«Аура» (2005). Путь хитреца. Онтология ограбления

Пришла пора взяться за действительно серьезные фильмы, не рассчитанные на массового зрителя. К таким фильмам относится «Аура» аргентинского режиссера Фабиана Белински. Если вы еще не смотрели его, рекомендую это сделать до просмотра моего анализа.

Фильм многослойный, и в процессе разбора я буду периодически переходить с поверхностно-психологического слоя на глубинно-онтологический и обратно. Также я буду проводить параллели между некоторыми мотивами в фильме и распространенными сказочными мотивами, чтобы подчеркнуть их архетипический характер.

↑ наверх

Главный герой

Фильм не называет нам имя главного героя, и это способствует тому, что мы лучше вживаемся в показанную историю, и соотносимся с персонажами как с архетипами.

В субтитрах герой обозначен просто как «таксидермист». Однако, в Википедии есть информация, что его зовут Эстебан. Для удобства я так и буду его иногда называть.

Профессия таксидермиста указывает на то, что герой вроде бы имеет связь с природой, но она чисто внешняя. Он делает чучела, но при этом не любит убивать животных, т.е. отношение к природе у него абстрактное. Его жизнь отделена от природных основ, от животной стихии. Понятно, что это не его личная черта, а указание на особенности жизни современного человека.

Далее мы видим, что он не впускает жену к себе в комнату, т.е. в свой внутренний мир. Он игнорирует ее, из-за чего та впоследствии уходит. Вероятно, она не первый раз его о чем-то просит; наверное, он какое-то время исполнял ее просьбы, но она его «достала». А из разговора Эстебана с коллегой мы понимаем, что жена может «не отпустить» его, т.е. обладает над ним определенной властью, удерживает его взаперти.

Т. о., из показанных скудных фактов мы можем сделать вывод, что отношения с женщинами у Эстебана не сложились, а способ, которым он решает эту проблему – уход в себя.

Эстебан любит фантазировать об идеальном ограблении. Ограбление – главная тема фильма. По сути, она является модификацией архетипической темы добычи сокровища. И в психологическом плане я ее буду интерпретировать как определенный способ познания.

Главный герой обладает двумя важными особенностями. Во-первых, внимательностью. В деле познания вообще и самопознания в частности, внимательность очень важна. Внимание – это отношение к каждой детали как к значимой, отношение к событиям как к проявлению бытия.

Во-вторых, герой страдает эпилепсией, что в данном случае имеет значение связи с некой надсубъективной реальностью. Эпилептический припадок здесь образует параллель с актом ис-ступления, выхода за собственные пределы, экстаза. Эта особенность героя не подчиняется его личной воле, и как бы связывает его с надличной сферой.

По мере просмотра фильма мы понимаем, что герой находится как бы под сенью некоей высшей силы или судьбы. И эта сила периодически вторгается в его жизнь, как бы корректируя его сознательные действия.

На поверхностном психологическом уровне фантазии героя об ограблении говорят,

во-первых, о недостатке каких-то личностных ресурсов и невозможности их восполнить обычными способами.

И во-вторых, эти фантазии говорят о желании (или потребности) выйти за пределы обыденности, желании как-то реализовать себя.

↑ наверх

Гарантии и риск

Существуют две противоположности, между которыми человек прокладывает свой жизненный путь: гарантии и риск. Так, общество создаёт определенную систему гарантированного выживания для своих членов: действуя по определённым правилам и затрачивая свои внутренние ресурсы, мы получаем гарантированное вознаграждение, которое позволяет нам худо-бедно продолжать существовать.

Есть и другой путь – это путь риска. Когда мы действуем не по проверенным правилам, а на свое усмотрение и получаем вероятность того, что наше вознаграждение будет гораздо больше.

То есть, мы можем:

  1. либо смириться с рутиной, отдавать сколько можем и получать сколько дают, либо
  2. попытать счастья, выйти за пределы правил, гарантирующих выживание, пойти на риск, и поступить по принципу «пан или пропал».

В первом случае мы получим, к примеру, жизнь наёмного работника (как пример абсолютной гарантии), во втором игру в казино (как пример абсолютного риска), а где-то между ними проходит путь предпринимателей разного рода.

↑ наверх

Путь умника и путь хитреца

Что этому соответствует в познании?

Пути гарантий соответствует экстенсивное расширение знаний. Мы можем получать образование, читать книги, заниматься самонаблюдением, самосовершенствованием по определенным правилам, и т.д. И потихоньку накапливать свой опыт и знания, которые нам по силам.

Но есть и другой путь, который предполагается самой логикой существования противоположности познающего и познаваемого. А именно: если есть разделение на противоположности, значит, есть и исходная точка, или основа, из которой эти противоположности возникли. Эта основа одинаково присутствует в обеих противоположностях, потому что содержит их | как целое содержит свои части. Другими словами: всё бытие — это целое. А целое одинаково присутствует в своих частях. (Разумеется, не как вещь, а как смысл)

Из этого вытекает, что мы можем получить определенное знание не только экстенсивно, но и интенсивно, моментально обнаружив его в самих себе.

Пример такого акта познания – интуиция. В акте интуиции мы схватываем предмет познания целиком, а не постепенно, как в дискурсе. И теперь должно быть понятно, что ограбление – это адекватный символ такого рода познания. Мы получаем не только то, что нам положено, не только какую-то часть предмета, но весь предмет целиком и сразу.

Такой путь познания я вслед за Георгием Гурджиевым называю путём хитреца, а противоположный ему путь – путём умника. Гурджиев говорит так:

«"Хитрецу" открыт один секрет, которого не знают ни факир, ни монах, ни йогин (т.е. умники). Неизвестно, как "хитрец" узнал этот секрет. Может быть, вычитал его в старинных книгах, может быть, получил в наследство или купил, а возможно, у кого-то украл. Это не имеет значения. "Хитрец" знает секрет и с его помощью оставляет позади факира, монаха и йогина.

…  И вот, вместо того, чтобы тратить день на упражнения, как йогин, неделю на молитвы, как монах, или месяц на самоистязание, как факир, он просто приготавливает маленькую пилюлю, которая содержит все нужные субстанции, и глотает её; таким путём, не теряя времени, он получает требуемые результаты.»

 

Таким образом, историю, показанную в фильме, я рассматриваю именно как путь хитреца в познании.

↑ наверх

Уход жены

Вернёмся к нашему герою. Жена Эстебана уходит от него, и он может принять предложение своего коллеги поехать на охоту.

Как видим, жена была сдерживающим фактором для самореализации героя. Понятно, что она его не удерживала физически, а значит, подлинным блоком для его самореализации был внутренний фактор, связанный с женщинами. Может быть, какой-то комплекс или какая-то социальная установка или какой-то личный принцип. Пока что лишь зафиксируем факт, что существовало нечто, препятствующее развитию героя, и образно это выражается в том, что кто-то заставляет кого-то сидеть взаперти.

↑ наверх

Охота

Герой едет на охоту, и нам нужно разобрать ее символику.

Во-первых, охота – это целенаправленное выслеживание добычи. А для него необходимо внимание. Мы уже отметили, что внимательность – это «суперспособность» нашего героя.

Во-вторых, задача охотника – поймать животное и съесть его. В плане познания этим физическим действиям соответствуют понимание и усвоение.

Само слово понимание происходить от слова по-имать, т.е. поймать. А усвоение означает «сделать своим». Это и происходит в акте осознания: некое внешнее содержание, ведущее самостоятельное, независимое от сознания существование (наподобие животного в лесу) мы помещаем внутрь себя и делаем частью своего опыта, т.е. осознаём.

Так что охота является вполне адекватным символом самопознания, когда человек внимательно отслеживает различные содержания и движения в своем внутреннем мире. А лес, где эта охота происходит – это бессознательное.

В соответствии со структурой мифа о путешествии героя, прибытие Эстебана на охоту — это начало его приключений в особом мире, где каждый персонаж и событие символичны: они отображают различные части души главного героя. А точнее, части души любого человека вообще.

↑ наверх

Сонтаг

Приятель Эстебана, Сонтаг, олицетворяет принятую в данном обществе установку в отношении мужского и женского. По его мнению, быть мужчиной, значит уметь драться, быть способным убить животное и «выбивать дерьмо» из своей жены. Сонтаг – «умник». Он знает, что и как должно быть, хотя эти знания – лишь социальные стереотипы. Используя терминологию Юнга, можно сказать, что Сонтаг олицетворяет персону, маску, т.е. ту часть нашей личности, которая обращена к социуму.

Сонтаг высмеивает Эстебана и относится к нему пренебрежительно и высокомерно, так как тот не соответствует его шаблонным представлениям.

↑ наверх

Диана

Диана – это анима, олицетворение мужской души. Это та сказочная принцесса, которую герой должен спасти.

Из фильма мы узнаём, что она является невольницей своего мужа, Дитриха, и таким образом, мотив избавления девушки от мужа аналогичен сказочному мотиву избавления принцессы от власти злого тролля или волшебника, который держит ее взаперти.

Имя Диана отсылает к одноименной богине римской мифологии, покровительницы охоты, растительности и животного мира. Ее спутник – керинейская лань, внешне напоминающая оленя. И это говорит о ее связи с оленем, действующим в фильме наряду с другими персонажами.

↑ наверх

Олень

Эстебан и Сонтаг идут охотиться на оленя. Во многих сказках преследование оленя является началом процесса индивидуации.

«Уже во времена классической античности считалось, что олень обладает тайной самообновления; причиной для появления такой проекции послужил подлинный факт, что после того, как олень сбросит свои старые рога, у него вырастают новые». М.-Л. фон Франц.

Из энциклопедии символов мы узнаём, что

«Преследование оленя во время охоты часто приводит к символическим ситуациям. Олень иногда считался посланником богов или небесных сил. Символизирует и мужественность, и денежную прибыль».

Все эти мотивы — и денежная прибыль, и обретение главным героем подлинной мужественности, присутствуют в нашем фильме. То есть, олень – это типичный проводник в бессознательное, психопомп.

«Выполняя роль своеобразного моста к более глубинным пластам психического, он выражает собой некое бессознательное содержание, которое притягивает к себе сознание и ведет его к новому знанию и новым открытиям. Символизируя инстинктивную мудрость, присущую человеческой природе, олень производит своим внешним видом чарующее действие на людей и являет собой тот неизвестный психический фактор, который наделяет сновидение смыслом.»
Психология сказки. Толкование волшебных сказок

Это первый чудесный помощник героя в особом мире. Эстебан случайно или нет, наступает на ветку и спасает оленя, что соответствует известному сказочному мотиву, когда герой помогает чудесному животному, а оно впоследствии помогает герою.

Следующий архетипический мотив: волшебный зверь завлекает охотника в место, где тот не бывал раньше. В сказках герои обычно приходят к жилищу ведьмы. В нашем фильме олень приводит героя к жилищу местного хозяина, который по своему характеру вполне сойдет за злого тролля.

↑ наверх

Аура

Здесь с героем случается приступ эпилепсии, и на сцену выходит главный персонаж фильма, обозначенный как Аура. Понятно, что, строго говоря, аура – это состояние перед приступом, но я буду обозначать этим словом саму силу, которая посредством приступа вторгается в сознательную жизнь героя. С психологической точки зрения, Аура – это Самость; центр и ядро личности, охватывающее как сознание, так и бессознательное; это наше глубинное Я, в соответствии с которым мы должны выстроить свою сознательную жизнь.

В описании ауры (00:45:30) ключевое значение имеет освобождение от необходимости выбирать. То есть, во время приступа гл. герой непроизвольно трансцендирует, выходит за пределы своей ограниченности.

Непосредственное сближение в фильме сцен появления Ауры и оленя, говорит об их связи: олень в данном случае символизирует один из аспектов самости. Другими словами: самость действует через оленя.

↑ наверх

Убийство Дитриха

Попытавшись подстрелить оленя, герой убивает Дитриха. У Эстебана не было сознательного намерения делать это. Он не испытывал к Дитриху ненависти и даже не знал его. Он убил Дитриха, повинуясь некоему бессознательному импульсу. По сути, он уничтожил противника без борьбы, просто решив поохотиться. Что это означает в психологическом плане?

Мне кажется, у нас здесь имеются два психологически идентичных события (т.е., по сути, одно событие, разделенное на два плана).

  1. Жена уходит, Эстебан освобождается.
  2. Дитрих умирает, Диана освобождается.

То есть жена как сдерживающий фактор для саморазвития Эстебана соответствует Дитриху как персонажу, который держит аниму-Диану в неволе.

Таким образом, одним своим решением выйти на охоту (т.е. встав на путь самопознания) герой освободил свою аниму от тирании некоего психического комплекса.

Но не будем торопиться: формально освободившаяся Диана пока что не знает, что свободна. Как, собственно, Эстебан пока что не знает, что освободил ее. Ее реальная свобода зависит теперь от сознательных действий Эстебана.

Что еще можно сказать о Дитрихе?

  1. Дитрих живет, так сказать, на теневой стороне. Теневой по отношению к принятым социальным нормам, ведь он водится с преступниками. Убивая Дитриха, гл.герой вступает на эту теневую сторону, в «долину смертной тени», как говорится в 22 псалме. А Аура выступает его защитником.
  2. Дитрих «хитрец», но хитрец малоудачливый. Он пытается добыть ресурсы с помощью системы игры в рулетку, но уходит в минус. Чтобы восстановиться, он планирует ограбление казино, т.е. выходит на более высокий уровень хитрости относительно простых игроков.
  3. Дитрих находится в ладу со своей глубинной мужественностью. Уединенная хижина в лесу и собака-хищник указывают на его интегрированность с животным, инстинктивным началом, которую ищет главный герой.
  4. Дитрих подавляет женское начало. С женщинами он поступает так же, как Сонтаг. То есть, усиливает свою мужественность за счет подавления женственности.

Итак, убийство Дитриха – это начало интеграции эго-комплекса с новыми качествами, которые до этого находились в тени. Главный герой изначально хочет убить животное, т.е. стать мужчиной в соответствии с общепринятыми представлениями. Это значит, что сознание, хочет усвоить новое содержание, связанное с инстинктивной жизнью. Но за счет вмешательства Самости, сознание вступает на путь хитреца: интегрирует более сложное содержание, которое олицетворяется уже не травоядным животным, а человеком-хищником.

Причем, эта интеграция является не просто прямым усвоением теневых установок олицетворяемых Дитрихом, но их достаточно глубокой модификацией.

↑ наверх

Отъезд Сонтага

После случившегося, сцена отъезда Сонтага приобретает вполне определенный смысл: персона, социальная маска теряет свое значение. Для главного героя жизнь по общепринятым меркам уже невозможна, она отходит в сторону. Герой теперь должен идти своим путем.

На вопрос «А ты что будешь делать?» герой не отвечает. То есть, он сдерживает импульсы сознания и внимает тем знакам, которые даёт ему Самость через внешние обстоятельства. Позволяет судьбе решить за него: «Вот твои билеты».

↑ наверх

Собака

Собака Дитриха признаёт в герое своего.

Собака олицетворяет собой, во-первых, аспект хищничества, который здесь важен в связи с темой похищения сокровища, а во-вторых, связь с Самостью, на что указывают ее гетерохромные глаза, которые в древности считались признаком связи с мистическими силами, указанием принадлежность одновременно двум мирам.

Мы узнаём, что собака ворует соседских овец. Похищение, воровство – это способ завладеть некоторым содержанием с минимальными затратами. Моральная оценка воровства по большому счету зависит от того, является ли вор владельцем этого содержания.

Поэтому, если рассматривать воровство как символ получения нового знания при помощи хитрости, то вряд ли встанет вопрос об аморальности. Ведь в самопознании дух получает то содержание, которое изначально является его собственностью.

Кроме того, собака вообще символизирует силу, мужество и активное внимание. Во многих мифологиях собака охраняет границу между мирами. В нашем фильме она охраняет доступ к знанию, которым обладал Дитрих.

↑ наверх

Каморка Дитриха

Каморка Дитриха – это внутренняя сторона его личности, то, чем он живёт и где держит свое знание. Здесь герой находит методику получения ресурсов; конкретное знание пути хитреца.

В жилище Дитриха находятся череп красного оленя с рогами и место для собаки.

Как я уже сказал, олень в фильме непосредственно связан с самостью. Сам олень уже как бы усвоен Дитрихом, и теперь лишь рога указывают на его незримое присутствие. Рога оленя ассоциируются с символикой дерева, и если мы объединим все образы в данной сцене, то получим следующую картину: каморка как некий сосуд с знанием, находящийся у подножия дерева и охраняемый собакой. И всё это находится в глухом лесу.

Это очень похоже на картину из сказки «Дух в бутылке», в которой юноша находит в корнях дерева бутылку, в которую заключен дух Меркурий, т.е. Гермес, бог, дающий тайное знание и богатство, покровитель воров.

Собака, кстати, является одним из атрибутов Гермеса / Меркурия.

↑ наверх

Казино

То, что герой участвует в ограблении казино, уже снимает с его поступка моральный груз. Ведь в казино люди сами оставляют свои деньги, а значит, нет ничего плохого в том, чтобы их присвоить.

Люди, играющие в казино – это хитрецы низшего уровня (по сути, это умники, возомнившие себя хитрецами). Они надеются получить выигрыш, не утруждая развитием в себе мастерства (ведь рулетка – это чистая случайность, не требующая никаких умений и усилий).

Дитрих с сообщниками – это хитрец второго уровня. Он собирает данные и придумывает метод. То есть, они действуют отчасти как умники.

Но главный герой – это хитрец еще более высокого уровня: он грабит грабителей. А вместо мастерства использует внимательность и интуицию.

↑ наверх

Свой человек

Что еще нужно тому, кто идет путем хитреца? Ведь может случиться так, что хитрец добудет знание, но не сможет им воспользоваться. Вероятно, ему понадобится ключ. А чтобы добыть ключ, ему нужна помощь того, кто имеет какой-то доступ к знанию. Такого персонажа можно обозначить как «свой человек».

Свой человек – это Вега, у которого Эстебан забирает ключ и Юриен, который ранее передал Дитриху внутреннюю информацию из казино.

Свой человек – это сообщник хитреца со стороны предмета познания.

Его можно понимать, например, как учителя или тренера, который помогает ученику постичь знание или навык.

А в онтологическом плане – это некая интенция познаваемого предмета к самораскрытию, которая направлена навстречу познающей интенции субъекта. Не только познающий хочет познать предмет, но и предмет хочет быть познанным, поэтому он и раскрывается, например, в моменты инсайта.

↑ наверх

Диалог с Юриеном

В практически-психологическом плане интересен диалог Эстебана с Юриеном. 01:09:14

Герой не пытается казаться кем-то, не подстраивается под собеседника. Он не говорит того, о чем не знает, но внимательно слушает, ожидая из речи собеседника каких-то деталей, на которые может ответить.

Он не строит из себя ни виноватого, ни крутого и не делает ничего, чтобы войти в доверие.

Он не заполняет паузы, возникающие в разговоре, а ждет, пока собеседник сам продолжит говорить.

↑ наверх

Защита сокровища

Всякая ценность нуждается в защите. И также как во внешнем мире инкассаторы защищают деньги, во внутреннем мире есть защита от доступа к сокровищу. Чтобы сократить время создания этого разбора, я оставляю эту часть без истолкования и предлагаю вам самим поразмышлять над тем, какой психический механизм может играть роль защиты. Озвучу только некоторые интуиции, которые у меня возникли.

Ограбление должно произойти в промежуточном пункте под названием Эдем. Это бордель. Он расположен в глухой местности, и именно он является слабым местом в защите ценностей.

Теперь объедините вместе образы борделя, инкассатора, охраняющего ценности и название Эдем: вы получите место греха, в котором находится сокровище.  Напомню, что в мифическом Эдеме, произошло грехопадение, и после изгнания человека Эдем охраняет ангел с огненным мечом.

То есть, по сути, знание дитриха позволяет герою получить доступ в рай.

↑ наверх

Монтеро и Соса

Монтеро и Соса, сообщники Дитриха, хоть и принадлежат теневой стороне, т.е. ведут жизнь, отвергаемую обществом, но поступают так же шаблонно, как и законопослушные граждане. То есть, действуют как умники.

В противоположность этому главный герой в очередной раз показывает нам пример поведения, выходящего за рамки представлений умника.

Он не начинает говорить сам; только отвечает на вопросы. Он не реагирует даже под угрозой смерти, а значит, не провоцирует конфликт. Он встаёт с колен только когда его выслушали, т.е. приняли всерьез. Встаёт, чтобы показать детский рисунок, т.е. не боится быть осмеянным.

Он переносит унижение, никак не сопротивляясь. Для бандитов это разрыв шаблона. По их мнению, герой лох, т.к. не реагирует на оскорбления. Они думают, что это его слабость и рассчитывают обмануть его, и поэтому идут с ним на дело.

↑ наверх

Простак

Поведение главного героя — это повод для размышлений, и даже пример для подражания.

В отличие от умников, которые знают, что делать и как делать правильно, герой изначально ничего не знает.

В своих действиях он не ищет сиюминутной выгоды, поэтому он не подстраивается под людей, не старается им угодить или понравиться. Его действия подчинены глобальной цели, и он шаг за шагом движется к ней. У него нет четкого плана, он не знает, к чему приведёт его путь, но он внимателен и получает «инструкции» по ходу дела через наблюдение за деталями.

В европейских странах широко распространены сказки с героем-дурачком, который поступает нерационально, но при этом оставляет в дураках своих умных братьев.

Исследователи, которые рассматривают это явление, в лоб, например, Евгений Трубецкой, осуждают такое положение дел. Как так: в сказках постоянно самый удачливый – это дурак и вор. Значит, у народа есть такая черта – желание получать всё нахаляву и не трудиться.

Но это слишком поверхностный взгляд, и аналитическая психология даёт нам другую точку зрения. В сказках проявляет себя компенсаторный механизм психики. То есть, если в социуме чрезмерно педалируется какая-либо сознательная установка, то в сказках это компенсируется противоположной установкой. Если в обществе чрезмерно поощряется достижение успеха за счет упорного труда, т.е. путь умника, то бессознательное будет компенсировать эту однобокость, напоминая о возможности и другого пути. Это не просто «отыгрывание» подавленных желаний, а именно доведение до сознания возможности пути, не навязанного социумом.

Вернёмся к сюжету.

↑ наверх

Церковь

Эстебан отвозит Диану в церковь. Во время этой поездки ему открывается назначение полученного ключа.

Связь Дианы с церковью указывает на связь анимы с самостью. Если объединить образ Дианы, леса и церкви, мы получим лес, в нем храм, а в нем женщину. Это типичный символ самости с подчеркнутым аспектом женственности. Такой образ часто встречается в сказках, но в фильме его составляющие разобщены из-за требований реализма.

Отправляясь на свое рискованное предприятие, Эстебан освобождает Диану. В отличие от архетипического мотива, когда герой освобождает принцессу и женится на ней, в «Ауре» принцесса не остаётся с героем после освобождения.

↑ наверх

Ограбление

Когда всё готово для ограбления, выясняется, что Вега должен был не просто передать ключ, но непосредственно участвовать в деле. Хитрец попадает в ситуацию, когда психологическая защита обострена, а «свой человек» отсутствует.

Герой решает отменить задуманное, но в ситуацию вмешивается бессознательное: Самость блокирует намерение героя.

Взаимное уничтожение двух комплексов, растождествление

То, что происходит далее возле борделя является иллюстрацией одной из техник пути хитреца, когда человек растождествляется с враждующими противоположными субличностями, возвышаясь над ними на позицию наблюдателя, и таким образом позволяя им нейтрализовать друг друга. В «Ауре» это показано в виде борьбы инкассаторов и бандитов. Так Самость «выдёргивает» сознание из противоборства двух психических комплексов.

Если вы помните, в фильме «Револьвер» обыграна аналогичная ситуация: Ави и Зак, олицетворяющие самость, выдёргивают Грина из противостояния Маки и Лорда Джона, и те взаимно уничтожают друг друга.

↑ наверх

Олень защищает героя

Эстебан с сообщниками отвозят грузовик к каморке Дитриха.

Монтеро и Соса решают разделаться с Эстебаном.

Это означает, что тень пытается овладеть сознанием. В реальности этому может соответствовать, например,  искушение тщеславием или жадностью, связанные с полученным знанием.

Справиться с трудностью герою помогает красный олень.

В начале фильма герой говорил, что нет причины кого-то убивать, если всё правильно спланировать. В итоге почти все участники ограбления оказываются мертвы.

Наверняка у вас возник вопрос, взял ли Эстебан деньги из грузовика? Режиссер не даёт однозначного ответа. Мы видим в руках у Эстебана сумку, возможно он что-то и взял.

Но после произошедшего с ним, ситуация, когда он взламывает грузовик, мне кажется совершенно неестественной. Думаю, грузовик остался запертым.

И в свете нашего истолкования это означает, что полученное знание оказалось неподъемным для главного героя. И добытое сокровище осталось лежать в глухом лесу, в запертом сундуке под деревом.

Юнг в своей работе «Дух Меркурий» делает логичное предположение, что, если в сказке юноша находит бутылку с духом, значит ее когда-то кто-то спрятал. Соответственно, если в какой-либо сказке герой находит спрятанное под деревом сокровище, значит, его там кто-то оставил. Возможно, этот «кто-то» был неизвестный хитрец вроде главного героя фильма «Аура».

В последних кадрах режиссер показывает нам, что герой фильма получил то, что хотел: он обрёл мужество и связь с самостью, интегрировав в сознание комплекс, олицетворенный загадочной собакой.

↑ наверх

Литература

  • П. Успенский. «В поисках чудесного».
  • К. Г. Юнг. «Дух Меркурий»
  • М.-Л. фон Франц. «Избавление от колдовства в волшебных сказках».
  • Е. Н. Трубецкой. «Иное царство» и его искатели
↑ наверх