Моана (2016). Разбор мультфильма

В отличие от других продуктов студии Дисней, в которых идеологическая подоплека шита белыми нитками, мультфильм «Моана» получился подлинным и глубоким произведением искусства, символические образы которого можно обсуждать часами, получая новые знания о бытии, обществе и саморазвитии.

Фильм начинается с космогонического мифа, который рассказывает Тала, бабушка Моаны.

«В начале был только океан»

Сразу стоит обратить внимание, что версия Талы отличается от версии, рассказанной Мауи.

В мифе Талы отсутствует мужское оформляющее начало, отсутствует персонаж бога (хотя в полинзийской мифологии такой персонаж есть).

Творцом всего сущего объявляется Те Фити. Но я не склонен думать, что это влияние феминистской идеологии, поскольку миф Талы вполне соответствует современному научному мифу о том, что всё, включая сознание, происходит из материи. Так что перед нами просто иллюстрация мировоззрения современного человека, который стал считать мужское начало производным от женского.

 

Когда Мауи рассказывает Моане свою версию космогонии, то выясняется, что это на самом деле он вытаскивал острова из океана. Это больше похоже на правду, так как для возникновения чего бы то ни было определенного, нужны два принципа – оформляющий и реализующий, дух и материя, мужское и женское.

Образ острова является адекватным символом любой определенности: это как фигура на фоне, оформленность в окружении хаоса.

Сознательная жизнь на острове организуется вокруг символического центра, оси, которую олицетворяет гора с возложенными на нее камнями. Камни символизируют основу, которую заложили предки для движения вверх, к небу.

Океан, который является в фильме самостоятельным персонажем, символизирует жизненную первооснову, из которой всё возникает, и которая всё собой охватывает. Эту первооснову можно называть самостью, Богом, коллективным бессознательным, мировой душой или как-то еще. Главное четко понимать ее местонахождение в структуре сознания и действительности: это то целое, которое охватывает собой всё и присутствует везде и во всём.

 

Народ, которому принадлежит Моана, изначально был связан с этой первоосновой, укоренён в ней, что давало ему силы и обеспечивало процветание. Но затем произошел некий культурный сдвиг, смена парадигмы, переоценка ценностей, в результате чего люди оторвались от своих корней, потеряли связь с бытием и замкнулись сами в себе, создав на отдельном острове зону комфорта.

Из-за чего произошло это изменение? Из-за того, что человечество в лице Мауи перешло границы дозволенного, попытавшись присвоить себе способность создавать жизнь.  Мауи олицетворяет способности человека познавать и подчинять себе природу.

Крюк Мауи будучи подарком богов, т.е. высших разумных принципов, поначалу был инструментом познания и творчества, которое было делом не только Мауи, но и океана. Об этом свидетельствуют следующие слова:

Мауи: «Будь я океаном, я бы тоже остановил свой выбор на кудрявой не-принцессе, чтобы начать заново».

Творчество и познание было их совместным действием, синергией познающего и познаваемого, их взаимным устремлением к друг другу и в создании нового.

Но людям этого было мало и в итоге Мауи, то есть, человечество, использует крюк как изолированную рациональную способность, как инструмент овладения тайнами природы, как инструмент насилия над объектом познания. Это и показано как похищение Мауи сердца Те Фити, зеленого камня.

Что символизирует этот камень?

Сущность жизни – это самодвижение. Если всё неживое движется под влиянием внешней причины, то живое содержит причину движения в самом себе. Зеленый камень символизирует именно эту первопричину всякого движения и развития.

Будучи сверхплотным веществом, камень являет собой образ сжатой в единую точку потенции развития, точку сингулярности. Овальная форма камня отсылает к идее мирового яйца как зародыша всего сущего. А само развитие отображено на нем в образе спирали. Спираль раз-вивается, раскрывая то, что заложено, свито в точке начала.

 

Хищническое отношение людей к тайне жизни привело к реакции, к энантиодромии. Творчество перешло в свою противоположность, в разрушение, источник жизни превратился в источник смерти. Злоупотребление любовью превратило ее в ненависть и Те Фити превратилась в Те Ка.

 

Крюк Мауи, творческая способность мужского начала, оказался захваченным царством монстров. Монстры, хтонические чудовища, олицетворяют неразумные и хаотичные силы природы и психики. Их царство - царство случайности, царство низших инстинктов, где отсутствуют понятия добра и зла, красивого и безобразного.  

Томатоа: «Я съел свою бабку»

Там побеждает сильнейший, а жизнь представляет собой непрестанное самопорождение и самопожирание.  

Захват крюка Мауи вполне может олицетворять ситуацию в нашей культуре, когда наука оказывается в руках ненасытного бизнеса и агрессивной идеологии.

Сам Мауи оказался в заточении на острове, где он в течение тысячи лет занимался тем, что ваял статую самого себя внутри пещеры.

Если видеть в Мауи олицетворение человеческого разума, то его замкнутость в пещере (т.е. в самом себе) и самодовольное созерцание и ваяние самого себя станут характерным образом либо рационализма, замкнувшегося на своих чисто теоретических построениях, либо агностицизма навроде кантовского, познающего только явления и неспособного увидеть в них живую сущность.

Таков результат утраты связи разума со своей бытийной первоосновой, с источником творческой и познавательной интуиции.

 

Связь людей с первоосновой обозначена в мультфильме в виде медальона, который один вождь передаёт другому. Отец Моаны в молодости показан уже без медальона. Это значит, что его поколение уже утратило преемственность сакрального знания. Именно поэтому он не смог заплыть за риф, а его друг погиб. По той же причине чуть не погибла Моана. Без медальона, т.е. без необходимого знания, без некоего дозволения, попытка вступить в контакт со стихией первоосновы становится смертельно опасной.

 

 

Хранительницей сакрального знания является Тала, бабушка Моаны. Мы видим, как она поддерживает общение с океаном. Но при этом она признаёт себя деревенской сумасшедшей.

Всё это указывает на то, что изначально вождь племени объединял в себе светский и духовный авторитет, был и царём, и жрецом. Но после культурного перелома вождь исполняет только функцию светской власти, а духовные авторитеты в этом обществе либо отсутствуют, либо становятся маргиналами.

В этой картине тоже хорошо отражено состояние общества, в котором мы живем.

 

Карл Юнг выделял четыре основных функции сознания: мышление, чувство, ощущение и интуицию. Ощущение регистрирует факты, Интуиция позволяет постигать смысл как единое целое, мышление выявляет структуру - логические связи внутри смысла, а чувство даёт переживание смысла как ценности, соотнося его с нашим внутренним миром.

В нашей культуре доминирующими функциями являются ощущение и мышление. У нас ценится в первую очередь то, что можно пощупать и то, что дает телесные удовольствия – за это отвечает ощущение. А бурный рост науки обеспечивается приматом рассудочного мышления.

Вследствие этого, интуиция и чувство, отвечающие за связь с целым и формирование ценностей и смыслов, оказываются подавленными и их проявления не принимаются за что-то серьезное и существенное. Именно эти функции сознания олицетворяет собой бабушка Моаны.

 

Моана унаследовала от Талы ее способности и переживает их как тягу к океану. Но в обществе, в котором она живет, эти способности реализовать невозможно; они невостребованы. Из-за этого у героини возникает внутренний конфликт, потребность в самореализации при внешнем давлении социальных установок. В своем племени Моана не может реализовать себя; поэтому либо общество должно измениться, либо Моана должна смириться.

 

До поры до времени племя Моаны считает себя самодостаточным и наслаждается комфортом. Не помышляя об открытии новых земель, т.е. о внутреннем познании и развитии, оно удовлетворяется своей чисто материальной зажиточностью. Это общество даже считает себя прогрессивным, что выражается в укладке башни, которая с каждым камнем делается ближе к небу. Однако, отказ от глубинной связи с бытием и пренебрежение к самости не может остаться без последствий.  

 

Первыми признаки надвигающейся беды улавливают животные. Безумный петух Хейхей, своеобразный юродивый, своим перформансом намекает на судьбу народа; остров скоро станет бесплодным камнем и людям будет нечего есть.

Петух – это символ солнца и огня, олицетворение мужского принципа. То, что он показан слабоумным, указывает на проблему маскулинности в данном обществе. Мауи, как мы помним, заперт на острове, а его крюк утрачен. С другой стороны, безумие петуха – это пророческий дар. Безумием оно является только для представителей данного общества, в котором доминирует рациональность.

Моана чувствует, что петух играет важную роль и не отвергает его. Поэтому петух становится спутником Моаны. Он - одна из частей личности героини, ее иррациональная и невостребованная сторона. Неслучайно в критический момент Хейхей спасает положение.

 

В отличие от петуха, поросенок вероятно олицетворяет какую-то детскую часть личности героини, ее внутреннего ребенка, который пугается океана и остаётся на берегу.

Отправившись в плавание, Моана оставляет эту часть личности в прошлом.

 

После того как Моана получает от океана отметину, знак своеобразной инициации, бабушка помогает ей заглянуть внутрь себя. Пещера здесь изображает внутреннее пространство души, не только личной, но и коллективной. Барабан – это сердце, прислушавшись к которому Моана узнаёт о былой связи предков с океаном.

 

К сожалению, отец-вождь уже не верит в то, о чем говорит его мать и отвергает связь с первоосновой.   

Но Моана принимает веру духовного авторитета, которой для нее является Тала, становится преемницей связи с океаном и получает возможность идти своим путем.

 

Проблема самореализации, которая поднимается в мультфильме, оказывается буквально необходимостью совершить своеобразное преступление, необходимостью переступить границы дозволенного. Заплыть за риф означает нарушить принятые социальные нормы. В случае неудачи герой может быть отвергнут обществом и даже умереть. Вступая на путь самореализации, Моана должна пойти наперекор всему обществу и его установлениям. Она буквально должна решиться на добровольное изгнание.

Но во всём этом важно то, что самореализация Моаны - это не просто ее желание исполнения каких-то личных капризов и прихотей. Это стремление осуществить то, что составляет внутреннюю сущность как самой Моаны, так и ее народа.

Поэтому индивидуальная воля Моаны – это воля всеобщего, воля всего народа, хотя сам народ этого конечно не осознаёт. Это одна из задач саморазвития человека: со-образовать свою сознательную волю с устремлением своего подлинного внутреннего Я, с волей самости, с волей Бога, подобно тому, как Моана сообразовала свою волю с волей океана.  

 

Показательно и поучительно в этом мультфильме также то, что героиня должна выполнить свою миссию не единолично, а в сотрудничестве с мужским персонажем. По словам Талы, Моана не должна сама вернуть сердце Те Фити, она должна лишь найти Мауи и доставить его до места назначения. Психологически это означает, что женщина, чтобы реализовать себя, должна найти и установить контакт со своим внутренним мужчиной, анимусом. Самоопределение, и самореализация женщины зависит от правильно выстроенных отношений с мужчиной. Обретение женственности зависит от правильного понимания мужественности. И наоборот, если речь о мужчине.

 

Сцена, когда Моана просит океан помочь ей и тут же начинается буря, учит нас тому, что события, которые мы оцениваем как неблагоприятные и даже разрушительные, на деле могут привести нас к цели. Посредством бури океан доставляет Моану на остров Мауи.

 

Сцена, когда Моана бьет Мауи веслом, а потом хватает за ухо может быть интерпретирована как феминистский выпад, но по сути, Моана лишь делает то, чему научила ее бабушка. Тала, старая женщина, мать, воспитавшая сына, представила, как она бы поступила, встретив Мауи, поэтому и дала такую инструкцию Моане. Так что, Моана здесь просто входит в роль авторитетной женщины.

 

 

Мауи запирает Моану в пещере, в которой он тысячу лет предавался самолюбованию. Выбираясь из пещеры через отверстие, словно через родовой канал, Моана опрокидывает и разбивает статую. И снова я не считаю, что это знак сокрушения мужественности. Моана разбивает того идола, который воздвигла себе зазнавшаяся рациональность нашей культуры.

 

Чтобы вернуть Мауи его крюк, т.е. мужскую творческую способность, героям нужно спуститься в царство монстров. Интересно, что вход в преисподнюю находится не на уровне моря, а высоко в облаках. И для того, чтобы попасть в него, нужно подняться на гору. Как это можно объяснить?

 

Аналитическая психология создаёт у людей впечатление, что всякое духовное сокровище находится в низшем бессознательном человека. И некоторые начинают думать, что для того, чтобы стать цельной личностью, нужно работать со своим подсознанием. Это не совсем так. Мифы постоянно говорят нам о том, что герой побеждает чудовищ с помощью богов. Это означает, что низшее укрощается только при помощи высшего, инстинкты и страсти подчиняются духу. А дух – это не подсознание, это скорее сверхсознание. Дух - это логика, этика и эстетика, т.е. истина, добро и красота, высшие принципы и ценности, которые и позволяют оформлять и упорядочивать низшие проявления души. Именно эти принципы и ценности помогают человеку не стать заложником хаоса и инстинктов.

Это необходимое укрепление духа символически показано как восхождение на гору. Только доказав свою крепость в восхождении, человек получает возможность вступить в царство монстров и остаться невредимым.

 

Перед восхождением Мауи задается вопросом:

«Если океан такой умный, почему он сам не вернет сердце Те Фити или не отдаст мне крюк» 55:51

Это напоминает один из вопросов теодицеи: если Бог всемогущ, то почему он допускает зло?

Всё очень просто. Как мы уже сказали, океан – это первооснова, целое, которое охватывает собой все части действительности (так мыслится и Абсолютный дух Гегеля, и Самость Юнга). С одной стороны, это целое совершенно не зависит от частей. То есть, океан полностью самодостаточен и ничего не теряет и не приобретает от того, что из него происходит.

С другой стороны, целое проявляется только через части и действует посредством частей. То есть, океан действует через всех индивидов, которые возникли из него. Поэтому вопрос «почему океан сам не вернет сердце?» логически некорректный. Как раз-таки, океан сам и возвращает сердце Те Фити, действуя через Моану и Мауи.

Из этого понятно, что чтобы изменился весь народ, как целое, требуется лидер, герой, воля которого станет выразителем воли всеобщего.  

Из этого понятно и то, что наше подлинное Я, наша самость, реализуется только через сознательные усилия. В этом случае герой мифа является олицетворением сознания, эго, которое действует по побуждению самости.

 

Для победы над крабом Моана использует хитрость. В практике саморазвития примером хитрости может служить, например, использование визуализаций или аффирмаций. Низшая, инстинктивная часть личности, тело, верит в то, что ей сообщает сознательная часть и перестраивается так, как нужно последней.

 

Еще одна тема, которая поднимается в Моане – это тема болезненного прошлого, которое объясняет подлинные мотивы персонажа. Мауи был в детстве брошен родителями, недостаток любви подтолкнул его к похищению сердца Те Фити – чтобы получить любовь людей.

Отец Моаны кажется не понимает ее, но это объясняется трагическим случаем в прошлом.

Злоба Те Ка объясняется поступком Мауи.

Создатели фильма доносят до нас мысль, что причиненное нам когда-то зло не должно определять нас. Что бы с нами не случилось, наша подлинная сущность остаётся этим злом незатронутой. И поступать нужно исходя из этого подлинного Я, а не из внешних обстоятельств. Нужно прощать обидчиков, чтобы самому не стать источником зла.

 

В этом контексте затрагивается и проблема интерпретации фактов. Мауи интерпретирует свою жизнь как череду неудач и это мешает ему пользоваться крюком, т.е. проявлять свои способности. Но Моана предлагает другую интерпретацию, и это производит эффект исцеления. От того, как мы интерпретируем обстоятельства нашей жизни, зависит наше самоощущение, а от нашего самоощущения зависит то, как мы можем проявить себя и изменить свою жизнь. Поэтому очень важно сформировать правильное мировоззрение, которое при любых неприятностях будет поддерживать нас на плаву.

 

После неудачной битвы с Те Ка Мауи покидает Моану и для героини это становится этапом кризиса. Такое происходит, когда наши ожидания оказываются не соответствующими реальности, когда что-то идет не так, как мы предполагали. В такой момент человек может бросить начатое дело, потому что оно принесло результата.

Характерно, что самость, явившись Моане в образе Талы не осуждает ее, а предлагает вернуться назад к родным. Это значит, что нам не следует осуждать себя за свои неудачи, потому что наша самость не осуждает нас.

Моана вновь вдохновляется, но на этот раз не поставленной целью совершить подвиг и спасти народ, а вновь осознанной связью со своими предками. Она вдохновляется мыслью о том, что продолжает начатое ими дело. Это тоже важная идея. Cилы дают не только цели, которые мы перед собой ставим, но и сознание единства с нашими предшественниками, сознание того, что мы участвуем в общем деле.

 

Не менее символичен и момент, когда Моана обнаруживает, что Те Фити исчезла. Это экзистенциальный кризис, момент возможной утраты веры в высшие ценности, опыт богооставленности. Когда мы видим, что зло окружает нас, а всё истинное и высокое кажется совсем покинуло этот мир.

Фильм показывает, что в этом случае борьба со злом силой бесполезна и помогает только любовь к врагу, способность увидеть в противнике страдающую душу, обезображенную потерей связи со своей подлинной сущностью.

 

Мы видим, что после завершения своей миссии Моана надевает не корону, которая была ей уготована вначале, а венок. Это значит, что она становится не вождём своего народа, а кем-то вроде духовного авторитета, восстановившим связь общества с его первоосновой, с самостью, с бытием.

Свои навыки Моана получила от Мауи и теперь делится ими с людьми. Она не заняла место мужчины, место вождя, которое ей когда-то предложило общество, потерявшее свои ориентиры. Моана нашла свое место – место, связанное с женской стихией, с океаном, в то время как Мауи возвращается в свою мужскую стихию, в небо.

 

Так фемининность и маскулинность, иррациональное и рациональное обретают в личности и социуме свое место и взаимно обогащают друг друга.

Теги: