«Апгрейд» (2018), разбор фильма. Символика зла

В продолжение темы исследования феноменов тени и зла, начатую в предыдущем выпуске, обратимся к фильму «Апгрейд», 2018 года, который содержит большое количество традиционной символики зла.

Если вы еще не посмотрели «Апгрейд», рекомендую сделать это до просмотра данного видео, т.к. далее будет раскрыта главная интрига фильма. 

В «Апгрейде» зло, которое пытается овладеть человеком, представлено в виде искусственного интеллекта. Действие фильма разворачивается в фантастическом будущем, где большинство людей используют высокотехнологичные импланты.

↑ наверх

Грей

Главный герой фильма, Грей Трейс, - это, по сути, человек традиционного типа сознания, ремесленник. Он недолюбливает высокие технологии, умеет работать руками, не чипирован и не использует импланты. Всё это в техногенной цивилизации является аналогом невинности, т.е. говорит о том, что природа главного героя еще не повреждена злом.

↑ наверх

Аша

Жена Грея, Аша – это весьма интересный и непростой персонаж. По сравнению с другими героями фильма она подчеркнуто жизнерадостна, как бы олицетворяет саму жизнь и беззаботность. Но ее образ содержит и двойственность: она считает себя способной быть и идеалистом, и капиталистом, т.е., по сути, служить и традиционным ценностям, и интересам капитала. Она занимает лидирующее положение в семье[R1]  и принижает ценность того дела, которым занимается ее муж[R2] .

Она излучает здоровье и единственная ест в кадре. Но при этом она не любит готовить, предпочитая использовать удобства технической цивилизации.

↑ наверх

Эрон

Эрон, которому Грей продаёт машины – это гений и изобретатель, одержимый идеей облагодетельствовать человечество, но по факту приносящий в мир зло. Гений, выходящий за рамки этических норм — типичный персонаж для европейской культуры, где главную роль играет наука. Наука и техника, которые провозглашаются как благо, имеют свою теневую сторону, способную поглотить человечество.

Стоит отметить, что слово гений, происходящее от латинского genius переводится как дух. В традиционной культуре гениальность не считается способностью, присущей самому человеку, а понимается как вдохновение либо одержимость, приходящие извне. И действительно, в конце фильма мы узнаём, что Эрон полностью подчинялся Стему, который и был тем самым духом. Возможно, сцена общения Эрона с облаком и олицетворяет его общение с духом, со Стемом.

Психологическую интерпретацию сущности духа можно найти в работе Карла Юнга «К феноменологии духа в сказке». В частности, он определяет дух как функциональный комплекс, который древним человеком воспринимался как невидимое, подобное дуновению, присутствие.[1]

«Когда в индивидууме совершается нечто психическое, ощущаемое им как принадлежащее ему самому, то это — его собственный дух. А когда в нём происходит нечто психическое, представляющееся ему как нечто чужеродное, то это — иной дух, который, может быть, вызывает одержимость. В первом случае дух соответствует субъективной установке, в последнем — общему мнению, духу времени или изначальной, еще не человеческой, а антропоидной диспозиции, которую обозначают также как бессознательное».

Показательно, что Эрон живет в подземелье, находящемся на западе[2]. (Направление на запад задаёт камера, смотрящая на заходящее солнце.) В символическом пространстве на западе и в глубине земли помещается ад или царство мертвых.

Три части мира — Небо, Земля и преисподняя – сходятся в символическом центре, где находится Мировая гора, Древо или Столп. Поэтому вход в подземелье Эрона оформлен в виде пирамиды, или символической горы.  «Ад, Центр Земли и Врата Небес находятся на одной оси, вдоль которой осуществляется переход из одной космической области в другую»[3].

В дальнейшем , для Грея эта пещера станет своеобразным местом инициации, где он возродится к новой жизни киборга.

Кстати, имя Эрон по-английски звучит так же, как имя Аарон, которое в переводе с иврита означает гора, учитель и просвещенный.

Обратим внимание на образ заходящего солнца; закат - это символ угасания, смерти и необходимости обновления. Как Солнце, согласно египетскому мифу, спускается в царство мрака, чтобы победить своего врага, змея Апопа, и вновь возродиться, так и путешествие Грея в царство мрака начинается на закате и заканчивается на рассвете.

В помещении мы видим дерево, похожее на мертвое. Вспоминается каббалистическое древо смерти, противоположное Древу жизни и состоящее из сфер, связанных с негативными аспектами мира.

↑ наверх

Стем

Эрон демонстрирует Грею и Аше свою новую разработку – интеллектуальный чип под названием Стем.

В английском языке уже существует сокращение STEM, которое расшифровывается как «science, technology, engineering, and mathematics», т.е. содержит перечисление всех сфер, обеспечивающих технический прогресс.

Само же английское слово stem переводится как стебель, а образ стебля имеет символику, близкую к символике мировой оси и древа жизни. Стебель соединяет нижний мир с верхним, а значит, может использоваться как средство для восхождения на небо, к богам, или, в аспекте человеческой личности, к высшим уровням сознания.

В человеческом теле вид стебля имеет спинной мозг, тоже соединяя низшие части тела с высшими; именно к нему и будет подсоединен чип.

Как видим, уже в самом начале фильма, символика, связанная со Стемом указывает на инфернальный характер его происхождения.

В разговоре Эрон подчеркивает гуманистичность Стема. «Он умеет делать то, что приносит пользу людям».

В современной культуре дьявол часто предстаёт как гуманист (см. фильм «Адвокат дьявола»). Думаю, в дальнейшем у нас будет случай поговорить об этом подробнее.

Целью Стема является овладение сознанием и телом Грея. А значит, зло, показанное в фильме тоже относится к типу одержимости, когда внешняя сила подчиняет себе волю и сознание человека и лишает его свободы.

↑ наверх

Алгоритм

Фильм демонстрирует нам определенный алгоритм, действуя по которому враг получает власть над человеком. Этот алгоритм мы можем увидеть и в нашей повседневной жизни, например, когда новейшие технологии получают власть над людьми или когда политические силы получают власть над народными массами.

На первом этапе сила, которая хочет получить власть, создаёт опасную для жизни индивида или общества ситуацию. Или же создаёт видимость такой ситуации. Если нужно, для большей убедительности приносятся человеческие жертвы. В результате индивид должен почувствовать себя бессильным и отчаявшимся.

На втором этапе человеку предлагается какое-либо средство, которое может ему помочь. При этом гарантируется, что средство безопасное и находится под полным контролем индивида.

Это этап искушения. Здесь важно то, что враг находит у человека слабое место, через которое можно нарушить границы личности и воздействовать на волю. В нашем случае у Грея два слабых места: это его отчаяние от утраты смысла жизни (у Грея смысл жизни связан исключительно с его женой, Ашей) и — жажда мести.

У большинства наших современников слабое место – это стремление к комфорту и удобству. Забота о человеке, комфорт и удобство и являются прикрытием, под которым в общество внедряются, например, системы тотального контроля.

В фильме это стремление к комфорту показано как желание человека сбежать из реального мира. «Воображаемый мир не так жесток».

Третий этап — заключение соглашения. Дьявол, олицетворяющий зло, любит заключать с человеком сделку. Так он подражает Богу, который когда-то заключил с человеком Завет. Заключение соглашения необходимо как доказательство того, что человек встал на путь интеграции зла добровольно.

Обратите внимание на логотип компании Vessel, напоминающий голову козла.

Затем организуется цикл ситуаций для того, чтобы человек постепенно проникался доверием к предложенному средству и параллельно привыкал к мысли о том, что жить без этого средства уже невозможно.

В контексте фильма, Стем, с одной стороны, постоянно демонстрирует Грею и свою эффективность, и готовность подчиняться…

Но при этом помещает его во всё более сложные ситуации, чтобы Грей, чувствуя себя беспомощным, постепенно передавал бы ему все больше полномочий. Главное – создать у человека впечатление, что это он сам, по своей воле принял решение отдать свою свободу врагу.

Последний этап – взять власть над индивидом. Теперь можно даже не скрывать от индивида то, что он бессилен что-либо изменить.

«Если я не буду ничего делать, вы не будете двигаться». – 01:14:13

Так человек добровольно отдаёт власть над собой, будучи убеждённым, что другого пути не было.

↑ наверх

Признаки одержимости

По ходу действия мы наблюдаем в поведении Грея классические признаки одержимости, известные человечеству с давних времен. Такие как беседа с духом – 30:39, автоматическое письмо – 33:01, увеличение физической силы, улучшение физических качеств, галлюцинации. В фильме также обыгрывается известный из опыта средневековых монахов факт, что демоны не могут читать человеческие мысли – 31:39.

Разумеется, в фильме всё это имеет рациональное объяснение. Но выглядит это тем не менее, довольно иррационально, пробуждая в зрителе архаические воспоминания об общении первобытных людей с духами.

Психиатры объясняют феномен автоматического письма контактом с глубинными слоями психики. «При определенных условиях подсознание способно взять под контроль мышцы пишущей руки и достаточно связно изложить на бумаге свои собственные мысли»[4].

Интересно, что доктор Анита Мёль выявила семь подсознательных уровней. «Верхний из них … соответствовал юнговскому «сверхсознанию»; а тот, кого относили к нижнему, — чаще всего называл себя «дьяволом», или «нечистой силой». Этому соответствуют 7 злых сил, или 7 областей Геенны, о которых говорится в главном источнике каббалистического учения, книге Зоар.

↑ наверх

Путь

Путь к главному злодею, по которому проходит Грей, также содержит символику схождения в преисподнюю. Начав с положения благополучного среднестатистического гражданина, Грей постепенно нисходит до социальных низов, чтобы получить контакт с теневыми структурами общества. Даже название бара «Старые кости» говорит о символическом погружении под землю, в царство мертвых.

В поисках источника зла, главный герой совершает символический круг, вернувшись в своих поисках к Эрону.

В классическом путешествии героя направляет добрый дух (или, на языке психологии, самость), являясь ему на пути в виде чудесных помощников. Выйдя из обыденного мира, герой совершает символический круг и возвращается в исходную точку обогащенный. Но в «Апгрейде» Стем водит Грея кругами, чтобы погубить его. 

Во время заключительной сцены световые панели окрашиваются в красный цвет, традиционный для иконографии ада. Если в начале фильма панели имели желтый цвет, символизирующий солнце, свет сознания, то красный означает, что сознание героя полностью побеждено материей.

Аналогичную символику мы видели в фильме «Куб».

Итак, с помощью умелых манипуляций, Стем сначала создаёт у Грея сильнейшее бессознательное желание сбежать из реального мира в воображаемый рай, а потом даёт ему то, чего он больше всего хочет. Так техника дарит человеку иллюзорный мир, взамен реального.

↑ наверх

Примечания

[1] Культурология. ХХ век: Антология. М., 1995. С.333.

[2] Махов, Категории христианской демонологии, с. 252.

[3] Элиаде, Избр.соч., с. 149.

[4] Лесли М. Лекрон. Самогипноз. Гл.: «Автоматическое письмо».

↑ наверх