«Малхолланд драйв». Психологический разбор фильма

Чтобы понять фильм Дэвида Линча «Малхолланд драйв» достаточно расположить показанные в нем эпизоды в хронологическом порядке, что мы и сделаем в этом видео.

Фильм рассказывает историю девушки Дайаны Сэлвин, приехавшей покорять Голливуд из маленького города Дип Ривер, провинции Онтарио в Канаде. Ее тетя была актрисой и жила в Голливуде, а когда умерла, оставила Дайане немного денег. О родителях Дайаны ничего не говорится, и это нарочитое неупоминание создаёт вопросы, связанные с детством Дайаны.

Дайана мечтала стать актрисой, и после победы в конкурсе танцев Джиттербаг ей открылся путь к артистической карьере.

Название танца «джиттербаг» буквально переводится как трясущийся неврастеник, и это название задает символические границы истории Дайаны, которая началась с танца джиттербаг, а закончилась тем, что она сама стала трясущейся неврастеничкой.

После победы в конкурсе Дайана приезжает в Лос-Анжелес в сопровождении знакомых стариков – Айрин и ее спутника, которые присутствовали с Дайаной на конкурсе.

На съемках фильма «История Сильвии Норт» Дайана знакомится с Камиллой Роудс. Дайане было очень важно получить главную роль, но режиссер Боб Брукер был о Дайане невысокого мнения, и роль получила Камиллла.

Камилла стала заботиться о Дайане и помогала получить роли в фильмах с ней. Девушки становятся любовницами, но Камилла не ограничивается связью с Дайаной, а сближается с режиссером Адамом Кешером.

Когда Камилла сообщает Дайане, что они больше не могут встречаться, Дайана переживает это как крах всей ее жизни.

↑ наверх

Вечеринка

Через некоторое время Камилла приглашает Дайану на вечеринку на Малхолланд драйв, которая в итоге становится для Дайаны катастрофой их отношений.

Всё, произошедшее на Малхолланд драйв отпечатывается в памяти Дайаны.

На вечеринке Дайана знакомится с матерью Адама Кешера, Коко. Та жалеет Дайану, поняв, что девушка стала жертвой любовной интриги.

Дайана жестоко страдает от того, что Камилла демонстрирует ей свое пренебрежение. Ее нервы напряжены до предела и то, что ей попадается на глаза, отпечатывается в памяти.

2:14:29 Глотнув из чашки кофе, она видит строгого мужчину, которого принимает за мафиози. В сознании Дайаны ассоциируются вкус отвратительного кофе и лицо этого мужчины.

Дайана видит, что у Камиллы есть другая любовница 2:14:43, проследив за ней взглядом, она видит непонятно откуда взявшегося ковбоя. 2:15:09

Адам Кешер объявляет присутствующим о помолвке с Камиллой, и это эмоционально добивает Дайану.

↑ наверх

Заказ

После произошедшего Камилла пытается сохранить отношения, но Дайана отвергает ее.  

В конце концов, Дайана решает убить Камиллу и поручает это сделать Джо, с которым встречается в ресторане «Винкис».

Во время встречи с Джо Дайана также переживает крайний стресс, поэтому окружающие ее предметы и лица приобретают особую значимость.

В ее сознании отпечатывается имя официантки Бетти, черная книжка Джо, слова «Эта девушка», сумка с деньгами и синий ключ, который ей показывает Джо – знак выполненного заказа.

Случайно Дайана сталкивается взглядом с незнакомым человеком возле прилавка.

↑ наверх

Сон Дэна

Ее фантазия дает ему имя Дэн (что созвучно ее собственному имени), и эпизод с Дэном иллюстрирует то, что чувствует Дайана в этот момент.

То есть, во время заказа убийства она почувствовала внутри себя нечто страшное. То, с чем невозможно встретиться лицом к лицу и не умереть. Источник ужаса находится на заднем дворе, за помойкой, что символически указывает на бессознательную часть психики. Часть нашего бессознательного является нашей личной помойкой, в которую мы вытесняем неугодные сознанию содержания. Но существо, присутствие которого почувствовала в себе Дайана, находится еще глубже, где-то в преисподней ее души.

Дайане страшно. Она спрашивает про ключ: «Что он открывает?». Джо смеется. Потому что ключ ничего не открывает, то есть открывает ничто.

Следующие несколько дней остались за кадром. И в этот промежуток Джо передал Дайане ключ, а после этого к ней домой приходили полицейские. Вероятно, Дайана погрузилась в депрессию и целыми днями спала. Последний из этих снов и составляет основную часть фильма.

↑ наверх

Дайана засыпает

Тяжело дыша Дайана ложится на красную подушку. 02:13

Сознание Дайаны вытесняет воспоминание о содеянном в бессознательное. А те образы, которые отпечатались в ее психике в состоянии шока, теперь складываются в безобидную картинку, в которой перемешиваются воспоминания и желания главной героини.

Во сне так всегда и происходит: болезненные и травмирующие события достигают сознания в замаскированном виде.

Из сна Дайаны мы можем почерпнуть некоторые подробности из ее прошлого, ее надежды, мечты и ее интерпретацию произошедших с ней в Лос-Анжелесе событий.

↑ наверх

Катастрофа

«На Малхолланд Драйв в отношениях Дайаны и Камиллы произошла катастрофа» - таково реальное положение дел. Цензура сознания зашифровывает это болезненное событие, превращая его в «Камилла попала в катастрофу».

Дайана несомненно беспокоилась о том, что ее будет искать полиция, и во сне ситуация «Дайану ищут» превращается в «Камиллу ищут».

Люди, которых мы видим в наших снах – это либо части нашей личности, либо наши проекции на реальных людей. Поэтому образ Риты объединяет как черты характера самой Дайаны, так и ее желания, связанные с Камиллой.

↑ наверх

Бетти

Во сне эго Дайаны берет себе имя Бетти — официантки из Винкис. Возможно, это также отсылка к имени голливудской звезды Бетти Грейбл которая была соперницей Риты Хейворт.

Но также возможно, что имя Бетти связано с личностью Беатриче Ченчи, портрет которой мы видим в квартире тёти Рут. Беатриче известна тем, что убила своего отца, вступившего с ней в сексуальную связь. В фильме это первый намёк на отца Дайаны и их отношения.

Фамилия Бетти – Элмз в переводе означает «вязы». Возможно, бессознательное позаимствовало образ дерева у лампы, стоящей на тумбочке рядом с телефоном Дайаны.

Бетти показана наивной и восторженной девушкой. Вероятно, такой и была Дайана, когда приехала в Лос-Анжелес. Обратите внимание на розовый цвет в ее одежде, подчеркивающий ее мечтательность и неопытность.

Бетти сопровождают Айрин со спутником. Они ввели Дайану в мир Голливуда, и после крушения всех надежд, Дайана делает их виноватыми в том, что произошло с ней. Она считает, что старики знали, что она погибнет в этом мире, и обрекли ее на гибель. Это иллюстрирует сцена злорадства стариков.

Умершая тётя Рут во сне Дайаны жива. Но ее имя символически намекает сновидице, что это неправда. Соответственно, дом тёти Рут – это дом неправды.

Мать режиссера Адама Кэшера, Коко, во сне становится управляющей дома миссис Ленуа (фантазия Дайаны дала ей эту фамилию по ассоциации с грецкими орехами).

Уилкинс – это молодой человек, сидевший на вечеринке рядом с Дайаной.

↑ наверх

Рита

Один из внутренних конфликтов Дайаны заключается в том, что с одной стороны, она хочет забыть Камиллу и всё, что с ней связано, а с другой, хочет быть с ней. Бессознательное Дайаны решает эту проблему перемешиванием имён и потерей памяти Риты. Потерявшая память Рита – это Даяна, решившая забыть всё, что связано с Камиллой.

Камилла во сне Дайаны берет себе имя Риты Хейворт, голливудской звезды, у которой под конец жизни были проблемы с памятью. Потеря Ритой памяти – это реализация желания Дайаны забыть Камиллу и всё, что с той произошло. В реальности Камилла была властной и уверенной. Во сне Дайана делает Камиллу беспомощной и помогает ей в поиске себя.

То есть, во сне личность Дайаны расщепляется на две составляющие: на ту, которая еще ничего не знает и ничего не боится (Бетти), и ту, которая знает реальность, но боится ее вспомнить (Рита).

Всякий раз, когда реальность напоминает о себе, Рите становится хуже, что означает нежелание Дайаны возвращаться в реальность.

«я в месте мечты». 26:20

↑ наверх

Мафия

Дайана считает, что Камилла добивается своих целей вовсе не талантом, а помощью влиятельных людей. Поэтому она решает, что серьезный мужчина на вечеринке – это мафиози, а во сне эта фантазия получает свое развитие. Образ мужчины ассоциировался у нее со вкусом эспрессо и ее ужасным настроением.

33:42 Поэтому во сне Луиджи Кастильяни - любитель эспрессо, которому невозможно угодить.

Мафиози продвигают на главную роль Камиллу Роудс, но во сне образ девушки позаимствован у любовницы Камиллы. 29:33

Несколько раз персонажи повторяют фразу, которую произносила Дайана при заказе убийства:

 «Эта девушка». 30:25

↑ наверх

Мистер Рок

30:20. Мистер Рок, владелец киностудии, находится в помещении с синей лампой. Киностудия как фабрика по производству иллюзий, задрапированные стены и синий цвет лампы образуют параллель с клубом «Силенсио» и женщиной в синем парике. Мистер Рок как идеальный руководитель, не отдаёт никаких распоряжений, его подчиненные и так знают, что делать, а он лишь наблюдает. То же самое можно сказать и о синеволосой женщине.

↑ наверх

Джо и Эд

Во время беседы с Джо, Дайана была так впечатлена его черной книжкой, что придумала историю о том, как она у него оказалась. Кроме того, в этой сцене Эд рассказывает Джо о том, как ему удалось избежать неприятностей, устроив катастрофу. Интересно, что Эд, которого убивает Джо – это длинноволосый брюнет.

Но вероятно, черная книжка с телефонными номерами, имеет гораздо большее значение для Дайаны.

Мы узнаём, что Джо был сутенером. И очередная сцена с ним начинается с красноречивого кадра.

Сосиска с яйцом внутри булки имеет однозначный сексуальный подтекст, а надпись «Сделано специально для розовых» указывает на то, что ждет наивных девушек с розовыми мечтами и в розовых кофточках, прилетевших покорять Голливуд.

Проститутка здесь тоже похожа на Дайану, и теперь мы понимаем, что Дайана была вынуждена подрабатывать девушкой по вызову. Так она и познакомилась с Джо.

Из разговора становится ясно, что Джо ищет Камиллу. Это проявление во сне страха Дайаны о том, что ее ищут. 45:22

↑ наверх

Деньги и ключ

В сумке Риты обнаруживаются деньги и синий ключ. В фантазии Дайаны количество денег гораздо больше, что говорит о том, что сумма, которую она отдала Джо была для нее огромной.

Во сне ключ приобретает необычную форму за счет объединения идеи ключа с идеей таинственности и неизвестности.

↑ наверх

Рита вспоминает

Воспоминания о реальности постепенно просачиваются в сознание Дайаны. Рита вспоминает, что она ехала на Малхолланд драйв. 47:50

«Давай будем действовать, как в кино. Выдадим себя за других». 47:58

И в кино, и во сне, персонажи выдают себя за других.

↑ наверх

Винкиз

Бэтти с Ритой звонят из автомата, на который обращал внимание Дэн.

Во сне звонок по телефону означает попытку наладить связь с бессознательным, когда эго пытается восстановить то, что было вытеснено.

Имя Дайаны теперь носит официантка, и Рита вспоминает имя Дайаны Сэлвин. 54:36

Этот эпизод сообщает о том, что Дайана какое-то время работала в Винкиз. Такую же кружку мы видим у нее дома.

Когда девушки во сне звонят Дайане домой, мы слышим то же сообщение автоответчика, что и в реальности 55:59, 02:06:53

01:02:13 Рита боится выяснять что-либо. Это страх Дайаны встретиться с воспоминанием о вытесненном событии.

↑ наверх

Луиза Боннер

Вытесненное содержание вновь пытается проникнуть в сознание Дайаны под видом Луизы Боннер.

Луиза Боннер: «С одним человеком кое-что случилось. Кто вы?».

Луиза пытается напомнить Дайане, что она не Бетти, и что с Камиллой случилось несчастье.

Когда нам снится кошмар, и мы в страхе просыпаемся, это происходит оттого, что какое-то вытесненное содержание достигает порога сознания. Почти то же самое происходит и в этом эпизоде, но боится Рита, а не Бетти, что вновь указывает на то, что образ Риты во сне ближе к реальной Дайане.

↑ наверх

Наказание Адама

Дайана считает, что Адам Кэшер увел у нее Камиллу. Во сне она компенсирует это положение дел и наказывает Адама тем, что любовник уводит его жену, а жена выгоняет из дома. Розовая краска вновь указывает на Дайану: наивная девушка мстит этим гламурным людям в своем воображении. Она заставляет Адама Кэшера потерять всё, и стать таким же жалким и никому не нужным, какой стала она сама.

↑ наверх

Встреча с ковбоем

Загадочный ковбой в фантазии Дайаны еще более могуществен, чем мафиози, и именно он стоит за продвижением Камиллы на главную роль.

↑ наверх

Репетиция роли

Репетиция роли Дайаны показана дважды, и каждый раз она играет по-разному.

Дома Бетти играет наивно и простодушно, как она, вероятно и сыграла на прослушивании в реальном прошлом.

У Уолли Брауна во сне она уже играет как актриса, искушенная в сексуальном плане. Именно так в реальности сыграла Камилла,

«Я хочу сыграть эту сцену также, как с той девушкой, с темными волосами»

но во сне Дайана присваивает это исполнение себе, и производит на всех ошеломляющее впечатление.

Поскольку всё происходящее во сне в замаскированном виде отсылает к реальности, мы можем задаться вопросом, не является ли ситуация в разыгрываемой сцене зашифрованным сообщением из бессознательного Дайаны о том, что она когда-то очень прочно забыла?

На что намекает фраза, брошенная Вуди?

«скажешь, где будет больно» 1:15:30

В сцене речь идет о девушке, вероятно несовершеннолетней, которой домогается друг ее отца. Она как может сопротивляется и грозится убить его. Это уже второй намёк на отца, половую связь и убийство. (Первым был портрет Беатриче)

А если допустить, что название фильма, для которого делается эта сцена, «История Сильвии Норд» является отсылкой к фильму «Сильвия» 1965 года, главную героиню которого звали Сильвия Уэст, и которая в детстве была изнасилована отчимом и стала подрабатывать проституткой, то проблема Дайаны с ее отцом проявляется всё более отчетливо.

↑ наверх

Встреча с Адамом

Сцена прослушивания Адамом девушек – это фантазия Дайаны о том, что Адам мог бы влюбиться в нее. И если бы не мафия, которая заставила его выбрать Камиллу, он наверняка дал бы главную роль Дайане.

↑ наверх

Дом Дайаны

Наконец, воспоминания о реальности вплотную приближаются к сознанию спящей Дайаны, когда Бетти и Рита обнаруживают труп. 01:35:32

Вообще, Дом в сновидении символизирует личность сновидца, то есть Дайану. А труп указывает на то, что сновидец переживает депрессию и думает о смерти.

Дайана достигает во сне тайны, которую пытается вытеснить. Но цензура сознания всё же не дает ей вернуться в реальность. И ситуация «Камилла умерла из-за Дайаны» превращается во сне в ситуацию «Кто-то умер в доме Дайаны из-за Риты».

↑ наверх

Парик

Рита содержательно ближе к реальной Дайане.  Чем больше Рита вспоминает, тем сильнее отождествляется с Дайаной. Теперь, когда она узнаёт, что кто-то умер, она надевает парик, из-за чего образы Риты, Бетти и Дайаны еще сильнее интегрируются.

Бетти говорит Рите, что позаботится о ней. Это зеркальное отражение того, что Камилла заботилась о Дайане.

↑ наверх

Любовь Бетти и Риты

Гомосексуальность Дайаны воспринимается зрителями как нечто не вызывающее вопросов. Тем не менее, с точки зрения психоанализа, женская гомосексуальность может возникнуть вследствие психологической травмы, когда гетеросексуальная направленность влечения блокируется и регрессирует к объектному отношению к матери.

Если в детстве Дайана действительно пережила сексуальные домогательства со стороны отца или отчима, то реакцией на эту травму могла быть ее идентификация с отцовской фигурой, а сексуальным объектом могла стать женщина, похожая на мать.

Мы видели, что Камилла фактически играла роль матери по отношению к Дайане, а во время любовной сцены Дайана ведет себя по-мужски агрессивно. То есть, потребность в отношениях с матерью, дающих чувство спокойствия и безопасности, плюс бессознательное желание отомстить отцу, действуя так, как действовал он, даёт нам образ гомосексуальности Дайаны. И это третий намёк на травму Дайаны, нанесенную отцом.

Помимо этого, секс Бетти и Риты указывает на интеграцию их образов в сознании сновидицы. Бетти уже не носит розовый цвет; отправляясь в клуб она надевает красную кофту, а Рита надевает черное платье и парик. Две девушки становятся единым субъектом, в котором опытность и страстность Камиллы объединяются с внешностью Дайаны.

↑ наверх

Силенсио

Бетти с Ритой ловят такси, чтобы отправиться в клуб Силенсио. На столбе мы видим листок с надписью: «Голливуд – это ад». Это убеждение Дайаны, выстраданное ее горьким опытом.

Театр в сновидениях указывает на отстраненное наблюдение субъекта за какими-либо событиями из жизни, от которых он пытается отгородиться. Отстраненное наблюдение без перепроживания. В психотерапии пациентам иногда рекомендуют представлять болезненные события их жизни на экране кино или на сцене театра.

Что же показывают Дайане на сцене?

Во-первых, ей сообщают, что всё, что она видит – нереально.

Во-вторых, в завуалированной форме показан сексуальный контакт, который когда-то был у Дайаны с отцовской фигурой. Мужчина напрягается, Бетти трясется, короткий стон и расслабление.

В-третьих, песня Плакальщицы напоминает Дайане об убийстве. Плакальщица – это персонаж Южно-Американской легенды – женщина, которую бросил муж, и которая убила детей, а затем себя, став призраком. Исследователи находят в собирательном образе Плакальщицы также и черты Девы Марии Гваделупской, образ которой мы видим в номере отеля «Парк».

↑ наверх

Синяя коробочка

После песни плакальщицы о несчастной любви Бетти обнаруживает в сумке синюю коробочку. Это то, что открывает синий ключ. Если перед сознанием поставить вопрос, оно будет искать ответ и рано или поздно выдаст его. Дайана задала вопрос «что открывает синий ключ», ее сознание представило ей синюю коробочку.

Поскольку реальный ключ ничего не открывает (открывает ничто), то и внутри коробочки – ничто. Синяя коробочка – это воплощение всякой иллюзии: снаружи нечто, а внутри пустота.

Бетти исчезает, как только Рита отворачивается, собираясь  достать ключ. Бетти изначально была образом-пустышкой, лишь побуждая к действиям Риту. Теперь ее нет, и активность должна проявить Рита.

Но Рита – это тоже лишь воображаемый образ, поэтому исчезает и она. Исчезает и сама коробочка, как только выходит из поля зрения наблюдателя.

Всё, что мы видели, это иллюзия, игра воображения спящей Дайаны.

↑ наверх

Дайана просыпается

Дайана просыпается от стука соседки. После ее ухода она заваривает кофе в чашке из Винкис и, сев на диван, видит синий ключ, который окончательно возвращает ее к реальности и означает крушение всех ее иллюзий.

Ее страхи, которые она вытесняла на задний двор своего сознания, теперь предстают перед ней лицом к лицу, она не выдерживает их натиска и убивает себя.

↑ наверх

Итог

Дайана – девушка, исполненная мечтаний. Мечтаний стать актрисой, т.е. создательницей иллюзий.

Она приезжает в Голливуд – место мечты, фабрику грёз, на которой создаются кинематографические иллюзии.

И в этом месте мечты она доходит до полного внутреннего опустошения и разложения, также став лишь иллюзией.

Таким образом, фильм «Малхолланд драйв» повествует о пустоте и иллюзиях в их различном воплощении, обобщающим символом которых становится синяя коробочка.

↑ наверх