине мира были жрецы и философы, являясь проводниками божественных идей в дольний мир. Теперь, поскольку мир перевернулся, на вершине оказались комики и ростовщики.

Артур пробирается в Уэйн-Холл, чтобы встретиться с отцом и сообщить о себе. Он возмущен тем, что тот бросил его, но вместе с тем, надеется наладить отношения. Всё, что ему нужно, это:

«Может быть немного тепла, немного отцовских объятий, немного порядочности» — 01:06:30

По сути, это крик души современного человека. Но Уэйн, не только не проявляет сочувствия Артуру, но и бьет его. Капитализм не хочет признавать того, что сам породил Артура — современного человека-неудачника. И он же породил и Джокера, но об этом позже.

Вернувшись домой, Артур забирается в холодильник. Это образ могилы, «утроба смерти». Сцена означает, что Артур отказался от борьбы и умер, осталось только его альтер-эго — Джокер.

↑ наверх

Больница

Артур приезжает в Государственную больницу Аркхем, где похищает личное дело своей матери. Согласно документам, она, как и утверждал Уэйн, была психически больна и усыновила Артура. Но во флэшбеках она утверждает, что документы были подделаны Уэйном.

Как мы уже отметили, современный человек не знает или не помнит своего прошлого. Сцена с документами намекает на то, что и прошлое, и само происхождение человека сфабриковано могущественными дельцами. Капитализм и общество потребления формируют человека «без рода и племени» и имеющего ложное представление о своем происхождении. Как говорится в Энциклопедии символов: «Шут олицетворяет не способного к возрождению человека, не знающего, ни откуда он пришел, ни куда он идет, т.е. слепо шагающего по краю бездны»[4].  

Собираясь на встречу с Мюрреем Франклином, Джокер находит фотографию Пенни, на обратной стороне которой написано: «Люблю твою улыбку» и инициалы Томаса Уэйна. Это подтверждает ее слова о том, что Уэйн был отцом Артура и подделал документы. Но Джокеру это уже неважно, ведь Артура больше нет.

На встрече с Мюрреем Джокер запланировал совершить самоубийство. Это будет его звездный час: его смерть привлечет внимание огромного количества людей и, таким образом, будет иметь больше смысла, чем его жизнь.

Теперь, спускаясь по лестнице, он танцует. Это торжество духовного нисхождения.

Этот путь нисхождения снова приводит его в метро — символическую преисподнюю. Здесь закон в лице своих представителей теряет силу под напором разбуженной стихии хаоса.

↑ наверх

Шоу Мюррея Франклина

Перед выходом на сцену тело героя снова начинает изгибаться; так режиссер напоминает нам, что перед нами Джокер.

В диалоге с Мюрреем Джокер произносит слова, которые хорошо отзываются в сердце современного обывателя.

«Вы система, которая знает так много. И так же вы решаете, что правильно, а что нет». — 1:42:20

Бунтовать против системы и делать всё, что хочется — это то, о чем мечтает каждый подросток.

«Все орут, кричат, никакой вежливости. Никто не ставит себя на место других. … Они считают, что мы просто будем сидеть здесь, словно маленькие хорошие мальчики. И что никто не сойдет с ума.»

Джокер говорит как бы от лица всех униженных и оскорбленных. Но это лишь поза. Не зря он раньше сказал, что далёк от политики; его не интересует социальная справедливость и оптимальное устройство человеческого общежития.

«Я ни во что не верю из этого. Я вообще ни во что не верю» — 1:35:30

Фраза «ты получишь то, что заслужил» создаёт впечатление, что преступник получает по заслугам (имитация божественного воздаяния). Действительно, Джокер берет на себя роль судьи, но он судит не по всеобщему разумному закону, а берет себе право судить и наказывать самостоятельно, по собственному усмотрению. И степень наказания у него всегда максимальна: смертная казнь.

Своим примером он упраздняет идею закона, порядка и справедливости, противопоставляя ей субъективный произвол.

↑ наверх

Беспорядки

Фильм как будто подсказывает зрителю решение: чтобы победить систему, нужен бунт и анархия. Разумеется, это нравится тем, кто привык реагировать на внешние стимулы, триггериться, а не думать о причинах и последствиях. На самом деле, всё не так просто.

Нам показывают, как во время уличных беспорядков из кинотеатра выходит Томас Уэйн с женой и сыном. И его как будто специально заранее ожидает человек в маске клоуна, который идет вслед за ними и убивает.

Это говорит о том, что беспорядки были специально спровоцированы для того, чтобы избавиться от Уэйна. Что существуют лица, которым хаос — выгоден. И Джокер, бывший Артур Флек — это вовсе не ангел возмездия, карающий неугодных и возглавивший революцию, а один из элементов управления хаосом.

Стало быть, и Уэйн — это не последнее звено и не причина зла. Существуют трикстеры более высокого уровня, умеющие провоцировать хаос и извлекать из этого выгоду. Разве не удивительно, что система сама снимает фильм о том, что с ней нужно бороться? И этот фильм приносит огромные деньги и укрепляет саму же эту систему.

Так что, подлинный Джокер — вовсе не Артур Флек.

*   *   *

Напомню, что Джокер относится к типу постнеклассического героя, который мы подробно рассмотрели в видео по фильму «Джон Уик», рекомендую его посмотреть. Постнеклассический герой возникает как закономерный результат отрицания обществом патриархальных ценностей. Мужской принцип забыл сам себя, свой исток и свое призвание. Поэтому он подвергается отрицанию и переходит в свою противоположность.

Также можно провести много параллелей между Джокером и Тайлером Дерденом. Психологическая и социальная причина возникновения этих героев одна и та же. Посмотрите мой разбор «Бойцовского клуба».

  

[1] https://collider.com/joker-interview-joaquin-phoenix-todd-phillips/

[2] https://fil.wikireading.ru/46028

[3] Трикстер — архетипический образ трюкача, обманщика, нарушителя установленных норм.

[4] Дж.Купер. Энциклопедия символов.

↑ наверх