«Донни Дарко». Психологический разбор фильма

↑ наверх

Вступление

Фильм «Донни Дарко» стал культовым еще до выхода режиссерской версии, а это значит, что театральная версия уже содержит темы, цепляющие зрителя.

Подробные объяснения того, что происходит в фильме вы можете найти на фан-сайте donnie.ru. А в этом видео мы разберемся с тем, как фильм связан с субъективной реальностью зрителя.

Как мы уже знаем, структура мифа о герое содержит два мира – обычный и особый. Именно в особом мире персонаж становится героем. Все истории, в том числе фильмы, построенные на этом классическом принципе, содержат в себе эту смысловую структуру: герой становится героем, проходя через особый мир. Об этом есть ролик в нашей группе в Контакте.

Главное отличие особого мира от обычного состоит в том, что в нем внутреннее и внешнее суть одно и то же. То есть, любой внешний для героя предмет или персонаж имеет смысл, непосредственно связанный с внутренним миром героя. Именно поэтому, проходя через внешние испытания, герой переживает внутреннюю трансформацию.

Таким образом, всё происходящее с Донни, начиная с падения двигателя и заканчивая возвратом в прошлое, - это то самое путешествие героя в особом мире. А значит, каждый образ и персонаж этого мира является отражением внутренней жизни Донни.

В режиссерской версии фильма этот особый мир называется тангенциальной вселенной. Его также можно трактовать как сон, который приснился Донни за минуту до падения двигателя. В любом случае, для нас с вами как зрителей этот особый мир является ничем иным как реальностью психического, миром смысла.

↑ наверх

Дом

Главный символ, вокруг которого ведется повествование фильма – это дом и его разрушение.

  • Донни был в тюрьме за то, что сжег заброшенный дом. 32:58
  • В Дом Донни попадает самолетная турбина.
  • На уроке учащиеся обсуждают рассказ о разрушении подростками дома.
  • Подвал дома старухи – это последнее место, куда должен попасть Донни.

Дом является символом личности. И разные части дома - чердак, жилые помещения и подвал могут принимать разное символическое значение. Например, могут символизировать  уровни сознания по фрейдовской схеме: Сверх-Я, Я и Оно.

И с этой точки зрения интересны такие детали:

В самом начале фильма мы видим мать Донни, читающую книгу Стивена Кинга «Оно», о чудовище, жившем под городом и похищающем детей. Это кинговское «Оно» перекликается с Фрейдовским не только по наименованию, но и по смыслу – это то, что обитает где-то ниже уровня видимости.

Дом семьи Дарко двухэтажный. Мы не знаем, есть ли там подвал. И это можно трактовать в том смысле, что для Донни сфера инстинктов является еще неисследованной. Что логично: ведь он подросток.

Зато роковой подвал имеется в доме Роберты Спэрроу – Бабушки Смерть. Территория Роберты Спэрроу – это область Великой матери, область бессознательного. Это таинственное место, где обитают аффекты и инстинкты, но где также находится мудрость, обозначенная как драгоценности. 54:00

Также части дома символически соотносятся с телом, и с этой точки зрения попадание турбины в верхний этаж дома аналогично, во-первых, сумасшествию (всем известно выражение «снесло крышу»), а во-вторых - попаданию пули в голову. Формы турбины и пули похожи. Так что это может быть намеком на самоубийство Донни.

Возможна и третья трактовка – как проблемы личности со Сверх-Я, подтверждение чему мы увидим далее.

Соответственно, разрушение дома – это разрушение личности.

Разрушение дома

Когда-то Донни сжег заброшенный дом, за что потом сидел в тюрьме. Сжигание заброшенного дома – это может быть и актом ниспровержения кумиров, разрядкой агрессии, но может быть и отражением саморазрушения. Сам же заброшенный дом символизирует одиночество и внутреннюю опустошенность. Которую Донни находит и внутри себя.

Когда Карен с учениками разбирают рассказ Грэма Грина «Разрушители», на доске мы видим цитату:

Только что дом с достоинством стоял на разбомбленной улице как господин в цилиндре, а потом бум, трах, и от него ничего не осталось. Совсем ничего.

Понятно, что это намек на судьбу самого Донни, на его гибель. И появление этой цитаты я понимаю как отражение мысли о самоубийстве, которая уже зародилась где-то глубоко в его душе.

Карен спрашивает, зачем подростки разрушают дом. Ответ на этот вопрос объяснит то, почему Донни стремится к смерти.

Одну из причин Карен озвучивает сама, читая отрывок. 22:14

Попадет в газетные заголовки. Даже взрослые стаи и ребята-лотошники с уважением станут слушать, как был разрушен дом Старого дохляка.

Умереть, чтобы попасть в газетные заголовки и чтобы другие подростки с уважением слушали рассказ о твоей смерти. Одним словом – прославиться, получить порцию внимания.

Очень часто дети, которым не хватает любви, привлекают к себе внимание деструктивными действиями. А суицид – это предельный способ привлечь к себе внимание.

Что говорит на этот счет сам Донни?

Они сказали, что разрушение – это форма творения. 22:58

На самом деле, в рассказе этого нет, это идея самого Донни.

Пусть вас не соблазняет этот красиво звучащий тезис: разрушение – это акт творения. Это то же самое, что сказать «деградация – это развитие».

К сущности творчества относится объединение разрозненного в одно целое. Это создание единства со своей структурой. Напротив, разрушение – это разъединение целого. Это удаление структурных связей. Если в акте творчества возникает упорядоченное единство, в акте разрушения – неупорядоченное множество.

Творить может только тот, чье сознание способно породить идею.

Поэтому правильнее было бы сказать: «Разрушение – это форма самоутверждения». Это утверждение себя за счет отрицания всего иного, что вполне соответствует подростковому сознанию.

Причина деструктивного поведения подростков кроется не только в желании привлечь к себе внимание, но и в особенности той ступени развития, на которой находится их сознание.

Они просто хотели увидеть, что произойдет, когда они раздерут мир на части. Они хотели что-то изменить.  23:10

Донни хочет изменить мир максимально быстро (потому что страдание подстегивает его). А самый простой способ изменить мир – это что-нибудь разрушить (включая себя).

Но Донни всё же пытается заниматься творчеством. Он пишет и рисует в надежде, что его кто-то поймет.

«Может быть, тогда люди меня поймут. И это что-нибудь изменит» 33:23

Однако, судя по всему, этого недостаточно, чтобы разрешить его внутренний конфликт. Этот конфликт вызывает появление Фрэнка.

↑ наверх

Фрэнк

Фрэнк – это тень Донни. Та часть его личности, которую он не может проявить в обществе и признать в самом себе. Следующий фрагмент подтверждает, что Донни и Фрэнк – один и тот же субъект.

«Грядет буря, сказал мне Фрэнк. Буря, которая поглотит детей. Но я спасу их из царства боли. Я верну их к дверям их домов. Отправлю монстров обратно под землю. Отправлю туда, где их не увидит никто. Кроме меня. Потому что я Донни Дарко»  44:53

(Интересно, что Донни говорит о том, что после акта спасения он будет продолжать видеть монстров.)

Тень появляется вовне, когда какие-то внутренние побуждения, страхи и прочие психические содержания, уже настолько накопили свою энергию, что прорываются из бессознательного в сознание.

Как говорит д-р Турман,

«Потеря связи с реальностью, агрессивность – из-за неспособности примириться с силами, которые кажутся ему угрожающими» 01:03:15

Думаю, что действие этих сил заронило в Донни мысль о самоубийстве. Одиночество, страх, беспомощность и желание покончить с собой, будучи вытесненными из сознания объединились в фигуре Фрэнка, который становится соответственно воображаемым другом, обладает могуществом, и говорит о самоубийстве как о конце света.

Дата конца света – это дата Хэллоуина. Плакат постоянно был у Донни перед глазами, поэтому он мог бессознательно установить себе этот рубеж собственной жизни.

Но самоубийство от невозможности справиться с трудностями – это акт слабости. А самопожертвование ради других – это акт силы. Донни, ощущающий в себе силы супергероя, не мог бы просто покончить с собой. Поэтому его движение к роковой дате – это одновременно создание истории о конце света и самопожертвовании.

Я должен его слушаться. Он спас мне жизнь. Или останусь один. И тогда я не смогу выяснить, для чего это всё. Я не узнаю его замысел.  01:41:18

Определив для себя дату своей смерти, Донни теперь должен раскрыть «замысел», то, ради чего он расстанется с жизнью.

↑ наверх

Женская стихия

Интересно, что по ходу действия Донни приходится иметь дело в основном с женскими персонажами, с женской стихией в различных ее проявлениях.

С позиции аналитической психологии, путь героя в мифах, сказках и историях символически иллюстрирует путь развития сознания, которое должно отделиться от породившей его стихии (которая соответствует архетипу Великой матери). Герою в этом помогает наставник, соответствующий архетипу Великого отца.

Шерита, Гретхен, Карен, д-р Лилиан Турман, Роберта Спэрроу – это те проявления женской стихии, которые разным образом влияют на Донни. Некоторые помогают ему двигаться к свету, т.е. к осознанию, другие же тащат во тьму.

Структура женского начала

На этой диаграмме показана структура женского начала, которое делится на архетип матери и архетип души – аниму. Каждый из архетипов имеет положительный и отрицательный аспект влияния на сознание.

Архетип матери содержит аспект доброй матери, которая помогает рождению и развитию, и аспект ужасной матери, которая стремится заманить, удержать и привести к физической смерти.

Архетип анимы делится соответственно на аниму положительную, принимающую, ведущую к духовной трансформации, способствующую вдохновению, мудрости. И отрицательную — отвергающую, ведущую к бессилию и безумию.

Женщины, влияющие на Донни, довольно органично распределяются по этим категориям.

Шерита

Шерита – явно неслучайный персонаж; на ней часто акцентируется внимание. Она одинока и над ней смеются, но Донни сочувствует ей. Шерита – это воплощение невинности и чистоты. Ее образ связывается с образом ангела, хотя и в ироничной форме.

Это единственный персонаж, который активно участвует в судьбе Донни, но не влияет на его поступки.

Карен

Карен – это позитивная Анима - София, воплощение мудрости. Она побуждает Донни к развитию самосознания.

Как позитивная Анима ведет мужчину к вдохновению, так Карен ведет Донни к творчеству, побуждая его выражать свои переживания в стихах. 44:53

Лилиан Турман

Доктор Лилиан Турман – это Мать в ее позитивном аспекте. Ее функция – способствовать развитию самосознания Донни и его духовному рождению.

Гретхен

Гретхен очень неоднозначный персонаж. Кажется, что она понимает Донни и является его положительной анимой, но видна и ее несамодостаточность. Очевидно, что Донни ей нужен, но неочевидно, может ли она ему дать что-то позитивное. Возникает впечатление, что Гретхен – это лишь вместилище проекций Донни, не имеющее внутри ничего твердого.

Проблемы, которые происходят в жизни Гретхен, становятся проблемами Донни и подталкивают его в направлении саморазрушения. По этой причине можно сказать, что Гретхен играет роль негативной Анимы.

Бабушка-смерть

Роберта Сперроу со своим прозвищем Бабушка Смерть буквально указывает на архетип Ужасной матери.  

Если негативная анима ведет к ослаблению сознания, к безумию, то Ужасная мать ведет к физической смерти.

Все события приводят Донни в подвал Роберты, где, согласно ее книге, будет поставлена «ловушка спасения». В этом и состоит функция Ужасной матери – заманить и удержать.

↑ наверх

Сомнамбулизм

Символически действие ужасной матери можно отобразить как затягивание в замкнутое пространство.

Противоположный вектор устремления Донни – попытки выйти из замкнутого пространства – выражаются в характере его сомнамбулизма. Во время хождения во сне Донни выходит из замкнутого пространства.

В документах тюрьмы для несовершеннолетних, в которой Донни пребывал после поджога, есть запись о том, как Донни в состоянии сна пытался покинуть территорию тюрьмы и перелезть через забор с колючей проволокой.

И дальнейшие события фильма показывают нам, что выход из замкнутого пространства является для Донни спасительным, а когда он остаётся внутри, то гибнет.

↑ наверх

Мужская стихия

Во время погружения в бессознательное герою должен помогать персонаж, олицетворяющий мужской принцип. Это должна быть символическая отцовская фигура – например, наставник.

Мужские фигуры, с которыми взаимодействует Донни – это Джим Каннингем и учитель физики.

Джим Каннингем

Джим Каннингем как духовный учитель предлагает Донни альтернативный путь, путь любви, пойдя по которому, он мог бы спастись.

Тренинги Каннингема направлены на избавление от страха, на них он говорит о видениях любви. По идее, это именно то, что нужно Донни, переживающему видения страха.

Каннингем рассказывает историю про молодого человека по имени Фрэнк, который искал любовь не в том месте и жизнь которого была разрушена инструментами страха. Конечно, речь идет о Донни и он это понимает. 01:06:42

всё, что говорит Каннингем, действительно относится к Донни.

«Этот мальчик боится до смерти» 01:09:42

Однако подход Каннингема вызывает у Донни сопротивление. Советы, которые даёт Каннингем выглядят слишком поверхностными, и Донни прямо говорит ему об этом. Но это может быть проекцией самого Донни, учитывая, что мы находимся в особом мире, тождественном внутреннему миру главного героя. Даже то, что Каннингем оказывается педофилом, может быть лишь фантазией Донни, вызванной его нежеланием принять помощь.

Но как бы то ни было, авторитет Каннингема оказывается слишком слаб, чтобы он мог стать наставником Донни.

Кеннет Моннитоф

Другой мужской персонаж, Кеннет Моннитоф, учитель физики, тоже не является наставником Донни, т.к. по сути он выполняет роль посланника Роберты Спэрроу, укрепляя создаваемую ей ловушку.

Отсутствие отца

Родной отец Донни, несмотря на его внешнюю доброжелательность и привлекательность, оказывается внутренне слабым и неспособным приобщить Донни к силе мужского принципа. Это видно из двух житейских эпизодов: Когда Донни называет мать сукой
и когда предлагает женщине-учителю засунуть карточку себе в анус.

Понятно, что за этими агрессивными выпадами скрывается боль подростка. Но также понятно, что это признак отсутствия самодисциплины. Мужской принцип – это принцип оформления и ограничения. Поэтому самодисциплина как самоограничение – основывается на отцовском архетипе. Именно у отца ребенок учится преодолевать боль, ограничивать себя и достигать определенной цели.

Поэтому мать Донни совершенно права:

Нельзя никакой женщине говорить ….

Одобрительная реакция отца Донни указывает лишь на его бессилие перед женщинами и желание отыграться.

Бог

Самый главная идея, которая является реализацией мужского принципа в психике – это идея Бога, который в фильме довольно часто упоминается. Бог как архетип отцовской фигуры, как концентрированный опыт сознания, зафиксированный в коллективных культурных ценностях, мог бы помочь Донни в его борьбе с поглощающей материнской стихией бессознательного.

Но к сожалению, культурные (т.е. отцовские) ценности — то самое Сверх-Я, о котором мы упоминали в начале — эти ценности понимаются Донни лишь как внешнее принуждение, поэтому и Бог для него в итоге – это фигура лишь контролирующая и манипулирующая.

Таким образом, в истории Донни мы обнаруживаем почти полное отсутствие связи с мужским принципом. Возможные наставники либо не обладают авторитетом, либо являются прислужниками женского принципа.

↑ наверх

Философия путешествий во времени

Мы подошли к тому, чтобы определить значение книги Роберты Спэрроу в заданном нами психологическом контексте.

Надо сказать, что картина, нарисованная в книге «Философия путешествий во времени» добавляет фильму ощутимую порцию мрачности и пессимизма. В самом деле: живые и мертвые люди манипулируют героем, заманивая его в ловушку ради того, чтобы самим спастись от небытия.

«Управляемые живые сделают всё, чтобы спастись из небытия (забвения)»

И всё это происходит вследствие божественного вмешательства. Выглядит удручающе.

Однако, от ощущения мрачности можно избавиться, если трактовать содержимое книги как отражение переживаний самого Донни. Грубо говоря, как его фантазию, объясняющую ему самому то, что с ним происходит.

Напомню, что действие происходит в особом мире, поэтому содержимое книги может быть отражением желания Донни написать книгу. 33:23

Соответственно, в книге выражен его личный опыт.

Донни видит, что его окружение как бы подталкивает его в определенном направлении, и он интерпретирует это так, как будто окружающие манипулируют им. Поэтому в книге говорится о том же самом. 01:05:24

Донни не может противиться, т.к., во-первых, хочет узнать, что будет в конце. (хочется посмотреть, что произойдет!) А во-вторых, не хочет опять столкнуться с одиночеством.

↑ наверх

Отсутствие выбора

Донни чувствует, что не свободен выбирать свою судьбу и трактует это так, как будто он находится внутри божественного промысла, канала.

Тезис Донни: Каждый идет по своему пути. Если вы видите свой путь, канал, значит вы видите будущее. Но если Бог контролирует время и вы внутри контролируемого им канала, вы не можете выбирать.

При этом, рассуждая о Боге, который здесь является символом мужского принципа, Донни использует образ воронки и канала, что относится к символизму рождения, а значит, к женскому принципу.

↑ наверх

Итог

Подведем итог. Фильм «Донни Дарко» - это история о борьбе подростка с силами бессознательного, влекущими его к смерти.

Донни , ощущающий внутри себя энергию сделать что-то значительное, не может просто так признать свое бессилие и отказаться от жизни. «Конец света - это глупо». Точно так же глупо просто погибнуть от упавшего на тебя предмета. Да вообще глупо умереть, не реализовав свой потенциал и ничего не изменив в этом мире. В смерти должен быть смысл. И Донни осмысляет свою смерть как самопожертвование ради спасения мира.

Неслучайно, в фильме его сравнивают с Христом. Но это сравнение лишний раз подчеркивает ту печальную ситуацию, в которой находился Донни. Христос осознавал свою связь с Отцом. Он говорил «Я и Отец – одно».

(я рассуждаю здесь о Боге и Христе в чисто психологическом контексте.)

В ситуации Донни мы, напротив, обнаружили полное отсутствие связи с какой бы то ни было отцовской фигурой. Поэтому и итог самопожертвования этих двух героев разный: Иисуса Христа Бог воскресил из мертвых, а Донни Дарко не смог в одиночку справиться со своей смертью.

↑ наверх