«Бегущий по лезвию 2049». Репликант как образ современного человека

Искусство является одним из способов познания действительности и, в частности, одним из способов познания человеком самого себя. То, как человек изображает себя в произведении, указывает на то, кем он себя видит и как себя осознаёт.

Как произведение кинематографического искусства, «Бегущий по лезвию 2049» прекрасен. Но как картина самоопределения человека, он заставляет сильно призадуматься.

Многие зрители отметили как очевидный факт, что в фильме «Бегущий по лезвию» (и в первом, и во втором) стирается граница между репликантом и человеком. Это расценивается как якобы художественный приём, цель которого поставить перед нами вопрос: что значит, быть человеком?

Однако, у этого стирания границ есть и другой смысл. В самом деле, если мы стираем границу между двумя предметами, то это затрагивает оба предмета. Если репликант не отличим от человека, то и что человек ничем не отличается от репликанта. А значит, характерные особенности репликанта являются характерными особенностями человека.

Какие же особенности репликанта подчеркиваются в фильме?

1. У них нет души.

«Мне еще не приходилось отправлять в отставку живорожденных
— А в чем разница?.
— Наверное в том, что у живорожденных есть душа.
— Ты и без души прекрасно справляешься».

2. Репликанты являются рабами.

3. Их личность определяется воспоминаниями, которые неподлинны (т.е. можно изменить воспоминания, и тем самым изменить личность).

4. Они ничем от людей неотличимы. (Неспособность к самовоспроизводству показана как потенциально преодолимая)

То есть, фильм фактически утверждает, что люди (т.е. мы с вами) суть репликанты – то есть, бездушные рабы.

Но чтобы мы не приуныли, нам прямо и косвенно сообщают, что репликант на самом деле более человечен, чем человек. Те люди, у которых якобы есть душа, они злы и порочны. (См. короткометражку «Блэкаут»)

Как видим, фильм не столько ставит вопрос, что значит быть человеком, сколько задаёт определение человека. Он закладывает в нас идею того, что чтобы быть человеком вовсе необязательно иметь душу и прошлое. Можно быть бездушным органическим рабом, но при этом более человечным, чем человек.

Образ репликанта в фильме это автопортрет современного человека. Это то, кем человек сегодня видит самого себя. Но как же возник такой образ? Его породило так называемое «научное мировоззрение».

Научное мировоззрение

Первая его особенность заключается в том, что человек, а точнее, его сознание, представляется отделенным от действительности как бы стеной. А информацию о том, что находится за стеной, человек получает через небольшое окошко – органы чувств. Всё общение человека с действительностью происходит исключительно через это окошко.

То, что возникает в сознании помимо этого окошка, объявляется незаконным, т.е. ненаучным. На всех этих содержаниях сознания ставится клеймо субъективности, под которой подразумевают недостоверность и недействительность. А всё, на что указывают эти содержания сознания, объявляется несуществующим, т.к. оно появилось недопустимым путем, потому что не через окошко.

Не правда ли, очень напоминает тюрьму?

Некоторые люди, имеющие «научные взгляды», да еще и увлекающиеся философией, идут еще дальше и вместо окошка помещают перед человеком экран, на который проецируется то, что человек представляет. Они утверждают, что органы чувств не дают человеку информацию о самой действительности, а показывают только то, что есть в сознании самого человека. Такая картина уже больше напоминает сумасшедший дом.

Вторая особенность «научного мировоззрения» состоит в том, что проявлением действительности считается только то, что имеет механический характер, то, что ведет себя как механизм. А всё остальное объявляется несуществующим. Что я имею в виду?

Как известно, в основе науки лежит эксперимент. Истинным считается то, что можно экспериментально подтвердить. То есть, если вы воздействуете на действительность определенным способом и получаете один и тот же результат, то только такие явления и считаются истинными. Как раз такой характер взаимодействия с действительностью является чисто механическим, потому что только механизм дает предсказуемый результат – на определенный стимул даёт определенную реакцию.

Что будет, если мы через этот фильтр «научного мировоззрения» пропустим человека? Мы получим андроида либо репликанта. Душа (т.е. жизнь, принцип самодвижения) у нас отфильтруется сразу, т.к. она чувственно невоспринимаема. Мысли, память и другие феномены сознания тоже отпадают, остаются только электрические импульсы в мозгу. Свобода тоже исключается, т.к. экспериментально подтвердить можно только детерминированные явления. Пока что остаётся живорождение, но и его скоро можно будет отфильтровать.

То есть, естественные науки изначально исходят из того, что игнорируют все проявления действительности кроме механических. Они изначально исключают любую спонтанность и непредсказуемость, которые составляют основу жизни. В принципе, для любой дисциплины совершенно нормально ограничивать свою сферу исследования. И для естественных наук совершенно нормально изучать явления только материального мира. Но совершенно ненормально считать, что действительность – это только материя и объявлять всё остальное несуществующим.

Я ничего не имею против науки. Но мировоззрение, которое основывается на изначально ограниченном взгляде на мир не может быть истинным. По факту мы имеем научный миф и определенную идеологию, которая владеет сознанием огромного количества людей и заставляет их верить в то, что они мало того, что живут в тюрьме, так еще и являются механизмами.

Но людям нравится. Сколько людей с удовольствием повторяют, что психология и философия – это не наука. Все уже забыли, что есть не только науки о природе, но и науки о духе. Разве могут существовать науки о том, чего нет, не так ли?

Вот так и происходит, что человек сначала извращает себя и забывает истину, а потом задаётся вопросом: что же значит, быть человеком?

Платон понимал познание истины как припоминание. С этой точки зрения имплантация воспоминаний означает, что под видом истины можно внедрить что угодно.

Такова судьба современного человека: считать себя полностью детерминированным бездушным рабом с электрическими импульсами вместо сознания и внедренными стереотипами вместо истины. И верящим в то, что он более человечен, чем те люди, у которых якобы есть душа.