Обливион (2013) в культурном контексте

Фильм Обливион можно отнести к категории фильмов о борьбе с системой — некой надындивидуальной структурой, подавляющей человеческую свободу. Но при просмотре таких фильмов важно помнить, что выпущены они были тоже при содействии определенной системы, определенной общественной структуры, обладающей огромными финансовыми возможностями. И понятно, что никакая могущественная система не станет выставлять себя в фильме слабой, а значит, то, с чем борется герой фильма является на самом деле врагом системы.

Отсюда возникает вопрос: на кого или на что в реальности должен зритель спроецировать изображенного в фильме врага?

Структура места действия

Фильм начинается с экспозиции, в которой главный герой Джек Харпер описывает своё видение ситуации на земле.

В представленной им картине главное символическое значение имеет общая пространственная структура, в которой помещается иерархия действующих лиц и разыгрывается само действие.

Эта структура охватывает три сферы – Небо, Землю и промежуточное место, Воздух.

В небе находится Тет — главный командный центр в виде белого тетраэдра, на земле живут падальщики, а воздушная сфера отведена людям и дронам.

В античной греческой традиции эти символические локации соотносятся с тремя универсальными началами — умом, материей и душой.

Небо всегда символизировало умопостигаемую сферу, сферу неизменных сущностей и законов, сферу смысла.

Земля всегда была символом материального, чувственного мира.

В воздухе, между Землей и Небом находится Наблюдательная станция, на которой живут Джек и Виктория. Несколько раз ее называют Раем. 06:23, 52:35.  Если к этому прибавить то, что Джек с Викторией созданы Тэтом, то аналогия с Адамом и Евой становится очевидной. Главные герои живут в Раю и имеют возможность общаться непосредственно с Богом.

Платоновская трактовка

Три типа персонажей – люди, дроны и падальщики – хорошо накладываются на традиционное деление души человека на три начала, которое было сформулировано Платоном в диалоге «Государство»: разумное, активно-волевое (яростное) и пассивно-чувственное (вожделеющее).

Соответственно, если трактовать персонажей как условные части личности, то Джек с Викторией олицетворяют разумное начало, дроны – активно-волевое, падальщики — вожделеющее.

Разумное начало должно стремиться к мудрости и господствовать, а яростное начало должно служить разумному и подчинять ему вожделения.

«Вожделеющее начало по своей природе жаждет богатства. За ним надо следить, чтобы оно не умножилось и не усилилось за счет телесных удовольствий и не перестало бы выполнять свое назначение: иначе оно может попытаться поработить и подчинить себе то, что ему не родственно и таким образом извратить жизнедеятельность всех начал» (442a-b).

Итак, герои фильма изначально пребывают в блаженном, райском состоянии, живя в соответствии с естественным порядком вещей. Но нам с первой минуты дают понять, что Джек почему-то сомневается в этом установленном порядке. А определенная цепь событий порождает в нем внутренние изменения.

Книга

Для спасения дрона Джек спускается в здание библиотеки, где уже при входе для него подготовлена книжка Томаса Маколея «Песни древнего Рима». 16:40

После битвы Джек подбирает ее. И, уединившись в мастерской, открывает книгу на странице с закладкой. 22:12

Строфа, на которую он должен обратить внимание, уже очищена от грязи. Всё это заставляет нас заподозрить намеренную манипуляцию сознанием Джека.

Правила

Особое значение в фильме имеет тема правил.

Сцена, когда Виктория выбрасывает подаренный Джеком цветок, должна показать зрителю бесчеловечность этой женщины, ее безразличие к Земле.

«Ты же знаешь правила»

Нам показывают, что Виктория ставит правила выше проявлений любви. Задача режиссера в этой сцене –

  1. показать, что Виктория «не наш человек»,
  2. вызвать у зрителя возмущение ее поступком и
  3. заложить в нас убеждение, что правилами можно иногда пренебрегать.

К чему приводит пренебрежение правилами мы знаем на примере персонажей из Прометея и Завета. Но в Обливионе задача создателей донести до нас, что это делать можно.

 

 

Рай на Земле

Другая идея, которую до нас настойчиво доносят, то, что наш дом не на Небе, а на Земле.

Джека не покидает смутное чувство, что он не должен улетать на Титан. За пять лет работы он построил хижину на берегу озера – собственный рай на Земле. 33:25

Найденную книгу он кладет поверх «Повести о двух городах» Ч. Диккенса. Книга повествует о жизни аристократов и простых людей во время Французской революции.

Так нам показывают, что Джек понемногу проникается революционными идеями.

Диккенс в этой книге доносит до читателей, что революция была неизбежна в условиях, когда аристократия выжимала из народа последние соки. Но вместе с тем он очень боялся бесконтрольного насилия, мести и разрушения.

Падение капсулы

Далее по сюжету, падальщики взрывают гидроплатформу и передают в космос сигнал для спуска жилого модуля. На щитке мы видим изображение солнца, что, возможно, как-то связано символикой приземления корабля с Юлией.  31:50

Этот эпизод ассоциируется с падением с неба Люцифера, который в некоторых оккультных учениях почитается как носитель света, принесший людям подлинное знание.

Так и Юлия – это персонаж, который приносит Джеку забытое знание о самом себе.

«Ты не тот, кем себя считаешь» 01:05:00

Подобно искусителю, Юлия появляется в Раю, где обещает Джеку помочь во всём разобраться. 48:30

Джек соглашается и попадает в руки падальщиков.

Вербовка

Здесь местный авторитет по имени Бич, которого играет Морган Фримен, сообщает Джеку альтернативную картину мира, согласно которой Тет – это главный злодей, уничтожающий людей и потребляющий ресурсы Земли.

Таким образом, создатели фильма инвертируют ту символику, которую заложили в его фундамент. Привычные архетипы получают противоположный смысл, их ценности переворачиваются.

То, что находится наверху, объявляется злом, а то что находится внизу – благом. И мы начинаем видеть подлинный, скрытый смысл фильма, который заключается в том, что низшее хочет свергнуть высшее. Чувственность хочет выйти из-под власти интеллекта, хаос хочет разрушить порядок.

Разумеется, внутри фильма, внутри этой идеологической конструкции, действия низших сил будут оправданы, и картина реальности, которую они предлагают, будет выстроена безупречно.

И пока мы поглощены фильмом, та смена парадигмы, которая происходит с Джеком, переживается нами как захватывающий сюжетный твист. Но если мы отстраняемся от предложенной картинки, и начинаем рассматривать фильм в культурном контексте, то мы начинаем видеть, как смысловой ряд фильма накладывается на общекультурные символы. И мы начинаем понимать, что образы фильма отражают тот глобальный мировоззренческий переворот, который произошел в западной культуре и который продолжает влиять на умы.

 

 

На допросе Бич произносит те же самые строки, которые прочитал Джек, что снова заставляет нас думать о манипуляции. Но манипулируют тут не только сознанием Джека, но и сознанием зрителя. До нас еще раз доносят идею, что следовать правилам и беспрекословно выполнять свои рабочие обязанности – это смешно.

 «В зону заражения не ходишь, лишних вопросов не задаёшь» 54:55

А затем нам приоткрывается подлинная натура повстанцев, которую вряд ли можно назвать гуманной. Повстанцы открыто демонстрируют, как они будут вести себя с теми, кто не захочет выполнять их условия. 58:57

Они будут делать то же, что всегда делали революционеры с противниками их реформ. Для достижения своей цели они не остановятся ни перед чем. Джек для них – лишь клон, один из многих, жизнью которого можно пожертвовать ради всеобщего равенства. И даже жизнью Юлии они готовы пожертвовать, потому что она им не нужна, им нужен был только компактный реактор с корабля.  57:40

Так что наших героев отпускают вовсе не по гуманным соображениям, а по счастливой случайности. Низшее не знает гуманности, потому что благие идеи возникают только из высшего, с которым низшее борется.

Припоминание

Кроме традиционной символической триады Небо – Земля – Человек, в фильме используется и мифологема забвения и припоминания.

Ее суть в том, что человек при рождении забывает о том, что имеет бессмертную сущность, и в течение жизни должен вновь ее открыть в себе, припомнить. Понятно, что раз сущность – это нечто неизменное и постигаемое только умом, то она относится к сфере смысла. А сфера смысла, как я уже говорил, во все времена выражалась в образе Неба.

Но Обливион вновь переворачивает трактовку этой мифологемы: он убеждает нас, что подлинное место человека – не на Небе, на Земле. То есть, что сущность человека — это не дух, а материя. Что человек по сути – это только животное. И именно об этом должен вспомнить Джек.

Сцена припоминания, или обретения знания, происходит «на вершине мира», на  смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг. Здесь идеи фильма ненавязчиво встраиваются в политический контекст.

«Я покажу тебе будущее» 01:05:25

После этих слов буквально на секунду показывают вид на здание Всемирного торгового центра, построенного на месте разрушенных башен-близнецов. Это здание (Башню свободы) некоторые называют символом финансового могущества США. Разумеется, его появление неслучайно и может считаться частью послания фильма.

Грехопадение

После того как Джек вкусил от древа познания, его изгоняют из Рая, обвинив в нарушении правил. 01:09:09

Происходит не что иное как грехопадение. Собственно, смысл мифа о грехопадении и заключается в том, что ум человека переходит в состояние затемненности чувственностью.

Это и происходит с Джеком, если трактовать его историю как иллюстрацию внутреннего развития личности: ум переходит во власть чувственности, материи.

Но оценка этого перехода снова даётся в соответствии с инверсией смыслов. Все знают, что развитие личности невозможно без дисциплины и самоограничения. Но нам показывают, что те, кто устанавливает правила и следит за их выполнением — это бездушные, жестокие, и не способные к сопереживанию существа.

«Вы же ее убили» 01:11:33

А те, кто правила нарушает, должны вызвать в нас сочувствие.

Это одна из господствующих ныне идей, ставшая особенно популярной после Фрейда, что культурные запреты и ограничения – это то, что якобы мешает человеку раскрыть себя.

Встреча с Тетом

Наконец, Джек встречается с самим инопланетным существом. Оно имеет форму тетраэдра и один глаз. Несложно увидеть в этом образе аллюзию на символ Всевидящего ока, или Лучезарной дельты.

Лучезарная дельта является символом всеведущего Бога. Но в фильме этот символ инвертирован: треугольник перевернут и имеет черный цвет. То есть, Бог показан мировым злом, поработившим человечество.

«Я твой Бог»

Ему также вменяется в вину разрушение Луны. Что это может значить? В отличие от Солнца, символизирующего непосредственное созерцание истины, Луна символизирует рефлексивное познание. Тогда, ее разрушение Тетом может намекать на то, что религия не даёт развиваться науке.

Кроме того, Луна – это традиционный символ женского начала, и в этом смысле ее разрушение может означать диктат патриархата, угнетающего женщин. А идейная основа патриархата – это не что иное как идея Бога.

 

 

Образ Джека Харпера, выступившего в одиночку против завоевателя, авторы фильма сближают с образом Одиссея, который перехитрил одноглазого Циклопа Полифема (Джек был командиром корабля «Одиссей»). Кроме того, Джек подражает Горацию, который защищал от завоевателей мост на пути к Риму.

Интересно, что под Римской империей создатели фильма подразумевают США, тем самым высказывая имперские притязания Америки. Об этом говорит фраза Джека, что Рим был уничтожен Тетом, и сцена с фасадом Эмпайр Стейт билдинг на котором написано, буквально, «Имперское государство».

Полет Джека на Тет – это перевернутое изображение мифического схождения в преисподнюю, в ад, где герой должен победить чудовище и возродиться. Это и происходит с Джеком: он умирает и возрождается, хотя и весьма хитроумным способом, в виде клона. Так чудеса техники дают человеку возможность и пожертвовать собой, и остаться невредимым.

Заключение

Как видим, Обливион – это мастерски выполненный идеологический продукт, которому удалось даже пройти через фильтры проекта «Научи хорошему».

Фильм настолько тонко играет архетипами, что у зрителя, переполненного сентиментальными эмоциями, даже не возникает и мысли о подмене смыслов.

Интересно, что в исходном сценарии не было разговоров ни про рай, не было фразы «я твой Бог». Всё это было добавлено позже. И надо сказать, что без этих явных маркеров распознать подмену идей было бы гораздо труднее.

С психологической точки зрения, создатели фильма взяли архетипическую историю героя, но направили его подвиг не против дракона, а против короля. В психотерапии, да и во внутреннем развитии вообще это означало бы не интеграцию, а дезинтеграцию личности, т.к. герой, олицетворяющий сознание, идет против самости, т.е. против внутреннего единства и порядка. И этот идейный хаос, в котором мы сейчас живем, эта проблема потери смысла жизни, невозможность найти своё место и является следствием этой дезинтеграции.

Название Обливион буквально переводится как забвение. И действительно, история Джека Харпера – это история забвения человеком самого себя поданная под соусом борьбы за свободу.

Теги: