Разбор сериала «Конец детства» (2015) - часть 2

Зачатие гибрида

Во второй части сериала повествование сосредоточивается на семье Греггсонов. В одном из эпизодов капсула Кареллена зависает над их домом, над комнатой Эми, и нам показывают, что под воздействием светового луча происходит зачатие земной женщины от внеземного разума, т.е. создаётся гибрид человека и чего-то нечеловеческого.

В книге Кларка нет идеи создания человека-гибрида, там дочка Эми рождается естественным путём, но создатели сериала вводят в повествование популярную в кинематографе идею зачатия ребенка-антихриста от сатаны. При этом, само действие показано не в оккультном, а в научно-техническом антураже, как контакт с НЛО.

Известно, что многие люди, которые переживали опыт похищения НЛО, сообщали, что в своих видениях они вступали в половую связь с инопланетянами.

Ричард МакНелли, профессор психологии Гарвардского университета, который изучал эти случаи, отмечает, что идея полового контакта с нечеловеческими существами присутствует на протяжении всей истории человечества в разных культурах. Например, в Средневековой Европе это описывалось как явление инкубов и суккубов — демонов, совращающих женщин и мужчин.

То есть, исследования психологов подтверждают, что инопланетяне и демоны — это проявление одной и той же сущности (или идеи) в разных образах.

Среди славянских народов тоже существуют рассказы о демонах, вступающих в половую связь с людьми.

Его называли- по-разному: любак (Смолен.), волокита (Орлов.), любостай (Тамб.), налет или налетник (Яросл., Влад.), летун, летучий или огненный змей, огненный бес, просто огненный, и Бог еще знает как… В его облике причудливо переплелись черты библейского змея-искусителя с чертами ходячего покойника (вампира), зооморфные ипостаси предка-пращура и владыки или стража границы «иного» мира, а также одного из древнейших символов плодородия.
Среди древнерусских письменных источников хорошо известна «Повесть о Петре и Февронии». Она датируется XV в. и рассказывает о змее, летающем к муромской княгине «на блуд». Как утверждают исследователи, в основе этой некогда очень популярной повести лежит устная легенда, народный рассказ о летающем змее.[1]

Как видим, демон-искуситель совмещает такие характеристики, как полёт, который символизирует его «неземную», т.е. нематериальную, психическую природу; свет, или огонь, который в общем смысле связан со знанием и просвещением; блудное совращение, которое тоже является своеобразным символом познания (недаром говорят «познать женщину»). Сам же образ змея — это тоже известный символ знания, хитрости и коварства — искушения.

Соответственно, эти символические характеристики могут объединяться в целостные образы — либо буквально в огненного летающего змея, либо в современном «техногенном» варианте — летающий светящийся объект с высокоразвитыми (т.е. обладающими знаниями) существами, которые при этом могут быть и рептилоидами, т.е. буквально наследовать змеиный символизм.

Тема совокупления с демонами или инопланетянами продвигается и в современной музыкальной индустрии. Например, в песне Кэти Перри «Инопланетянин» (E.T.) возлюбленным певицы является инопланетянин, которого она также называет ангелом и дьяволом. Оккультистов интересует скрещивание человека и демона (инопланетянина), чтобы получить своеобразного сверхчеловека.

Учёные на своём поприще тоже стараются не отставать от оккультистов и трудятся над тем, чтобы скрестить человека с чем только можно — с животными, с компьютерами. Так, недавно было объявлено об экспериментах по созданию гибрида обезьяны и человека.[2] Ведутся разработки по введению чипов в мозг.

То есть, тема выхода за пределы человеческого очень интересует «прогрессивных» людей.

В фильмах эта тема проявляется в виде историй о гибридах. Так, в недавно вышедшем мультфильме «Лука» главные герои — это амфибии, полулюди-полурыбы. А новый сериал от Нетфликс «Сладкоежка» повествует о полудетях-полуживотных.

Альтернатива гибридам

И сциентисты, и оккультисты оправдывают свои действия по созданию гибридов тем, что, дескать, познание и выход за установленные пределы относится к самой сущности человека. Человек никогда не удовлетворяется тем, что имеет, и, обладая свободой самоопределения, стремится стать чем-то большим, чем он есть сейчас. Это звучит очень убедительно и красиво, потому что это отчасти является правдой. Человек действительно должен превзойти самого себя, НО решающее значение имеет направление, в котором человек переступает границу своей человечности.

Этих направления три:
1) переступание границы в материальном плане— изменение своей телесности при помощи науки и технологий.

2) переступание границы в психическом плане— магические и оккультные практики, а также некоторые психологические практики вроде визуализаций, метода активного воображения или общения с «субличностями».

3) и переступание границы в духовном плане— это духовные практики, направленные на преображение личности.

Важно понимать, что сфера духа не находится в одном ряду со сферами психического и материального — это не одна из трёх сфер. Это качественно иная сфера; она является основой, из которой разворачиваются и психическое, и материальное. Дух — это основа средоточие всей личности. А потому невозможно измениться духовно, практикуя изменения только в душевной или материальной сфере. Но, проводя духовную работу, человек неизбежно меняется душевно и телесно.

Кроме того, сфера духа принадлежит вечности, тогда как психическое и материальное находятся во времени. А значит, ни оккультизм, ни сциентизм не могут предложить человеку вечную жизнь. Оккультизм и сциентизм строятся на основе парадигм Модерна и Постмодерна, в которых вечность отрицается. Поэтому трансгуманизм и магия могут лишь обещать продлить жизнь человека во времени. Но даже если они исполнят свое обещание, вечно жить во времени — это совсем не то же самое, что пребывать в вечности.

Из этого следует, что альтернативой оккультизму и сциентизму, вектор которых направлен горизонтально во времени, является жизнь духа, вектор которой направлен вертикально, к вечности. Созданию техногенных и демонических гибридов противостоит преображение человека в богочеловека.

Оккультная символика

Вернёмся к нашему фильму. В третьей серии авторы фильма обильно вводят оккультную символику, такую как изображение глаза и пирамиды. 2 – 43:08, 49:06

Именно эти символы сегодня повсеместно продвигаются в массовой культуре. И можно подумать, что авторы сериала добавляют отсебятину или приспосабливают идеи Артура Кларка к современным реалиям. Но, как ни странно, в тексте романа тоже содержатся размытые намёки на эти символы.

Так, персонаж по имени Ян, соответствующий в сериале Майло, попав на планету сверхправителей, осматривает музей с формами жизни разных цивилизаций и натыкается на существо в виде огромного глаза. И хотя этот глаз, согласно тексту романа — это всего лишь одна из биологических форм, встречающихся во вселенной, и не имеет никакого значения в повествовании, появляясь в единственном эпизоде, издатели по какой-то причине помещают его даже на обложку книги.

Казалось бы, ну глаз и глаз, мало ли что придумают фантасты. Ничего общего с символом всевидящего ока над пирамидой у него нет. Однако, далее по тексту, сразу после встречи с глазом герой Кларка видит странную живую гору. При этом, герой почему-то сопоставляет гору с глазом и как будто что-то недоговаривает:

«Гора … казалась живой. Ему вспомнился чудовищный глаз там, в склепе, в недрах планеты… но нет, немыслимо».

По тексту можно понять, что эта гора имела какое-то отношение к Сверхразуму, которому подчинялись демоны-сверхправители. Таким образом, даже в тексте Кларка гора и глаз объединяются с идеей верховного могущества и власти.

 

[1] Никитина А.В. Русская демонология. Гл.7.

Теги: