Философия «Призрака в доспехах» (1995). [Перевод]

«Призрак в доспехах» оказал огромное влияние на научную фантастику.

Хотя в фильме есть типичная идея о битве между человеком и его творением, итогом этой борьбы показано не торжество одной стороны над другой, а их синтез.

 

Фильм рассказывает о майоре Мотоко Кусанаги, правительственном агенте-киборге, работающем на 9-й отдел - подразделение для тайных операций. 9-й отдел преследует таинственную сущность, известную как Кукловод, который взламывает призраки, подменяет воспоминания людей и заставляет их действовать так, как ему нужно. Этот супер-хакер оказался шпионской программой, первоначально называвшейся Проект 2501, которая тайно разрабатывалась 6-м отделом. (разведывательное подразделение, вроде ЦРУ). 6-й отдел утратил контроль над своим созданием после того, как у программы спонтанно возникло самосознание в результате пребывания в огромном океане цифровой информации.

Когда Кусанаги наконец ловит Кукловода, тот делает ей прямое предложение:   объединить сознание ее и Кукловода и создать новое, уникальное существо. Мотоко соглашается, и фильм заканчивается появлением новой сущности.

Противостояние и примирение этих двух сил - человеческого и цифрового сознания - соответствует взглядам немецкого философа Георга Гегеля на сущность прогресса. По Гегелю, двигатель истории - это конфликт. Каждый шаг в развитии со времен наших прославленных предков и до наших дней, вызван силами, которые сталкиваются и создают что-то новое. Это «диалектика» Гегеля в двух словах. Но прежде чем мы это обсудим, нужно показать, как фундаментальные идеи Гегеля помогают создать вселенную «Призрака в доспехах».

Прежде всего, философия Гегеля основана на уверенности в том, что мир действует по рациональным принципам и что истинная природа реальности познаваема. Поведение Кусанаги определяется этим философским идеализмом. Ей движет неудовлетворенность ограниченностью своих перспектив и уверенность в том, что ей доступна более совершенная реальность. Таким образом, фильм трактует бракосочетание человеческого сознания Кусанаги и искусственной природы Кукловода с некоторым оптимизмом, а система диалектики Гегеля объясняет, почему. Но сначала я хочу отграничить гегелевскую диалектику от обычного понимания этого термина.

В классической философии диалектика - это форма дискуссии, направленная на выявление противоречий и лучшее понимание истины. Вы начинаете с аргумента, который называется тезис, ему противопоставляется контр-аргумент, антитезис. Итогом может быть опровержение первоначального суждения, утверждение контраргумента или синтез обоих суждений, который приводит к лучшему пониманию предмета. Вспомните метод Сократа или перекрестный допрос свидетеля. Цель состоит в том, чтобы узнать истину.

В системе Гегеля диалектика - это больше, чем просто философское вопрошание - она тот самый механизм, посредством которого люди развиваются и на индивидуальном уровне, и как общество в целом. Когда одна сила противостоит другой, в результате появляется что-то новое.

В основе фильма лежит диалектика человеческого и цифрового миров. С одной стороны у нас Кусанаги с ее человеческим разумом. Ее различные воспоминания и переживания объединяются, чтобы сделать ее уникальной личностью. И все же она чувствует себя стесненной своей ограниченной личной индивидуальностью.

С другой стороны у нас Кукловод, который возник из огромных информационных ресурсов кибер-реальности и поэтому обладает лучшим пониманием того, что ищет Кусанаги. Но Кукловод тоже чувствует себя ограниченным из-за отсутствия у него личности.

Короче говоря, у каждого есть то, что нужно другому.

Другие фильмы научили нас думать, что, когда технология выходит за разумные рамки, ее нужно обуздать, чтобы человечество могло сохраниться. Но с точки зрения гегелевской диалектики господина и раба у этой встречи двух видов разума не должно быть победителя.

Представьте себе средневекового феодала и крепостных, которые должны работать на его полях. Господин может заставить крепостных трудиться, потому что он контролирует все сельское хозяйство в этом районе. Рабы – это его крестьяне, которые не могут позволить себе иметь собственную землю. Они трудятся в поте лица, а лорд сидит с освежающим напитком. Звучит неплохо для господина, не так ли?

Проблема в том, что, как крепостные рабочие, они становятся все лучше и лучше в сельском хозяйстве, в то время как господин не узнает ничего нового. Он не развивается, а крепостные становятся более сильными благодаря их ценным знаниям. Это, по мнению Гегеля, то, что приводит угнетенных к победе над своими хозяевами.

Примеры угнетающих господ и узурпированных рабов встречаются в фильме на каждом шагу. 6-й отдел, якобы тянущий Кукловода за нити, остается устаревшим, застывшим и застрявшим в политике старого мира. Они сохраняют некоторую силу благодаря своему господству в Проекте 2501, но не прогрессируют, тогда как Кукловод, пока работает на них, постепенно наращивает сознательность. В свою очередь, Кукловод действует как господин, когда использует свою способность взламывать призраки, чтобы захватить других и заставить их работать на себя. Мы видим это в начале фильма, когда в 9-м отделе допрашивается мусорщик, и выясняется, что ему внедрили воспоминания о том, что он шпионил за женой, хотя на самом деле он был всего лишь инструментом Кукловода. Но усилия Кукловода постоянно срываются, и он не может избежать причины своего рабства.

Аналогичным образом, типичный образ действий девятого отдела показывает классическое поведение господина; Они идут на крайние меры для достижения своих целей, не оставляя места для компромиссов. В первый раз, когда мы видим Бато, он хвастается тем, что 9-й отдел уполномочен убивать. И подход Арамаки к Кукловоду состоит в том, чтобы уничтожить его, если Кусанаги не сможет его обезвредить. В конечном счете, все это непродуктивно. Это только усложняет для девятого отдела понимание истинной природы Кукловода и затягивает путь Кусанаги к просветлению.

Предпочтительным результатом, когда две противоположные силы сталкиваются, является синтез, который Гегель называет «снятием». Он подразумевает нечто очень конкретное: объединение без потерь. Результатом является единая, высшая идея, которая включает и примиряет обе точки зрения. Это и хочет сделать Кукловод, когда предлагает, чтобы он и Кусанаги объединились.

Киборг - отличный пример этого. Киборг не является ни человеком, ни машиной. Это синтез человека и машины - охватывая и то, и другое, он становится чем-то новым. Снятие имеет решающее значение, поскольку оно помогает избежать стагнации, которая возникает, когда человек, идея или что-то еще слишком изолируется.

Команда 9-го отдела тоже составлена с учетом принципов диалектики. Когда Тогуса спрашивает Кусанаги, почему он, человек без кибер-улучшений, включен в команду киборгов, Кусанаги объясняет, что его уникальность делает группу сильнее. Кукловод тоже осознает проблему стагнации, поэтому ему нужны ограничения, которые Кусанаги считает сковывающими.

Здесь уместно вспомнить Борг - расу киборгов из «Звездного пути». Борг - ужасный злодей, и я бы использовал любую возможность, чтобы перевоспитать их, но они на самом деле иллюстрируют то, о чем мы говорим. Борг - это кибернетическая раса, которая путешествует по галактике, ассимилируя другие виды в единый коллективный разум.

Почему они это делают? По той же причине. Без многообразия слабые стороны расы будут генетически смешиваться и накапливаться, что сделает их цивилизацию уязвимой.

Очевидно, для ассимилированных рас есть некоторая потеря. Борг получает ваши умственные способности и свежий генетический материал, а всё, что вы получаете - это новый, современный внешний вид. Но с точки зрения Борга, это история развития сознания.

Снятие - это кульминация «Призрака в доспехах» - не битва со смертью, а синтез, который приводит к более сильному, более развитому существу.

Для Гегеля прогресс человеческой истории происходит через такие конфликты, как на индивидуальном уровне, так и в гораздо более широких масштабах. Каждый раз, когда мы делаем любое достижение через эту диалектику, будь то в науке, искусстве или чем-то еще, мир переходит в новое положение дел, которое будет улучшением по сравнению с тем, что было раньше. Гегель называет эту новую структуру «дух».

В конце фильма, после того, как Кусанаги и Кукловод синтезировались, у нас появилось новое положение дел, с новым типом живого существа. Назовите это новой эрой, назовите это эволюцией, назовите это как хотите - это Дух, следует своим путем к лучшему миру.

Фильм намекает на это в кульминационной битве, когда огонь танков уничтожает в Древе Жизни название менее развитых существ, останавливаясь на вершине на обозначении людей - «гоминис». Это символизирует то, что эволюция должна продолжаться даже после человеческих существ.

Вот почему послание «Призрака в доспехах» так отличается от других фильмов в этом жанре. Его суть не в том, что произойдет, если мы сольемся с нашей технологией, а в том, что произойдет, если мы этого не сделаем. Суть послания фильма состоит в том, чтобы взаимодействовать с миром, разрешать с ним наши противоречия и становиться сильнее, чем мы были раньше. Фиксация наших убеждений на том, кто мы есть, только помешает нам стать тем, кем мы можем быть. Иначе говоря, «сопротивление бесполезно» может звучать плохо из уст Борга, но, согласно Гегелю, снятие необходимо для прогресса.