«Алита: боевой ангел» (2019). Гностицизм в кино

Всем известно, что во многих голливудских фильмах присутствуют так называемые «библейские» отсылки. Особенно много их в супергеройском кино и блокбастерах, т.е. в тех фильмах, которые рассчитаны на максимально большую и в основном молодую аудиторию. Но значение этих отсылок состоит вовсе не в том, чтобы лишний раз напомнить зрителям о персонажах христианства или иудаизма, а в воспроизведении определённых нетрадиционных религиозных концепций.

К таким концепциям относятся учения гностицизма, и недавно вышедший фильм «Алита: боевой ангел» - это хороший повод, чтобы разобраться в основных гностических идеях и увидеть, как они встраиваются в сюжет фильмов. В этом видео мы выясним, кого олицетворяют Алита и ее антагонист, а в конце видео я приведу несколько аналогичных примеров из других популярных фильмов.

Если вы еще не смотрели «Алиту», то на мой взгляд, это стоит делать только для исследовательских целей. А показывать этот фильм детям я и вовсе не рекомендую.

↑ наверх

Сюжет

Обратимся к сюжету.

Главный герой фильма – это боевой киборг под номером 99 с лицом девушки (позднее она получит имя Алита). Киборг участвует в войне против Земли на стороне сил Марса. Их главная цель — уничтожить Залем, небесный город, и его правителя по имени Нова. Марсиане проигрывают войну и что после этого произошло с Алитой неизвестно.

Выжившие в войне люди образовали на Земле под Залемом поселение с названием Железный город. Все, живущие внизу, работают на Залем, и ни у кого нет права попасть наверх, кроме как в виде органов, предназначенных для неизвестных экспериментов. Также считается, что попасть в Залем можно, став чемпионом Моторбола – состязания киборгов.

Небесный город «Залем» - это отсылка к Небесному Иерусалиму, который упоминается в Библии и является одним из образов Царства Божия. Его также называют Новый Иерусалим, и таким образом мы видим смысловую связь названия «Залем» с именем его правителя — Нова. Отсюда несложно сделать вывод, что Нова, который правит Залемом, олицетворяет библейского Бога.

Через триста лет после войны, доктор Идо находит голову Алиты на свалке под Залемом и приделывает ее к механическому телу, изготовленному для его погибшей дочери. Алита при этом ничего не помнит о своей прошлой жизни — это мотив забвения, часто повторяющийся в голливудских фильмах.

Через некоторое время Алита с друзьями отправляется к заброшенному марсианскому кораблю и находит там боевое тело, для которого она изначально была предназначена. Постепенно к ней возвращаются воспоминания о ее прежней жизни. Она вспоминает, что она воин-берсерк, а Нова – это ее главный враг.

«Уничтожь Залем» 01:48:03
«Нова – дракон, которого надо уничтожить» - 01:08:28

Итак, возникает вопрос: если Нова – это библейский Бог, то кто такая Алита и почему Бог – ее враг?

↑ наверх

Гностицизм

Попробуем разобраться в некоторых идеях, которые лежат в основе учения гностиков. Гностический миф строится во многом как противоположность традиционного христианского учения. Библейским персонажам гностицизм даёт совершенно иную оценку, чем христианство. Для наглядности давайте сопоставим эти две картины мира.

Христианская космология

В традиционной христианской космологии есть Бог, который является Творцом мира, и есть сотворенный им космос. Бог представляет собой абсолютное Благо, соответственно, и космос, сотворённый им тоже изначально благ и совершенен.

Космос состоит из духовных, умопостигаемых сущностей, ангелов, и материальной природы, которой они управляют. Человек является синтезом этих двух сфер, объединяя в себе духовную и материальную природу.

В момент сотворения мира часть ангелов отпадает от Бога, образовав силы, направленные в сторону распада и смерти. Среди отпавших ангелов был Люцифер, который из-за своей гордыни и противления Богу стал называться Сатаной.

Человек, который был сотворён совершенным и безгрешным, подпадает под влияние Сатаны, в результате чего в мире возникает зло. Чтобы исправить эту ситуацию и освободить человека от власти Сатаны, Бог воплощается в мире как Богочеловек Христос и открывает человеку путь к спасению.

Гностическая космология

Гностический миф разделяет библейского Бога на двух Богов – высшего непознаваемого благого Бога-Отца и злого Бога-творца, демиурга (демиург в переводе с греческого значит творец).

По учению гностиков, мир, в котором мы живём, сотворен злым богом. Он является тюрьмой для человека и оценивается как зло. При этом, в человеке есть нетварная божественная искра, дух, которая должна освободиться из материального мира и вернуться к Богу-Отцу[1].

Часть ангелов — это злые архонты (мироправители), которые служат демиургу и морочат людям голову, держа их в неведении. Другая часть ангелов выступает против демиурга, желая освободить мир от его влияния.

Люцифер в системе гностиков – это посланник благого Бога. Он проник в Рай под видом змея и побудил первых людей вкусить от Древа Познания добра и зла. Благодаря этому они увидели, что являются марионетками злого демиурга, и что рай – это на самом деле темница, в которой их держат. Позднее Люцифер (согласно гностикам) воплотился в виде Христа, чтобы принести человечеству весть освобождения от материального мира и от власти Бога-Творца.

Как видим, гностицизм полностью переворачивает традиционную картину мира и меняет полярность добра и зла. Бог традиционных религий здесь объявляется Сатаной, а Люцифер – спасителем.

Война ангелов

Вернёмся к фильму. Война, о которой здесь идет речь, недвусмысленно называется «The Fall», Падение. Это не что иное как Война на небесах, о которой говорится в Апокалипсисе.

… И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона... И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною... на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр.12:3-4; 7-9)

Согласно христианскому толкованию, здесь идет речь об отпадении ангелов после сотворения мира. Но по трактовке гностиков, «падение» ангелов на самом деле было их намеренным нисхождением во вселенную Бога-Творца для войны с ним.

Алита - люцифер

Думаю, теперь достаточно очевидно, кого в фильме олицетворяет Алита. Уже в трейлере создатели фильма назвали ее «падшим ангелом», так что не остаётся никаких сомнений, что она является олицетворением Люцифера. Кроме того, имя Люцифер означает «светоносный» и эту светоносность Алиты авторы лишний раз подчеркнули тем, что она умеет создавать плазменное свечение.

↑ наверх

Фильмы

Теперь, когда мы знаем основные идеи гностицизма, нам несложно будет увидеть в фильмах те сюжетные мотивы, которые этим идеям соответствуют.

  1. Война. В мире произошла война, в результате которой власть захватил тиран.
  2. Жизнь в «тюрьме». Главный герой живёт в тюрьме и иногда даже не подозревает об этом.
  3. Встреча с Люцифером. К герою приходит посланник, соответствующий змею-люциферу, который открывает герою глаза, сообщая о его бедственном положении.
  4. Восстание. Герой восстаёт против угнетающего тирана чтобы завоевать свободу.

Вот несколько наиболее ярких примеров из популярного кино.

Шоу Трумана (1998)

Здесь присутствуют все гностические мотивы, кроме войны.

Мир, в котором живёт Труман – это рай, созданный злым демиургом. Труман живёт в совершенном неведении относительного истинного положения дел, а создателю шоу совершенно не нужно, чтобы он пробуждался.

Однажды рядом с Труманом падает софит с надписью Сириус. Сириус – это звезда, которая отождествлялась гностиками с Люцифером, несущим свет. А софит — это источник света. Т.о. падение софита отсылает к падению Люцифера.

Через какое-то время Сильвия сообщает Труману, что мир, в котором он живет, ненастоящий. Согласно различным гностическим учениям, Сильвия может символизировать Софию[2], духовную Еву[3] или Змея-Люцифера[4], проникшего в Рай.

После того как Труман узнаёт об обмане, его целью становится сопротивление демиургу и выход из созданного им мира.

Матрица (1999)

Следующий характерный пример – «Матрица». Здесь говорится о войне машин против людей, в результате которой люди оказываются в некоем подобии Рая, созданном машинами и находятся в бессознательном состоянии, не подозревая о том, что они в рабстве.

Цель, для которой Матрица держит людей взаперти – получение от них энергии – перекликается с учениями древних гностиков, некоторые из которых утверждали, что «душа служит пищей архонтам и верховным силам, без которой они не могут жить, поскольку она родственна горней росе и придает им силу»[5].

Морфеус играет роль змея-люцифера, который даёт спасительное знание Нео.

Цель деятельности пробудившихся людей тоже вполне соответствует гностическому мифу: разрушить систему, освободив людей от ее власти. Правда, по какой-то странной иронии, истинная реальность, в которую должен выйти гностик, оказывается не исполненной света, а еще более удручающей, чем мир, смоделированный Матрицей.

Обливион (2013)

В Обливионе тоже рассказывается о войне землян с инопланетными захватчиками. Землю захватывает Тет, олицетворяющий злого бога-творца. Он создаёт для Джека и его жены (символических Адама и Евы) Рай и держит героя в неведении, стерев у него память. Затем с неба падает София-Люцифер, приходит в Рай и помогает Джеку вспомнить своё истинное прошлое. После чего Джек уничтожает Демиурга.

↑ наверх

Выводы

А теперь вспомните фильмы антиутопии, и вы увидите там те же самые мотивы — война, тиран, бунтовщик Люцифер, восстание. Об этом у меня есть отдельное видео.

Напрашивается вопрос: почему Голливуд занимается «продвижением» гностического мифа? Дело в том, что гностические идеи максимально удачно накладываются на либеральное мировоззрение. Можно сказать, что гностицизм – это либерализм в религиозной форме.

Разумеется, мы говорим в основном о «голливудском» гностицизме, в котором не идет речи ни о каком высшем благом Боге ни о презрении к материи, но лишь о свержении авторитетов. Благая весть, которую приносит голливудский Люцифер — это то, что человек раб и должен освободиться, а главное средство обретения свободы – это наука и техника. Любое насилие благословляется.

Гностический миф и парадигма Постмодерна идут рука об руку. Парадигма формирует мышление человека, миф выражает ее в образах. Гностический миф выполняет смыслообразующую роль, наглядно показывает человеку постмодерна, в чём смысл его жизни. «Деконструкция и обесценивание» звучит не очень привлекательно, но в виде борьбы за социальную справедливость выглядит вполне убедительно.

В видео про смысл жизни в разных парадигмах я говорил о том, что целью жизни человека постмодерна стало получение ништяков. Гностический миф придаёт этому гораздо более возвышенный образ: найти и уничтожить того, кто мешает эти ништяки получать. 

Крайнему индивидуализму гностический миф придаёт форму служения обществу. Разрушение и война приобретают вид благого дела.

При помощи произведений, построенных на гностическом мифе, человек с ранних лет усваивает идею: тот, кто наверху, кто устанавливает законы и правила, тот враг. Эта идея работает и на социальном, и на политическом, и на метафизическом уровне. Причем, те из людей, кто попадают «наверх» и начинают устанавливать законы и правила — тоже подпадают под действие этой мировоззренческой парадигмы и начинают действовать так, чтобы стать врагами для тех, кто «внизу». А по-другому и быть не может, если человек воспитан в духе индивидуализма и не осознаёт тех сил, которые им движут.

↑ наверх

Примечания

[1] В традиционном христианстве дух человека тварен.

[2] «Другое писание из этой же коллекции, «Ипостаси Архонтов», сообщает нам, что не только Ева, но также и змей, были под управлением божественной Софии. София позволила своей мудрости снизойти в змея, который, таким образом, стал наставником, и затем открыл Адаму и Еве их истинный источник. Они пришли к пониманию, что они не низшие существа, сотворенные Демиургом (который в данном случае Создатель в истории Бытия), а духовные существа, берущие своё начало за пределами этого мира, в полноте окончательной Божественности». С.Хеллер. Гностицизм. (Глава «О мужчинах и змеях»)

[3] «Архонты оскверняют Еву, в результате чего она рождает Каина и Авеля. Сама же духовная Ева входит в Древо Познания (γνῶσις). Она одухотворяет змея и наставляет впавшую в забытье пару вкусить плод гнозиса». М.Оренбург. Гностический миф. С. 66.

[4] «Гностики считают, что библейский миф о творении можно объяснить следующим образом: создатель мира – Сатана, заключил Адама и Еву в его жалком мире, и Люцифер, в виде Змея, предложил им запретный плод спасения Гнозиса и показал им, что Создатель обманул их». Хосе М. Херроу Арагон. Запрещенная религия (Глава «Змей спасения»).

[5] Гностики, катары, масоны, или Запретная вера. Р.Смоули.

↑ наверх