«С широко закрытыми глазами» (1999). Психологический разбор, часть 2

Первая часть разбора

Итак, после беседы с Элис, Билл отправляется «куда глаза глядят». Не думаю, что его дальнейшие поступки обусловлены ревностью или желанием отомстить. Не слишком ли это мелко: мстить жене за ее фантазии?

Скорее, дело в том, что он осмеян, а его прежняя вера поколеблена. Его жена оказалась совсем не такой, какой он ее видел.  Его мир рушится. Он погружается вглубь себя, чтобы понять, что же не так.

В своём путешествии Билл переходит за изнанку вещей. Он постигает, что за благополучным фасадом, за маской, таится их ужасная и вульгарная сущность.

Если жена Билла – вовсе не та, кем он ее считал, кого же он тогда любил? Во всех женщинах, которых он встретит на своем пути, он будет искать свою жену. Ту, которую он считал настоящей.

По городу Билл перемещается на одном и том же такси с номером 7М96. Сейчас он едет по полосе для пожарных машин; это намек на его спуск в преисподнюю.

↑ наверх

Мэрион Натансон

Первые, с кем Билл встречается на своем пути – это Мэрион и ее друг Карл. Эта пара – настоящие двойники Билла и Элис. Даже имя прислуги у обоих пар схожее: Роз и Роза.

Когда Мэрион признаётся Биллу в любви, он попадает в ситуацию, о которой ему рассказывала Элис. И его жена, и Мэрион готовы пожертвовать отношениями с партнером ради связи с мужчиной, которого едва знают.

Но Билл сейчас слишком погружен в себя и действует автоматически, плывет по течению. Его воля пока что бездействует.

Женщины, с которыми общается Билл – это как бы разные воплощения его жены, Элис. Недаром они все рыжеволосые. При этом, каждая из них отражает какой-то определенный аспект женственности. Мэрион — это женственность в аспекте матери, о чем говорит фигура мертвого отца. Психоаналитики конечно же свяжут эту сцену с эдиповым комплексом.

↑ наверх

Подростки

С помощью определенных приемов Кубрик создаёт в пространстве фильма зыбкую, сновидческую атмосферу. Один из таких приемов – использование ассоциативных связей между окружающими предметами и персонажами.

Билл видит целующуюся пару рядом с магазином, на витрине которого изображена роза. Угадывается имя служанки Роз.

Название цветочного магазина – Nipped in the bud означает «подавленный в зародыше, пресеченный в корне». Возможно, это относится к желаниям Билла, который их пресекает на корню. На двери мы видим также наклейку с изображением Гермеса.

Перед встречей с подростками Билл проходит мимо штендера с надписью Pussy cat Pink Boutique. Скоро один из подростков скажет, что Билл играет в команде розовых, т.е. геев.

Один из парней говорит: «У нее во рту была роза». 46:17

Стычка с подростками происходит рядом с машиной цвета королевский синий (royal blue), сразу за которой стоит машина красного цвета.

Психологи трактуют эту сцену как проявление подавленной гомосексуальности Билла. Но я думаю, это скорее указание на его сомнения в собственной мужской состоятельности.

↑ наверх

Домино

Поскольку Билл уже не уверен в правильности своих принципов, он подвергается нападкам и искушениям. Билл жил в мире строгой морали, где все было четко определено, как черное и белое. Заметьте, что на протяжении всего своего приключения Билл одет в черно-белый костюм.

И теперь, переоценивая свои принципы, он попадает в ситуацию неопределенности. Теперь всё можно, но он не может себе этого позволить. Поэтому он так неуверен. 48:30

В лице Домино он встречает женственность в своем заманивающем и губительном аспекте.

Все предметы окружения как бы дублируют события из прошлого и будущего. На происходящее здесь искушение намекает яблоко с вырезом в виде вагины. Телевизор в квартире Домино такой же, как у Билла дома. Маски на стенах связывают эту сцену с тем, что произойдет в особняке.

Элис словно следит за Биллом, наблюдая за происходящим на экране. 51:02

Она смотрит фильм «Влюбленный Блум», в котором, согласно описанию, «Адвокат Стивен Блум, специализирующийся на разводах столкнулся в собственной жизни с парадоксальной ситуацией, когда его брак разрушается, но он все еще любит свою бывшую жену.»

В тот момент, когда Билл уже готов поступиться своими принципами, Элис спасает его. 52:30

Странно, что при этом она ест «еду дьявола». 53:40

↑ наверх

Кафе Соната

Билл двигается дальше и приходит в Кафе Соната, где узнаёт от Ника Найтингейла пароль для входа в Сомертон.

Наверное, вы уже знаете, что «Фиделио» означает верность, и что эта опера Бетховена рассказывает о женщине, спасшей своего мужа, брошенного в подземелье и осужденного на смерть. То есть, сюжет оперы предвосхищает судьбу Билла. Хотя в то же время и образует параллель со спасением Билла от заражения спидом у Домино.

↑ наверх

Радуга

Еще один приём Кубрика для создания ирреальной атмосферы: все перемещения Билла происходят в одном и том же квартале. Вы заметите это, если обратите внимание на расположение дома с надписью Sewing Thread, швейная нить. Мы думаем, что Билл преодолевает большие расстояния на такси, но на самом деле, магазин Радуга находится на другой стороне улицы, напротив кафе Соната. Кубрик показывает, как вывеска кафе отражается в стеклянной двери магазина. 01:02:40

Внутри магазина Кубрик создаёт невозможную планировку, манекены постоянно меняются местами. Их одежда и поза тоже меняются. Не случайно Милич обращает на это наше внимание.

«Как живые». 01:05:18

Дочь Милича, с которой здесь знакомится Билл — это женственность в аспекте дочери. На руке у девушки мы видим кольцо по типу того, которое было на Мэнди, что вероятно относит ее к тому же кругу элитных проституток. 01:08:31

↑ наверх

Сомертон

В пространстве фильма даже табличка с надписью Сомертон меняет свое положение. 01:10:30

В такси Билл совершает интересное символическое действие – разрывает пополам банкноту.

банкнота по-английски – bill, т.е. разрыв как-то связан с самим Биллом. Может быть одна часть Билла хочет остаться в прежней жизни, тогда как другая стремится погрузиться в таинственные глубины.

То, что Билл разрывает портрет президента, может указывать на разрыв с символическим Отцом, то есть, с духовными или культурными ценностями и законами.

Служба, на которую попадает Билл – это культ тела и телесных удовольствий. Маска здесь позволяет остаться неопознанным, а значит – избежать осуждения за свои действия. Маска позволяет скрыть свою личность, или даже отказаться от нее, остаться без лица, стать лишь телом. Надеть маску здесь, в Сомертоне – означает снять маску приличного человека, которую все носят там, в обыденной жизни, и дать волю тому, что скрывается под ней.

Билл наблюдает и не торопится присоединиться к участникам оргии. Он хочет узнать о тайной стороне жизни, но при этом остаться незапятнанным. Лишь когда одна из женщин, проверяя его, предлагает ему уединиться он соглашается, чтобы не быть раскрытым, но его выручает женщина в пернатой маске.

Та же женщина спасает его от полного разоблачения. Таким образом, в Сомертоне, в самой преисподней Билл встречает женственность в ее новом, спасительном аспекте, и именно женщина-спасительница пробуждает в нём влечение, и можно сказать, возрождает мужественность.

Значение произошедшего в Сомертоне станет понятнее после анализа сна, о котором расскажет Элис.

↑ наверх

Сон

Вернувшись домой, Билл прячет пакет с костюмом в шкаф. При переходе к новой сцене, Кубрик объединяет два плана и таким образом мы видим, что место, куда Билл положил маску, совпадает с его подушкой. Это даёт нам один из ключей к разгадке того, как в итоге его маска появилась на подушке.

Первое путешествие Билла на изнанку мира завершено. Особенностью этого путешествия было то, что всё происходящее с Биллом, происходило как бы не по его воле. Свою настойчивость он проявил только в выяснении пути в Сомертон. Билл был настойчив в познании, но не в нарушении своих принципов. Теперь он обладает знанием, того, что люди скрывают за своими масками приличных членов общества. И теперь, по идее, он может понять переживания Элис, он теперь знает, что творится в ее душе. Но с Элис всё оказывается не так просто, о чем говорит ее сон.

Из первоначального сценария Стэнли Кубрик выбросил первый и последний эпизод сна. В самом начале описывалось райское состояние Билла и Элис, состояние влюблённости в начале их брачной жизни, их медовый месяц. Затем происходит своеобразное грехопадение, в котором Элис обвиняет Билла.

01:33:02

«Мы были голыми. Мне было стыдно.

Я злилась на тебя, потому что думала, что ты во всем виноват.

Ты побежал, чтобы найти нашу одежду.

То есть Билл, на самом деле, прилагает все усилия, чтобы исправить ситуацию. Тогда как Элис подвергается искушениям сексуальных желаний.

У меня поднялось настроение. Из леса вышел морской офицер. Смотрел на меня и начал смеяться. Надо мной.

Он начал целовать меня, потом мы занялись любовью. Сотни людей вокруг трахались. Я стала трахаться с другими. Я хотела дразнить тебя, смеяться тебе в лицо. Я смеялась так громко, как только могла».

Во сне реализуется сексуальное желание Элис. Она занимается любовью с офицером, а после этого занимается сексом с множеством других людей ради того, чтобы унизить Билла.

Окончание сна Кубрик тоже выкинул из фильма. Изначально там присутствовала сцена, где Билла распинают наподобие Христа, в то время как Элис предается разврату и продолжает смеяться над Биллом.

После пробуждения она снова испытывает нежность к Биллу. Ведь он – тот человек, который не поддался искушению, остался чист. Элис поддалась греху, а Билл сохранил свою праведность.

Теперь проясняется смысл произошедшего в Сомертоне.

Люди, которые предавались разврату в особняке, должны были принести Билла в жертву. Но его спасла женщина в маске. Как я уже говорил, Билл во всех женщинах, которых встречал, искал Элис. Почти все женщины были блудницами, но среди них нашлась та, которая пожертвовала собой ради него. Именно к ней устремилась душа Билла, и думаю, он хотел, чтобы именно такой оказалась Элис. Но теперь он видит, что в своем сне она вовсе не спасает его, человека, который сделал для нее всё, а отдаётся разврату.

Теперь я вполне могу допустить у Билла ненависть к Элис и желание мести. Если в первую ночь им двигал какой-то бессознательный импульс, направлявший его путь познания, то теперь его намерения вполне осознанны: он хочет, во-первых, выяснить, кем была спасшая его незнакомка, и во-вторых, отомстить Элис.

↑ наверх

На следующий день

Но наутро все пути оказываются отрезаны. Как и предупреждали надписи в клубе Соната, «Все выходы окончательные».

В магазине «Радуга», выясняется, что Билл потерял маску. И здесь он произносит фразу, которая является вторым ключом к пониманию появления маски на подушке.

Билл говорит: «Внесите это в мой счет». Буквально эта фраза означает: «Наденьте ее на Билла» 01:45:52

Билл едет в Сомертон, и когда ему передают письмо, он надеется, что оно от таинственной женщины, но оказывается разочарован. (Это не просто мои домыслы. Первоначально, по сценарию, мысли Билла озвучивал закадровый голос.)

Вечером он едет в офис. Камеры слежения в кадре отражают мысли Билла о возможной слежке и нависшей угрозе. 01:54:10

На подоконнике рядом с фотографией Хелены появилась голова коня. Возможно, это аллюзия на Троянского коня и Елену, самую красивую женщину, из-за которой велась Троянская война. Троянский конь – это тоже характерный символ обманчивой внешности, за которой скрывается коварное содержимое.

Для исполнения своей мести Билл сначала звонит Мэрион, как бы делая ее девушкой по вызову, но трубку берет Карл. 01:55:14

Затем он отправляется к Домино, но встречается с ее подругой Салли. 01:55:57

Обратите внимание, что ёлка в их квартире превратилась в нечто кошмарное.

На этот раз Билл сразу снимает перчатки. 01:57:25 и вообще ведет себя более уверенно. Но Салли сообщает ему, что Домино смертельно больна. 02:00:22

Как в Сомертоне, так и у Домино Билл остаётся жив, но девушки, с которыми он общался, должны умереть. Биллу становится понятно, что, вступив на этот путь, он подвергает смертельной опасности не только себя, но и всех, с кем общается. И это не может не зародить в нем чувство вины и опасности.

↑ наверх

Преследование

Улицы внезапно становятся пустынными и Биллом овладевает страх преследования. 02:03:30

Человек, который следит за Биллом, носит такое же пальто, какое мы видим на Элис в конце фильма. Стало быть, чувство преследования Билла связано с его женой, оно пробудилось в нем после того, как он попытался ей отомстить.

Такси, которое пытается поймать Билл, спасаясь от незнакомца, это то же самое такси, 7М96. Из него выходит тот самый человек, который в Сомертоне был служителем в красном плаще — его играет Леон Витали. Водитель говорит, что он закончил смену, и больше мы эту машину не увидим.

Билл покупает газету с говорящим заголовком: «Хорошо быть живым». Это его собственная мысль, возникшая вместе с нависшей опасностью.

Когда Билл входит в кафе Шаркиз, играет Реквием Моцарта, подчеркивая тему смерти. Билл садится под картиной с возлежащей на диване женщиной. А когда обнаруживает в газете заметку о смерти женщины, камера меняет свой ракурс, и мы видим над его головой уже другую картину, с непонятным хаотичным рисунком.

В тексте заметки помимо прочего говорится о связи между Мэнди и Леоном Витали, который назван здесь дизайнером одежды.

↑ наверх

Больница

В морге, стоя возле тела Мэнди, Билл пытается понять, была ли она той, которую он искал? «Он также понял, что с того момента, как он прочитал заметку в газете, он представлял ее похожей на его жену. И он вздрогнул, осознав, что его жена постоянно присутствовала в его сознании как женщина, которую он искал».

↑ наверх

Диалог с Циглером

Далее происходит разговор Билла с Циглером, и суть их диалога, на мой взгляд, заключается в том, что Циглер возвращает Билла в состояние неведения. Он предлагает Биллу свою интерпретацию произошедшего и побуждает его всё забыть, поверить в то, что ничего страшного не было, снова закрыть глаза. И Билл соглашается с этим.

↑ наверх

Возвращение домой

Теперь попробуем понять, как маска оказалась на подушке. Закадровый голос в сценарии объяснял это следующим образом.

«Он подумал, что должно быть выронил ее утром, когда упаковывал костюм, а Элис нашла ее и положила на подушку рядом с собой, как будто маска означала его лицо, лицо ее мужа, который стал для нее загадкой».

Но Кубрик убирает это словесное объяснение и оставляет только визуальную метафору.

Раньше Билл был как бы сросшимся со своей маской, со своей персоной. Он считал, что быть таким, какой он есть – это нечто само собой разумеющееся. Затем он познал изнанку вещей и собственную теневую часть, а значит, отделил себя от своей маски.

Если допустить, что он действительно забыл маску, а Элис нашла ее, то это можно интерпретировать как бессознательный поступок Билла, целью которого было показать Элис, что у него тоже есть своя тайна, что он тоже не прост.

Но интересный нюанс состоит в том, что непонятно на самом деле, видит ли Элис маску. Возможно, маску видит только Билл, и это лишь знак того, что он осознал те изменения, которые в нем произошли.

К сожалению, Билл не выдерживает тяжести полученного знания. Он отказался от него уже у Циглера и согласился с тем, что всё произошедшее было его большой ошибкой.

Увидев маску, Билл начинает рыдать. Те эмоции, которые он пережил за две бессонных ночи теперь выплёскиваются. Он вынужден рассказать о своем приключении Элис, потому, что у него больше нет сил держать свою историю в себе.

История самопознания Билла, которая могла бы стать его достижением, превращается в свидетельство его вины перед женой. Только так я могу объяснить ту невероятную метаморфозу, которая с ним происходит в последней сцене. Он ходит с виноватым видом за Элис, заглядывает ей в лицо и ждет ее реакции. Его былое намерение восстановить утраченное мужское достоинство превратилось в полную капитуляцию и признание своей вины. Элис получила то, что хотела: теперь она победитель. За ней последнее слово. Билл хочет, чтобы Элис спасла его от всего того, что ему удалось узнать.

И Элис делает это. Она произносит банальные речи о благодарности за испытания. Говорит о том, что теперь они проснулись. И наконец, произносит главное,

«Трахнуться»

Хищник готов проглотить свою жертву.

Мы не видим реакции Билла, он уже не существует, не видим и окружения. Только лицо Элис как олицетворение той стихии необузданных желаний, на которую Билл взглянул в Сомертоне и которая теперь готова сожрать его.

Напоследок обращу ваше внимание на несколько деталей, с помощью которых Кубрик делает намёк на будущую судьбу маленькой Хелены.

Это игра «Магический круг», вызывающая ассоциацию с кругом в Сомертоне, игрушечные тигры, одного из которых мы видели на кровати Домино. И наконец, два загадочных господина, которые присутствовали на вечеринке Циглера и за которыми теперь уходит Хелена.

↑ наверх