Психологический смысл фильма «Револьвер»

Система

Персонажи фильма «Револьвер» образуют собой единую завершенную систему.

Руководитель системы – Сэм Голд. Он задаёт правила и распоряжается всеми ресурсами. Все, кто входит в систему Голда, подчиняется ее правилам.

Из фильма мы узнаём две важных детали:

  1. Сэм Голд не существует.
  2. Сэм Голд присутствует внутри системы как внутренний голос ее участников.

То есть, не находясь фактически внутри системы, Голд действует в ней как некий «голос».

Это характеристики идеального руководителя.

Люди, которые занимаются бизнесом, знают, что цель бизнеса - построить такую систему, которая будет сама работать, сама себя поддерживать и приносить доход. Если поначалу бизнесмен сам руководит фирмой, то в итоге он делегирует все свои функции другим людям, а за собой оставляет единственную функцию – владельца бизнеса.

Руководитель создаёт правила, по которым работают его подчиненные. И когда система правил построена, руководитель выходит из системы, а та продолжает самостоятельно функционировать.

Голд задал правила игры и не участвует в ней, а только получает прибыль. А голос, который слышат его подчиненные – это те самые правила, которые они приняли. Награда за исполнение правил – получение жизненных благ и ресурсов. (шахматы)

Лили Уокер – представитель Голда. Является связующим звеном между Голдом и системой. Интересно, что она представляет собой женское начало в этой системе. В своих темных очках она создает впечатление слепой и это сближает ее образ с образом богини Фортуны, которая тоже слепая и раздаёт блага случайно. Также Фортуна является покровительницей женщин.

Мака и Лорд Джон. Два конкурента, которые разделяют между собой имеющиеся в системе ресурсы и заставляют всех подчиненных системе играть по ее правилам.

Джейк Грин. Тоже является одним из элементов системы Голда и получает свои ресурсы в основном от Маки и, возможно, от Лорда Джона.

Ави и Зак. Не являются частью системы Голда, благодаря чему могут получить неограниченный доступ к ее ресурсам и остаться незамеченными.

И, наконец, те, кого можно назвать «Простые люди». Это те, кто производит ресурсы, а также дети и старики, которые по понятным причинам ничего производить не могут, а только потребляют.

Правила системы

Система Голда держится на следующих правилах:

  1. «Ты должен получить как можно больше ресурсов» - жадность.
  2. «Ты лучше других» - гордыня.
  3. «Если у тебя что-то взяли, то обязаны вернуть» - жестокость.

Выполнение правил системы гарантируется страхом гибели. То есть, для выживания в системе необходимо следовать ее правилам.

Суть аферы Грина

Цель Джейка Грина – завладеть максимальным количеством ресурсов, денег.

Поначалу Грин считает своим главным противником Маку.

В тюрьме с помощью Ави и Зака он находит универсальную формулу, которая позволяет откачивать денежные ресурсы Маки. Однако эта формула лишь повышает эффективность игры внутри системы Голда, но не меняет правила самой системы. А значит, в любом случае выигрывает Голд.

Ави и Зак объясняют Грину, что его главным соперником является Голд, и только победив Голда можно выиграть игру на глобальном уровне. Единственная сложность состоит в том, что все, кто находится внутри системы, считают предписания Голда своим внутренним голосом. То есть, чтобы выйти из-под власти Голда, нужно перестать подчиняться внутреннему голосу. Это даст возможность действовать свободно, а не по правилам системы.

Но любая попытка идти против внутреннего голоса сопровождается болью и страхом. Поэтому для достижения цели, Ави и Зак блокируют волю Грина при помощи болезни, и подчиняют его себе.

Затем начинается практика внутреннего развития.

  1. Чтобы победить жадность Грина, Ави и Зак раздают его ресурсы «простым людям».
  2. Чтобы преодолеть жестокость, они вынуждают его проявить милосердие.
  3. А чтобы победить гордыню, Грин смиряется перед Макой.

По ходу дела Ави и Зак натравливают друг на друга Маку и Лорда Джона, похищая их ресурсы и провоцируя их взаимное уничтожение.

В итоге Джейку удаётся растождествиться с голосом в голове. Этот последний шаг сопровождается избавлением от страха и достижением полной свободы.

Вполне логичным будет заключить, что Грин после одержания победы занял место Голда и получил контроль над всеми ресурсами. И теперь построит новую систему по новым принципам.

Что с этого будем иметь мы?

Фильм «Револьвер» мало того, что прямо говорит нам о внутреннем развитии, он еще и в скрытой форме дает инструкцию выхода на новый уровень. Чтобы понять ее, нам нужно найти соответствие между структурой действующих лиц в фильме и структурой нашей личности.

Джейк Грин. Поскольку персонаж Грина является главным героем, то он олицетворяет собой сознательный и волевой центр нашего существа. Он стремится контролировать внутренние ресурсы и расширять сферу своего влияния. Однако в своем стремлении сознание ограничено некими внутренними рамками, которые соответствуют голосу Голда.

Голос Голда — это наши верования, убеждения, модели приспособления, жизненные правила, которые мы приняли для себя, и которым добровольно подчиняемся, потому что решили, что они оптимальны для нашего выживания.

Голос Голда - это наши психологические установки, которые мы либо сами сформулировали, приспосабливаясь к жизни, либо получили их извне: из социального окружения.

Но если Голос Голда – это внутренние установки, которые мы считаем наилучшими для выживания, тогда кто такой Голд? Кому выгодно наше выживание? Кому выгодно, чтобы мы жили по принятым нами правилам, оптимальным для нашего же выживания?

Вообще говоря, это выгодно всем, включая нас самих. Поэтому Голд действительно не существует как некий субъект. Голд – это и мы сами, и наше окружение как самоорганизующаяся система. Но для простоты можно считать, что Голд – это мы сами. Точнее, та часть внутри нас, которая формирует и фиксирует модели нашего поведения.

Эта наша часть стремится к покою, стабильности и безопасности. Она считает полученный жизненный опыт единственно правильным и отвергает любые другие варианты, заставляя нас действовать по определенному жизненному сценарию, внутри нашей зоны комфорта.

Но в нас есть и другая часть, которая хочет расти и изменяться. Ее олицетворяют Ави и Зак.

Ави и Зак — олицетворяют наш внутренний принцип развития. В фильме они показаны в виде единства противоположностей: худой и толстый, черный и белый, стильный и небрежный. Этот принцип развития направляет нашу волю идти новыми путями, заставляет нарушать старые правила и устанавливать новые.

Если мы не хотим развиваться, не хотим переоценивать свои  взгляды, действуем не по внутреннему побуждению, а по внешним предписаниям, то рано или поздно эта подавленная часть нашего существа может нарушить наши сознательные намерения.

В фильме появление Ави и Зака вызывает болезнь Грина. И это очень правдивый эпизод. Наверняка у вас случалось, что когда вы направляли свою волю на  достижение какой-то цели, то вдруг заболевали в самый неподходящий момент.

Сортировщик, не знавший неудач, вдруг промахивается. Это тоже вмешательство Ави и Зака.

Так бессознательное вмешивается в нашу жизнь и не позволяет идти против нашей внутренней сущности.

Блокируя наши действия с помощью болезни, обморока или как-то еще, бессознательная часть нашего существа заставляет нас пересмотреть принципы и правила, по которым мы живем, и начать действовать иначе.

Дороти Мака и Лорд Джон. Это теневая часть нашей личности — те психические комплексы, которые  забирают нашу жизненную энергию, внутренние ресурсы, и которые заставляют нас снова и снова действовать по заданному сценарию.

Это образы наших внутренних врагов, которые мы обычно проецируем на каких-то реальных людей.

Это всё то, что мы считаем нашим противником, кого мы обвиняем в наших неудачах, но кто на самом деле не является подлинным противником. «Используй того, кого принимаешь за врага, чтобы уничтожить своего реального врага».1:19:50

Простые люди — это низшая часть нашего существа — наше тело, которое трудится для нас, добывая для нас ресурсы, реализуя наши желания и замыслы. Это также наш внутренний ребенок, желания которого довольно примитивны и мало отличаются от желаний нашего тела.

Зак и Ави первым делом раздают деньги простым людям. Это означает, что, развиваясь духовно, мы должны также позаботиться о нашем теле и внутреннем ребенке, перенаправив им часть жизненных ресурсов.

Инструкция по саморазвитию

Теперь несложно сформулировать пошаговую инструкцию, которая содержится в фильме «Револьвер» и которая, возможно, поможет нам сделать шаг к внутреннему освобождению и получить новые жизненные ресурсы.

  1. Определи, кого ты считаешь своим противником.
    Противник - это то, что, по нашему мнению, мешает нам развиваться и быть счастливыми. То, что сосет наши ресурсы и не дает достигнуть успеха.
    Кто-то считает, что это родители, для кого-то это государство, для кого-то семья.
    Может быть, вы считаете врагом свое тело или какую-то черту своего характера.
    Если вы не можете определить, кто ваш противник, то переходите ко второму шагу.
  2. Осознай, что это ты сам назначил ему роль противника, а себе роль жертвы внутри той системы правил, которую ты принял.
    Если изменить правила, изменятся и роли. Сосет твои ресурсы не он, а та часть тебя, которой выгодно сохранять правила этой игры.
    «Используй того, кого принимаешь за врага, чтобы уничтожить своего реального врага».
  3. Сформулируй предписания, по которым тебе приходится действовать.
    У каждого человека свой набор предписаний, и перечислить здесь все невозможно Это может быть:
    «Никогда не отказывай» или наоборот: «Никогда не соглашайся», «Будь идеальным» или наоборот «Будь плохим», «Привлекай к себе внимание» или – «Не привлекай внимания». И так далее.
  4. Начни сознательно изменять свои установки и действия.
    Если ты понимаешь, что те правила, которым ты обычно следуешь, мешают тебе расти, то нужно понемногу расшатывать свои устоявшиеся модели поведения и усилием воли заставлять себя действовать иначе.
     

Вот и вся инструкция. «Как далеко вы готовы зайти, мистер Грин?»

Дополнительные материалы к разбору.

Теги: 

Комментарии

Аватар пользователя Basmach

Отличный разбор! Приму на вооружение инструкцию!