«Из машины» (2014). Манипуляция «хорошим парнем». Разбор диалога

Если из фильма «Из машины» убрать весь научно-фантастический антураж, то мы получим историю про то, как девушка влюбляет в себя доверчивого парня, использует его для достижения своих целей и оставляет во френдзоне.

Давайте представим, что Ава – это обычная девушка, которая живет со своим парнем, Нейтаном. Нейтан держит ее взаперти, постоянно следит за ней и не даёт ни с кем общаться. Однажды он решает использовать своего коллегу, Калеба, чтобы проверить свою подругу на предмет верности.

↑ наверх

Сеанс 1

Ава хочет сбежать от Нейтана, поэтому ей нужно добиться расположения его друга и получить возможность им манипулировать. Для начала, ей нужно сблизиться с Калебом.  и поселить в нём надежду на развитие отношений.

«Ты придешь завтра?» 14:55

После первой же встречи она даёт понять, что хотела бы еще раз увидеться с Калебом. Так она показывает, что у их отношений есть перспектива и Калеб при желании может их развить.

↑ наверх

Сеанс 2

На второй встрече Ава демонстрирует, что она не просто симпатичная пустышка, но что у нее тоже есть внутренний мир, который может быть Калебу интересен.

«Тебе нравится?» 25:50

Рисование и творчество — это проявление внутреннего мира.

Калеб пока что ведет себя достаточно отстранённо и демонстрирует своё превосходство и независимость.

«Что мне нарисовать?» — Ава показывает Калебу, что она готова сделать что-нибудь ради него. Но Калеб не проявляет интереса:

«Что хочешь, решать тебе. Мне интересно, что выберешь ты».

Эта фраза показывает расстановку сил. Пока что Калеб занимает доминирующую позицию и делает то, что интересно ему самому. Ава обескуражена, ее попытка сближения не удалась. Тогда она решает действовать более прямолинейно.

«Будешь моим другом?» — Ава как бы показывает свою нужду и несамодостаточность, рассчитывая тем самым вызвать у Калеба сочувствие. Ведь если ей нужен друг, значит ей, возможно, одиноко.

Взрослого человека ситуация, когда ему на второй встрече предлагают дружбу, должна насторожить. Ведь обычно отношения дружбы складываются постепенно, и Калеб это, в принципе, понимает. А если мы сходу соглашаемся быть другом, то тем самым берем на себя некоторые негласные обязательства. И если наш партнер недобросовестный, то он непременно впоследствии этим воспользуется, сказав, к примеру: «сделай для меня кое-что, ты же мне друг».

Калебу стоило бы сказать: «Давай пока просто пообщаемся, узнаем друг друга получше».

Но Калеб действует так, как действуют все типичные «хорошие парни»: он немедленно соглашается. И Ава тут же переходит в наступление и предъявляет ему претензию.

«Наши беседы односторонние»

Ей нужно смутить Калеба и пробудить в нем чувство вины.

 «На такой основе не строят дружбу» — 27:25

Для Калеба такой поворот был неожиданностью и он, не желая вступать с Авой в конфронтацию, тут же передаёт ей инициативу в диалоге:

«Хочешь, чтобы я о себе рассказал?»

Калеб человек неконфликтный и поэтому всегда старается понимать собеседника с полуслова, заранее определять, чего тот хочет. Это его способ управления людьми — через подстраивание и предугадывание их желаний. Он избегает конфронтаций и столкновения интересов, потому что для него главное — оставаться «хорошим парнем».  

Чтобы не стать объектом манипуляции, ему следовало бы спросить: «К чему ты клонишь? Или «Что ты понимаешь под дружбой?». Но он сдаёт позиции без боя. Ава перехватила инициативу в диалоге и теперь она задаёт вопросы.

Ава расспрашивает Калеба о его личной жизни и в подходящий момент заводит разговор о Нейтане. Ее главная цель — испортить отношения Калеба и Нейтана и сделать Калеба своим союзником. Она намекает Калебу, что Нейтану нельзя доверять, как бы предупреждая о возможной опасности.

«Ты ошибаешься в Нейтане. Он тебе не друг. Не верь ему.» — 31:00

Таким образом она как бы приобщает Калеба к секретной информации, и теперь у них есть общая тайна, которая скрепляет их мнимую дружбу.

Так Калеб оказывается на крючке. Его мысли теперь постоянно заняты Авой, он, как говорится, «запал» на нее, потому что невольно спроецировал на нее свой идеал. Ава, со своей стороны, подпитывает его чувства, давая ему понять, что она тоже постоянно думает о нём.

↑ наверх

Сеанс 3

На третьем сеансе она показывает Калебу рисунок, сделанный специально «как он просил». Так она демонстрирует, что прислушивается к его словам и делает что-то «ради него».

А у Калеба тем временем уже зреют планы о том, как он выведет Аву из заточения:

«Ты никогда не выходишь из этого здания?» — 39:34.

Калеб уже примеряет на себя роль спасителя, который освободит несчастную девушку от ее сожителя. Мы знаем, что у Калеба было трудное детство и что он одинок, а люди, познавшие несчастье и одиночество, часто берут на себя внутреннее обязательство спасать от несчастий и одиночества других людей. Проблема в том, что часто они пытаются спасать тех, с кем им лучше было бы вообще не общаться. Они только губят свою собственную жизнь, потому что мнимые жертвы садятся им на шею и начинают использовать.

Разумеется, Ава улавливает этот настрой Калеба и уже открыто предлагает ему свидание. Ну а дальше она приступает уже к откровенному соблазнению. Она видит, что Калеб находится под воздействием ее «женских чар». Приличная женщина понимает, насколько это сильное оружие, и не станет его использовать в своих интересах. Но Ава, очевидно, не из таких.

↑ наверх

Сеанс 4

Случайно Калеб становится свидетелем сцены, когда Нейтан рвет рисунок Авы. Разумеется, он делает вывод, что Нейтан поступает нехорошо, ведь он еще не знает, что Ава нарисовала его, Калеба. Так что Нейтан вполне мог разозлиться из-за ревности. Тем более, Калеб не догадывается о том, что Ава нарисовала его портрет намеренно, в целях манипуляции обоими мужчинами.

Вообще, часто, когда «хороший парень» видит со стороны общение какой-либо пары, он автоматически занимает сторону девушки. Ему кажется, что ее партнер с ней груб, а она хорошая и такого не заслуживает. Он видит только ее фасад, «персону» и ему не приходит в голову, что возможно, дома она выносит мозг своему парню.

↑ наверх

Сеанс 5

На пятой встрече Ава демонстрирует Калебу свою способность видеть его насквозь. Проверяя его на честность, она в итоге спрашивает:

«Ты добрый парень?»

Это вопрос из той же серии, что и вопрос «ты будешь моим другом?»; он открывает возможность для дальнейшего манипулирования. Если Калеб отвечает утвердительно, то он тем самым «подписывается» на то, чтобы поступать в соответствии с чужими ожиданиями.

Если вы относитесь к типу хороших парней, вам не следует бояться того, что некоторые люди будут считать вас плохими. Хорошим нужно быть для своей совести, а не для мнения других людей. Поэтому, на вопрос «хороший ли ты парень?» можно ответить: «да, но не всегда», или «в зависимости от обстоятельств».

Интересна реакция самого Калеба на этот вопрос. Он показывает крайнее смущение и желание уйти от разговора. Это говорит о том, что Калеб не только считает себя добрым и хорошим парнем, но и втайне гордится этим, ставя себя выше других людей. Он смущается не из-за скромности, а из-за своей тайной гордости, из-за того, что собеседник может обнаружить его самомнение. А если его мнение превосходства будет обнаружено, то это повредит его имиджу хорошего парня. В том, чтобы быть добрым нет ничего стыдного. Стыдно считать это своим преимуществом.

Итак, вопрос «хороший ли ты парень?» является на самом деле замаскированным посланием Авы: «я хочу, чтобы ты вёл себя как хороший парень».

После этого Ава задаёт вопрос о том, что будет, если выяснится, что она не удовлетворяет требованиям Нейтана.

«К тебе приставлен тот, кто может тебя отключить?» — Это означает: «я не хуже тебя и заслуживаю того же, что и ты».

Она показывает порванный рисунок, как бы говоря: «Смотри, у меня есть чувства к тебе, но Нейтан их презирает и топчет».

Ава: «Хочу быть с тобой». Здесь можно только удивляться прямолинейности и цинизму Авиной манипуляции. Но Калеб принимает ее слова за чистую монету; они вызывают у него огромную жалость к Аве, ведь она, вероятно, страдает из-за своих чувств. Так и было рассчитано.

«Ты хочешь быть со мной?» — 01:03:57

Мы не знаем, ответил ли что-нибудь Калеб. Но этот вопрос, по сути, риторический: он означает: «если ты друг, и если ты хороший парень, то ты сделаешь всё, чтобы быть со мной».

Разумеется, Калеб сделает всё, чтобы сыграть свою роль спасителя.

↑ наверх

Сеанс 6

На следующей встрече Ава уже начинает эмоционально давить на Калеба.

«Я весь вечер тебя ждала» — 01:15:34

Снова упрёки и попытки вызвать у Калеба чувство вины. Но если ты знаешь, что он хороший парень, значит, волноваться не о чем, у него ведь тоже могут быть какие-то свои дела! Он не обязан постоянно быть с тобой, даже если он твой друг.

Калеб излагает ей план освобождения. Ну а что было дальше, вам известно. Получив желаемое, Ава бросает Калеба, даже не поблагодарив его.

↑ наверх

Заключение

Итак, в какой момент Калеб стал объектом манипуляции? В тот момент, когда он решил, что должен выполнять обязательства, которые на него возложила Ава. Что он должен стать ее другом и нести ответственность за ее счастье и благополучие.

Первая проблема Калеба и других хороших людей — это их обострённое чувство ответственности. Они готовы выполнять даже то, чего не обещали. Из-за этого они легко попадают в «ловушку упрёков». Стоит их упрекнуть, что они не делают того, чего от них ожидают, и они тут же стараются всё исправить, даже если они никому ничего не обещали.

Вторая проблема хороших людей в том, что они, взяв на себя какие-то обязательства, ожидают, что другие будут поступать точно так же. Будут такими же ответственными и такими же хорошими людьми. Из-за этого их ответственность и их хорошее поведение становятся средством, с помощью которого они пытаются управлять другими людьми.

Так, Калеб решил, что если он поможет Аве, то она ему ответит тем же — спасёт его от одиночества. То есть, он помогает ей ради определённой выгоды. Но по факту, Ава не брала на себя никаких обязательств. И если ее спросить: «но ведь ты хотела пойти на свидание, говорила, что хочешь быть с Калебом?» Она ответит: «хотела, но не обещала же». И будет права.

Поэтому, если вы хороший человек, отслеживайте попытки других людей возложить на вас какие-либо обязательства. Учитесь говорить «нет», и отказывайте в неуместных просьбах. Будьте хорошим человеком, но не ради того, чтобы повлиять на отношение к вам других людей.

↑ наверх