Фильм Малхолланд драйв. Психологический разбор. Скрытый смысл

Чтобы понять фильм Дэвида Линча «Малхолланд драйв» достаточно расположить показанные в нем эпизоды в хронологическом порядке, что мы и сделаем в этом видео.

Фильм рассказывает историю девушки Дайаны Сэлвин, приехавшей покорять Голливуд из маленького города Дип Ривер, провинции Онтарио в Канаде. Ее тетя была актрисой и жила в Голливуде, а когда умерла, оставила Дайане немного денег. О родителях Дайаны ничего не говорится, и это нарочитое неупоминание создаёт вопросы, связанные с детством Дайаны.

Дайана мечтала стать актрисой, и после победы в конкурсе танцев Джиттербаг ей открылся путь к артистической карьере.

Название танца «джиттербаг» буквально переводится как трясущийся неврастеник, и это название задает символические границы истории Дайаны, которая началась с танца джиттербаг, а закончилась тем, что она сама стала трясущейся неврастеничкой.

После победы в конкурсе Дайана приезжает в Лос-Анжелес в сопровождении знакомых стариков – Айрин и ее спутника, которые присутствовали с Дайаной на конкурсе.

На съемках фильма «История Сильвии Норт» Дайана знакомится с Камиллой Роудс. Дайане было очень важно получить главную роль, но режиссер Боб Брукер был о Дайане невысокого мнения, и роль получила Камиллла.

Камилла стала заботиться о Дайане и помогала получить роли в фильмах с ней. Девушки становятся любовницами, но Камилла не ограничивается связью с Дайаной, а сближается с режиссером Адамом Кешером.

Когда Камилла сообщает Дайане, что они больше не могут встречаться, Дайана переживает это как крах всей ее жизни.

Вечеринка

Через некоторое время Камилла приглашает Дайану на вечеринку на Малхолланд драйв, которая в итоге становится для Дайаны катастрофой их отношений.

Всё, произошедшее на Малхолланд драйв отпечатывается в памяти Дайаны.

На вечеринке Дайана знакомится с матерью Адама Кешера, Коко. Та жалеет Дайану, поняв, что девушка стала жертвой любовной интриги.

Дайана жестоко страдает от того, что Камилла демонстрирует ей свое пренебрежение. Ее нервы напряжены до предела и то, что ей попадается на глаза, отпечатывается в памяти.

2:14:29 Глотнув из чашки кофе, она видит строгого мужчину, которого принимает за мафиози. В сознании Дайаны ассоциируются вкус отвратительного кофе и лицо этого мужчины.

Дайана видит, что у Камиллы есть другая любовница 2:14:43, проследив за ней взглядом, она видит непонятно откуда взявшегося ковбоя. 2:15:09

Адам Кешер объявляет присутствующим о помолвке с Камиллой, и это эмоционально добивает Дайану.

Заказ

После произошедшего Камилла пытается сохранить отношения, но Дайана отвергает ее.  

В конце концов, Дайана решает убить Камиллу и поручает это сделать Джо, с которым встречается в ресторане «Винкис».

Во время встречи с Джо Дайана также переживает крайний стресс, поэтому окружающие ее предметы и лица приобретают особую значимость.

В ее сознании отпечатывается имя официантки Бетти, черная книжка Джо, слова «Эта девушка», сумка с деньгами и синий ключ, который ей показывает Джо – знак выполненного заказа.

Случайно Дайана сталкивается взглядом с незнакомым человеком возле прилавка.

Сон Дэна

Ее фантазия дает ему имя Дэн (что созвучно ее собственному имени), и эпизод с Дэном иллюстрирует то, что чувствует Дайана в этот момент.

То есть, во время заказа убийства она почувствовала внутри себя нечто страшное. То, с чем невозможно встретиться лицом к лицу и не умереть. Источник ужаса находится на заднем дворе, за помойкой, что символически указывает на бессознательную часть психики. Часть нашего бессознательного является нашей личной помойкой, в которую мы вытесняем неугодные сознанию содержания. Но существо, присутствие которого почувствовала в себе Дайана, находится еще глубже, где-то в преисподней ее души.

Дайане страшно. Она спрашивает про ключ: «Что он открывает?». Джо смеется. Потому что ключ ничего не открывает, то есть открывает ничто.

Следующие несколько дней остались за кадром. И в этот промежуток Джо передал Дайане ключ, а после этого к ней домой приходили полицейские. Вероятно, Дайана погрузилась в депрессию и целыми днями спала. Последний из этих снов и составляет основную часть фильма.

Дайана засыпает

Тяжело дыша Дайана ложится на красную подушку. 02:13

Сознание Дайаны вытесняет воспоминание о содеянном в бессознательное. А те образы, которые отпечатались в ее психике в состоянии шока, теперь складываются в безобидную картинку, в которой перемешиваются воспоминания и желания главной героини.

Во сне так всегда и происходит: болезненные и травмирующие события достигают сознания в замаскированном виде.

Из сна Дайаны мы можем почерпнуть некоторые подробности из ее прошлого, ее надежды, мечты и ее интерпретацию произошедших с ней в Лос-Анжелесе событий.

Катастрофа

«На Малхолланд Драйв в отношениях Дайаны и Камиллы произошла катастрофа» - таково реальное положение дел. Цензура сознания зашифровывает это болезненное событие, превращая его в «Камилла попала в катастрофу».

Дайана несомненно беспокоилась о том, что ее будет искать полиция, и во сне ситуация «Дайану ищут» превращается в «Камиллу ищут».

Люди, которых мы видим в наших снах – это либо части нашей личности, либо наши проекции на реальных людей. Поэтому образ Риты объединяет как черты характера самой Дайаны, так и ее желания, связанные с Камиллой.

Бетти

Во сне эго Дайаны берет себе имя Бетти — официантки из Винкис. Возможно, это также отсылка к имени голливудской звезды Бетти Грейбл которая была соперницей Риты Хейворт.

Но также возможно, что имя Бетти связано с личностью Беатриче Ченчи, портрет которой мы видим в квартире тёти Рут. Беатриче известна тем, что убила своего отца, вступившего с ней в сексуальную связь. В фильме это первый намёк на отца Дайаны и их отношения.

Фамилия Бетти – Элмз в переводе означает «вязы». Возможно, бессознательное позаимствовало образ дерева у лампы, стоящей на тумбочке рядом с телефоном Дайаны.

Бетти показана наивной и восторженной девушкой. Вероятно, такой и была Дайана, когда приехала в Лос-Анжелес. Обратите внимание на розовый цвет в ее одежде, подчеркивающий ее мечтательность и неопытность.

Бетти сопровождают Айрин со спутником. Они ввели Дайану в мир Голливуда, и после крушения всех надежд, Дайана делает их виноватыми в том, что произошло с ней. Она считает, что старики знали, что она погибнет в этом мире, и обрекли ее на гибель. Это иллюстрирует сцена злорадства стариков.

Умершая тётя Рут во сне Дайаны жива. Но ее имя символически намекает сновидице, что это неправда. Соответственно, дом тёти Рут – это дом неправды.

Мать режиссера Адама Кэшера, Коко, во сне становится управляющей дома миссис Ленуа (фантазия Дайаны дала ей эту фамилию по ассоциации с грецкими орехами).

Уилкинс – это молодой человек, сидевший на вечеринке рядом с Дайаной.

Рита

Один из внутренних конфликтов Дайаны заключается в том, что с одной стороны, она хочет забыть Камиллу и всё, что с ней связано, а с другой, хочет быть с ней. Бессознательное Дайаны решает эту проблему перемешиванием имён и потерей памяти Риты. Потерявшая память Рита – это Даяна, решившая забыть всё, что связано с Камиллой.

Камилла во сне Дайаны берет себе имя Риты Хейворт, голливудской звезды, у которой под конец жизни были проблемы с памятью. Потеря Ритой памяти – это реализация желания Дайаны забыть Камиллу и всё, что с той произошло. В реальности Камилла была властной и уверенной. Во сне Дайана делает Камиллу беспомощной и помогает ей в поиске себя.

То есть, во сне личность Дайаны расщепляется на две составляющие: на ту, которая еще ничего не знает и ничего не боится (Бетти), и ту, которая знает реальность, но боится ее вспомнить (Рита).

Всякий раз, когда реальность напоминает о себе, Рите становится хуже, что означает нежелание Дайаны возвращаться в реальность.

«я в месте мечты». 26:20

Мафия

Дайана считает, что Камилла добивается своих целей вовсе не талантом, а помощью влиятельных людей. Поэтому она решает, что серьезный мужчина на вечеринке – это мафиози, а во сне эта фантазия получает свое развитие. Образ мужчины ассоциировался у нее со вкусом эспрессо и ее ужасным настроением.

33:42 Поэтому во сне Луиджи Кастильяни - любитель эспрессо, которому невозможно угодить.

Мафиози продвигают на главную роль Камиллу Роудс, но во сне образ девушки позаимствован у любовницы Камиллы. 29:33

Несколько раз персонажи повторяют фразу, которую произносила Дайана при заказе убийства:

 «Эта девушка». 30:25

Мистер Рок

30:20. Мистер Рок, владелец киностудии, находится в помещении с синей лампой. Киностудия как фабрика по производству иллюзий, задрапированные стены и синий цвет лампы образуют параллель с клубом «Силенсио» и женщиной в синем парике. Мистер Рок как идеальный руководитель, не отдаёт никаких распоряжений, его подчиненные и так знают, что делать, а он лишь наблюдает. То же самое можно сказать и о синеволосой женщине.

Джо и Эд

Во время беседы с Джо, Дайана была так впечатлена его черной книжкой, что придумала историю о том, как она у него оказалась. Кроме того, в этой сцене Эд рассказывает Джо о том, как ему удалось избежать неприятностей, устроив катастрофу. Интересно, что Эд, которого убивает Джо – это длинноволосый брюнет.

Но вероятно, черная книжка с телефонными номерами, имеет гораздо большее значение для Дайаны.

Мы узнаём, что Джо был сутенером. И очередная сцена с ним начинается с красноречивого кадра.

Сосиска с яйцом внутри булки имеет однозначный сексуальный подтекст, а надпись «Сделано специально для розовых» указывает на то, что ждет наивных девушек с розовыми мечтами и в розовых кофточках, прилетевших покорять Голливуд.

Проститутка здесь тоже похожа на Дайану, и теперь мы понимаем, что Дайана была вынуждена подрабатывать девушкой по вызову. Так она и познакомилась с Джо.

Из разговора становится ясно, что Джо ищет Камиллу. Это проявление во сне страха Дайаны о том, что ее ищут. 45:22

Деньги и ключ

В сумке Риты обнаруживаются деньги и синий ключ. В фантазии Дайаны количество денег гораздо больше, что говорит о том, что сумма, которую она отдала Джо была для нее огромной.

Во сне ключ приобретает необычную форму за счет объединения идеи ключа с идеей таинственности и неизвестности.

Рита вспоминает

Воспоминания о реальности постепенно просачиваются в сознание Дайаны. Рита вспоминает, что она ехала на Малхолланд драйв. 47:50

«Давай будем действовать, как в кино. Выдадим себя за других». 47:58

И в кино, и во сне, персонажи выдают себя за других.

Винкиз

Бэтти с Ритой звонят из автомата, на который обращал внимание Дэн.

Во сне звонок по телефону означает попытку наладить связь с бессознательным, когда эго пытается восстановить то, что было вытеснено.

Имя Дайаны теперь носит официантка, и Рита вспоминает имя Дайаны Сэлвин. 54:36

Этот эпизод сообщает о том, что Дайана какое-то время работала в Винкиз. Такую же кружку мы видим у нее дома.

Когда девушки во сне звонят Дайане домой, мы слышим то же сообщение автоответчика, что и в реальности 55:59, 02:06:53

01:02:13 Рита боится выяснять что-либо. Это страх Дайаны встретиться с воспоминанием о вытесненном событии.

Луиза Боннер

Вытесненное содержание вновь пытается проникнуть в сознание Дайаны под видом Луизы Боннер.

Луиза Боннер: «С одним человеком кое-что случилось. Кто вы?».

Луиза пытается напомнить Дайане, что она не Бетти, и что с Камиллой случилось несчастье.

Когда нам снится кошмар, и мы в страхе просыпаемся, это происходит оттого, что какое-то вытесненное содержание достигает порога сознания. Почти то же самое происходит и в этом эпизоде, но боится Рита, а не Бетти, что вновь указывает на то, что образ Риты во сне ближе к реальной Дайане.

Наказание Адама

Дайана считает, что Адам Кэшер увел у нее Камиллу. Во сне она компенсирует это положение дел и наказывает Адама тем, что любовник уводит его жену, а жена выгоняет из дома. Розовая краска вновь указывает на Дайану: наивная девушка мстит этим гламурным людям в своем воображении. Она заставляет Адама Кэшера потерять всё, и стать таким же жалким и никому не нужным, какой стала она сама.

Встреча с ковбоем

Загадочный ковбой в фантазии Дайаны еще более могуществен, чем мафиози, и именно он стоит за продвижением Камиллы на главную роль.

Репетиция роли

Репетиция роли Дайаны показана дважды, и каждый раз она играет по-разному.

Дома Бетти играет наивно и простодушно, как она, вероятно и сыграла на прослушивании в реальном прошлом.

У Уолли Брауна во сне она уже играет как актриса, искушенная в сексуальном плане. Именно так в реальности сыграла Камилла,

«Я хочу сыграть эту сцену также, как с той девушкой, с темными волосами»

но во сне Дайана присваивает это исполнение себе, и производит на всех ошеломляющее впечатление.

Поскольку всё происходящее во сне в замаскированном виде отсылает к реальности, мы можем задаться вопросом, не является ли ситуация в разыгрываемой сцене зашифрованным сообщением из бессознательного Дайаны о том, что она когда-то очень прочно забыла?

На что намекает фраза, брошенная Вуди?

«скажешь, где будет больно» 1:15:30

В сцене речь идет о девушке, вероятно несовершеннолетней, которой домогается друг ее отца. Она как может сопротивляется и грозится убить его. Это уже второй намёк на отца, половую связь и убийство. (Первым был портрет Беатриче)

А если допустить, что название фильма, для которого делается эта сцена, «История Сильвии Норд» является отсылкой к фильму «Сильвия» 1965 года, главную героиню которого звали Сильвия Уэст, и которая в детстве была изнасилована отчимом и стала подрабатывать проституткой, то проблема Дайаны с ее отцом проявляется всё более отчетливо.

Встреча с Адамом

Сцена прослушивания Адамом девушек – это фантазия Дайаны о том, что Адам мог бы влюбиться в нее. И если бы не мафия, которая заставила его выбрать Камиллу, он наверняка дал бы главную роль Дайане.

Дом Дайаны

Наконец, воспоминания о реальности вплотную приближаются к сознанию спящей Дайаны, когда Бетти и Рита обнаруживают труп. 01:35:32

Вообще, Дом в сновидении символизирует личность сновидца, то есть Дайану. А труп указывает на то, что сновидец переживает депрессию и думает о смерти.

Дайана достигает во сне тайны, которую пытается вытеснить. Но цензура сознания всё же не дает ей вернуться в реальность. И ситуация «Камилла умерла из-за Дайаны» превращается во сне в ситуацию «Кто-то умер в доме Дайаны из-за Риты».

Парик

Рита содержательно ближе к реальной Дайане.  Чем больше Рита вспоминает, тем сильнее отождествляется с Дайаной. Теперь, когда она узнаёт, что кто-то умер, она надевает парик, из-за чего образы Риты, Бетти и Дайаны еще сильнее интегрируются.

Бетти говорит Рите, что позаботится о ней. Это зеркальное отражение того, что Камилла заботилась о Дайане.

Любовь Бетти и Риты

Гомосексуальность Дайаны воспринимается зрителями как нечто не вызывающее вопросов. Тем не менее, с точки зрения психоанализа, женская гомосексуальность может возникнуть вследствие психологической травмы, когда гетеросексуальная направленность влечения блокируется и регрессирует к объектному отношению к матери.

Если в детстве Дайана действительно пережила сексуальные домогательства со стороны отца или отчима, то реакцией на эту травму могла быть ее идентификация с отцовской фигурой, а сексуальным объектом могла стать женщина, похожая на мать.

Мы видели, что Камилла фактически играла роль матери по отношению к Дайане, а во время любовной сцены Дайана ведет себя по-мужски агрессивно. То есть, потребность в отношениях с матерью, дающих чувство спокойствия и безопасности, плюс бессознательное желание отомстить отцу, действуя так, как действовал он, даёт нам образ гомосексуальности Дайаны. И это третий намёк на травму Дайаны, нанесенную отцом.

Помимо этого, секс Бетти и Риты указывает на интеграцию их образов в сознании сновидицы. Бетти уже не носит розовый цвет; отправляясь в клуб она надевает красную кофту, а Рита надевает черное платье и парик. Две девушки становятся единым субъектом, в котором опытность и страстность Камиллы объединяются с внешностью Дайаны.

Силенсио

Бетти с Ритой ловят такси, чтобы отправиться в клуб Силенсио. На столбе мы видим листок с надписью: «Голливуд – это ад». Это убеждение Дайаны, выстраданное ее горьким опытом.

Театр в сновидениях указывает на отстраненное наблюдение субъекта за какими-либо событиями из жизни, от которых он пытается отгородиться. Отстраненное наблюдение без перепроживания. В психотерапии пациентам иногда рекомендуют представлять болезненные события их жизни на экране кино или на сцене театра.

Что же показывают Дайане на сцене?

Во-первых, ей сообщают, что всё, что она видит – нереально.

Во-вторых, в завуалированной форме показан сексуальный контакт, который когда-то был у Дайаны с отцовской фигурой. Мужчина напрягается, Бетти трясется, короткий стон и расслабление.

В-третьих, песня Плакальщицы напоминает Дайане об убийстве. Плакальщица – это персонаж Южно-Американской легенды – женщина, которую бросил муж, и которая убила детей, а затем себя, став призраком. Исследователи находят в собирательном образе Плакальщицы также и черты Девы Марии Гваделупской, образ которой мы видим в номере отеля «Парк».

Синяя коробочка

После песни плакальщицы о несчастной любви Бетти обнаруживает в сумке синюю коробочку. Это то, что открывает синий ключ. Если перед сознанием поставить вопрос, оно будет искать ответ и рано или поздно выдаст его. Дайана задала вопрос «что открывает синий ключ», ее сознание представило ей синюю коробочку.

Поскольку реальный ключ ничего не открывает (открывает ничто), то и внутри коробочки – ничто. Синяя коробочка – это воплощение всякой иллюзии: снаружи нечто, а внутри пустота.

Бетти исчезает, как только Рита отворачивается, собираясь  достать ключ. Бетти изначально была образом-пустышкой, лишь побуждая к действиям Риту. Теперь ее нет, и активность должна проявить Рита.

Но Рита – это тоже лишь воображаемый образ, поэтому исчезает и она. Исчезает и сама коробочка, как только выходит из поля зрения наблюдателя.

Всё, что мы видели, это иллюзия, игра воображения спящей Дайаны.

Дайана просыпается

Дайана просыпается от стука соседки. После ее ухода она заваривает кофе в чашке из Винкис и, сев на диван, видит синий ключ, который окончательно возвращает ее к реальности и означает крушение всех ее иллюзий.

Ее страхи, которые она вытесняла на задний двор своего сознания, теперь предстают перед ней лицом к лицу, она не выдерживает их натиска и убивает себя.

Итог

Дайана – девушка, исполненная мечтаний. Мечтаний стать актрисой, т.е. создательницей иллюзий.

Она приезжает в Голливуд – место мечты, фабрику грёз, на которой создаются кинематографические иллюзии.

И в этом месте мечты она доходит до полного внутреннего опустошения и разложения, также став лишь иллюзией.

Таким образом, фильм «Малхолланд драйв» повествует о пустоте и иллюзиях в их различном воплощении, обобщающим символом которых становится синяя коробочка.