«Обитель зла». Что означают зомби?

Феномен зомби в современной массовой культуре является образцом живой и действующей мифологии. Современные цивилизованные люди действительно верят в зомби, и вполне допускают возможность их появления. С 2000-х годов пишутся научные исследования этого феномена, издаются пособия, посвященные выживанию во время зомби апокалипсиса, проводятся массовые зомби-шествия.

В чём причина такой популярности образа живых мертвецов? Хотя существует множество разнообразных трактовок, очевидно, что феномен зомби невозможно объяснить чем-то иным, чем он сам. Ведь люди боятся именно зомби, а не чего-то другого.

Сходство зомби с человеком современной массовой культуры с самого начала было очевидно режиссёрам, и они осознанно демонстрировали это в своих фильмах. На зомби похож типичный потребитель, пришедший в торговый центр. На зомби похожи типичные офисные работники, жизнь которых — это сплошная рутина. Зомби — это народные массы, восстающие против капитализма, этнические и социальные меньшинства, и так далее.

Все эти сравнения очевидны, но вместе с тем они достаточно поверхностны. Они превращают образ зомби в простую аллегорию, тогда как зомби переживается людьми как реальность.

Киноискусство — это одна из форм познания человеком самого себя, своих сознательных и бессознательных намерений и желаний. Кино — это саморефлексия социума. И чтобы понять значение образа зомби, нужно обратить внимание на то, что зомби становятся популярными после Второй мировой войны, когда в западном обществе происходит смещение мировоззренческой парадигмы от модерна к постмодерну.

Особенностью парадигмы постмодерна, которая имеет непосредственное отношение к символике зомби, является отказ от понятия сущности (т.е. от предзаданной устойчивой основы) в пользу становления (процесса).

Это влечет за собой изменение антропологии, когда сущность человека перестаёт рассматриваться как нечто определённое и начинаются попытки пересмотра самой идеи человечности, порождая течения антигуманизма и трансгуманизма.

Обитель зла

Свою зрелость и завершенность представление о зомби получило в серии фильмов «Обитель зла». Неслучайно фильм стал довольно успешной франшизой, которую в ближайшем времени создатели намерены перезапустить. Успех фильма — это лучшее свидетельство того, что идеи, выраженные в нем, затрагивают какие-то важные стороны человеческой натуры; символически описывают самоощущение современного человека, его интуиции и страхи.

Главная героиня по имени Элис работает главой службы безопасности в могущественной корпорации Амбрелла, легальная деятельность которой заключается в производстве лекарств, косметики и продуктов питания, а нелегальная — в разработке биологического оружия.

Элис вместе с фиктивным мужем живут в особняке, который является секретным входом в исследовательский комплекс под названием «Улей», расположенный под землёй.

Создатели фильма сознательно использовали аллюзии к повести «Алиса в стране чудес»: имя главной героини Алиса, секретным объектом управляет ИИ под названием «Красная королева». Тайный вход в подземелье располагается позади большого зеркала, а чтобы добраться до Улья, нужно проехать по тоннелю — своеобразной «кроличьей норе».

Таким образом, монстры, которых создаёт корпорация, находятся в символическом Зазеркалье. И в результате инцидента, они выходят на поверхность.

Подземный центр

Какое значение имеет использованная здесь пространственная символика?

И индивид, и общество состоят из двух частей — надземной и подземной. Надземная часть — это привычный нам «дневной» социум, в котором доминирует рациональность. Подземная часть —  это коллективное бессознательное, в котором доминирует миф. Поэтому в смысловом пространстве движение вниз, под землю, — это погружение к бессознательным силам, в инфернальные слои реальности.

То, что научный центр, в котором, по идее, должно доминировать рациональное начало, строится под землёй, означает, что у науки есть как «дневная» сторона, которая видна всем и которая выглядит вполне благообразно: забота о населении, и т.п. И есть «ночная», «темная» часть, которая преследует совсем другие интересы. Секретные разработки — это то, что не предназначено для взгляда общественности, т.к. может быть ей осуждено. Учёные пытаются скрыть свои исследования от света разума, от разумной оценки их деятельности. Всё, что незаконно и аморально, стремится действовать во тьме, так как творит дела тьмы.

* * *

Элис вступает в сговор с неким Мэттом Эдисоном и его сестрой с намерением передать им образец вируса в качестве доказательства незаконных экспериментов, которые проводятся в корпорации. Их главная цель — разоблачить корпорацию и таким образом уничтожить ее.

О намерениях Элис узнаёт ее фиктивный муж Спенсер. Он похищает вирус и разбивает одну из колб, что приводит к заражению всего персонала и превращению людей в зомби.

Вирус как идея

Вирус, микроорганизм, который распространяется, заражая его носителей, является символом идеи. Идея, попадая в человеческое сознание, начинает изменять его, перестраивая мировоззрение, самосознание, и пр. Овладев человеком, идея заставляет его участвовать в ее распространении.

Понимание вируса как символа идеи мы встречаем уже у Достоевского в «Преступлении и наказании». Последний сон Раскольникова показывает ситуацию пандемии.

«Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали.»

Вирус, превращающий человека в зомби символизирует комплекс идей постмодерна, который действует разрушительно на само существо человека, искажает его сущность, лишает мышления и души.

* * *

Чтобы остановить распространение инфекции, искусственный интеллект «Красная королева» блокирует все выходы в Улье и убивает сотрудников. Корпорация Амбрелла посылает отряд спецназа, чтобы отключить «Красную королеву». В результате отключения, открываются все запертые двери и весь персонал, обратившийся под действием вируса в зомби, выходит на свободу.

Зомби

Рассмотрим характерные черты зомби; это позволит нам увидеть за этим образом современное человечество. Или самих себя.

Отсутствие души

Существенный признак зомби — это отсутствие души, мёртвость. Сегодня люди уже не понимают, что такое душа, а многие совершенно искренне считают, что никакой души у них нет. Соответственно, с точки зрения одушевленного человека, люди без души будут представляться именно как зомби.

Душа — это в первую очередь принцип единства. Одна из функций души — объединять разрозненное в единое целое. Мертвое тело распадается именно потому, что принцип, объединяющий его части в одно целое, перестаёт действовать.

Поэтому душа — это не то, во что нужно «верить». Ее существование настолько же очевидно, насколько очевидно существование у материальной вещи центра масс. Никому в здравом уме не придет в голову искать центр масс в самом материальном теле, потому что центр масс нематериален, и все это прекрасно понимают.

Центр масс — это точка, характеризующая тело как единое целое. Душа — это аналогичный центр, объединяющий жизненные процессы и части тела в живое единство. И понятно, что целое бесполезно искать в отдельных частях, потому что целое проявляется только в совокупности частей.

Однако, мировоззренческая парадигма постмодерна искажает мышление современных людей и не даёт им мыслить целое, разбивая его на части, процессы и отношения. Такой тип мышления и порождает пост-человека — человека без души.

Отсутствие личности

Сюда же относится отсутствие у пост-человека самости, личности, т.е. того, что образует единство сознания. Если в эпоху модерна человек еще назывался индивидом, т.е. в буквальном переводе неделимым, то в эпоху постмодерна человек становится дивидом, делимым.

Человеческую личность, которая когда-то была единой, современная наука разлагает на составляющие. Философия объявила о смерти субъекта и заговорила о номадических сингулярностях и «складках»[1] (Делёз, Фуко). В психологии теперь говорят о субличностях, юнгианцы отказываются от понятия самости (Хиллман), которая была гарантом единства психики. Нейрофизиологи провозглашают иллюзорность личности, превращая ее в биохимические процессы. Этот распад единой личности на множество отдельных процессов и находит своё выражение в образе разлагающегося тела зомби.

Социальная разобщенность

Все остальные характерные черты зомби логически вытекают из отсутствия души. Толпа зомби указывает на социальную разобщенность. Люди, утратившие разумную душу, теряют и способность к объединению на основе какой-то разумной идеи. Идея, объединяющая людей — это тоже своего рода душа коллектива, дух народа.  То есть, принцип единства. Отпадение от этого принципа порождает пост-общество — массу пост-людей, которая в каждый момент времени объединяется случайным образом.

Отсутствие свободы воли

Очевидно, что у зомби отсутствует свобода воли; зомби управляется исключительно внешними стимулами и не могут им сопротивляться. Зомби — это люди, существование которых полностью детерминировано. При желании, ими можно управлять с помощью первичных мотиваций.

Отсутствие моральных ограничений

У зомби нет моральных ограничений, что выражается в том, что зомби питаются человеческой плотью.

Пост-люди считают, что мораль ограничивает их свободу, хотя именно моральные ограничения являются одним из тех факторов, которые делают человека человеком. Ведь чтобы быть кем-то — нужно определенным образом ограничить себя. Чтобы быть человеком нужно не делать того, что не свойственно человеку. Поэтому отказ от моральных ограничений означает разрушение человека как человека, т.е. его смерть. Недаром появилось словосочетание «моральное разложение».

Каннибализм

Каннибализм зомби можно, конечно, понимать символически. Можно трактовать его как попытку зомби приобщиться к жизни, снова стать живым. Хотя скорее, в этом выражается желание пост-человека умертвить то, что еще не мертво, поглотить тех, кто еще остался человеком. Жак Деррида, авторитет философов-постмодернистов, называл живых мертвецов агентами деконструкции. Стало быть, пожирание людей — символ деконструкции человечества пост-людьми.

Вместе с тем, новейшие события показывают нам, что каннибализм зомби уже можно понимать и вполне буквально. Сегодня мутирующие пост-люди уже начинают вести разговоры о возможности употребления в пищу человеческой плоти. Об этом начал рассуждать даже такой лидер мнений как Ричард Докинз. Питер Сингер, профессор биоэтики: «Нет большой разницы между каннибализмом и тем, что мы едим. (20:21)

Так можно создать идеальную рабочую силу: класс людей без души, с рабским самосознанием, которых даже кормить не надо; они будут питаться себе подобными

Зомби порождены научными экспериментами

Наконец, самая важная особенность зомби — это их происхождение: зомби — это результат деятельности науки, а точнее — изолированного рассудка.

Собственно, здесь даже нет никакого символизма, всё сказано открытым текстом: зомби, т.е. современный человек, пост-человек, это результат переформатирования сознания традиционного человека при помощи научной парадигмы. По идее, наукой должно называться цельное знание, которое в природных явлениях видит их единый смысл, то есть причину и цель. Подлинная наука должна от анализа двигаться к синтезу, восходить от многого к единому.

Однако случилось так, что название науки узурпировала себе необузданная деятельность изолированного рассудка, который, отбросив идею целого, изучает только части. Наукой называется сегодня бесконечный анализ, который разлагает явления мира на бесконечное множество не связанных между собой бессмысленных фактов.

Но анализ без синтеза — это смерть, разложение[2]. Поэтому зомби — это не что иное, как хорошо проанализированный наукой человек.

Не знающая синтеза наука не изучает человека, а деконструирует его. Наука — это огонь Прометея, пожирающий всё, что человеку дорого. Всё, чего она касается, становится бессмысленным, теряет душу, жизнь, превращается в пепел. Это черная жижа Инженеров, требующая новых жертв и порождающая новых монстров.

Становится понятным смысл того ужаса, который охватывает персонажа фильма, когда его близкие вдруг оказываются нежитью. Это ужас, который испытывает наш «цельный внутренний человек», глядя на то, во что человека превращает наука: в пустую оболочку, в случайно возникшую комбинацию молекул, которая движется под действием внешних импульсов.

Зомби — это человек, ставший объектом. И он попытается вас сожрать. Сегодня идейно, а завтра — кто знает?

Амнезия

Вернёмся к фильму. Красная королева, заперев всех сотрудников внутри исследовательского центра, выпускает нервнопаралитический газ в особняке, где жила Элис. В результате у Элис возникает частичная потеря памяти, которая полностью восстанавливается только когда она спускается вниз, в кроличью нору и оказывается посреди зомби.

Потеря памяти, забвение себя, это часто используемый в кино архетипический мотив. В общем смысле он означает заброшенность человека в мир и утрату смысла существования. Герой, потерявший память, — это душа, которая должна вспомнить о том, откуда она происходит и вернуться к источнику своего бытия. Это субъект, которому предписано познать самого себя.

Радикальный субъект

Из второго фильма мы узнаём, что Элис получает устойчивость к внедренному вирусу на клеточном уровне, что делает ее невосприимчивой к атакам мутантов. И здесь мы подходим к пониманию того, кого олицетворяет героиня Миллы Йовович. И это не менее важно, чем понять смысл образа зомби.

Элис — это человек, который подчинил себе разрушительную силу постмодерна и стал способен к сопротивлению. Это человек, сознание которого обладает иммунитетом к идейным и информационным вирусам и самой парадигме постмодерна. Это тот, кто противостоит наукогенному безумию и разложению человека. Кто сохраняет свою исконную сущность на фоне ее тотального распада. Кто остаётся человеком, в эпоху, когда в людях не осталось ничего человеческого. Короче говоря, Элис — это Радикальный субъект.

Понятие Радикального субъекта введено в современный философский дискурс философом Александром Дугиным и является очень важным и весьма своевременным.

«Радикальный субъект — это субъект, который остаётся собой, когда культура субъектности полностью исчезает»[3].

Радикальный субъект продолжает дело классического героя, но уже в новых исторических условиях. Классическому герою было проще: он был укоренён в обществе, в природе, в бытии. Традиция помогала ему вспомнить себя. Боги помогали в борьбе с врагом.

Радикальный субъект оторван от традиции и лишен связи с Богом. Он обнаруживает себя заброшенным на дно «кроличьей норы», в Зазеркалье, то есть, в небытии. Его окружают зомби и монстры, он не помнит, кто он, и не знает, почему он сюда попал. Но он интуитивно чувствует, что те, кто его окружает — не люди, и он должен дать им отпор и сохранить свою человеческую идентичность. Потому что он — субъект в мире объектов, личность среди личин, носитель свободы в царстве детерминизма.

Литература

 

[1] Кутырёв. Время Мортидо. С. 87.

[2] О.Айванхов. Анализ и синтез.

Теги: