Философский смысл Камней бесконечности

«Кто знает сущность, самое само вещей, тот знает всё».
А.Лосев. «Самое само»

 

Во вселенной кинокомиксов Марвел Камни бесконечности – это шесть могущественных предметов, которые образовались из шести сингулярностей одновременно с возникновением вселенной. С помощью этих камней можно воздействовать на одно из проявлений действительности – силу, пространство, время, разум, душу и реальность. 

Как и любой мифологический символ, Камни бесконечности имеют определённый смысл. Чтобы вскрыть этот смысл философскими методами, нужно для начала углубиться в символику камня.

↑ наверх

Почему камни?

Начнём с вопроса: почему данные ценности являются именно камнями. Почему это не магические кольца наподобие Колец Власти? Почему это не разные предметы вроде шапки-невидимки, ковра самолета, молодильных яблок, живой воды? Очевидно, что в символике Камней бесконечности важно в первую очередь то, что они не были созданы конечными существами, а образовались естественным образом, в результате действия бесконечных сил природы.

То, что величайшая ценность в мире имеет вид драгоценного камня, кажется нам совершенно естественным в силу того, что камень – это архетипический образ сокровища, наряду с золотом.

У людей особое отношение к камням сохраняется до наших дней с глубокой древности. Мифическое сознание видит в камнях источник тех или иных космических сил. Точно так же и Камни бесконечности будучи проявлениями определенных природных сил, воспроизводят глубинную мифическую интуицию.

↑ наверх

Символика камня

Твёрдость

Итак, что же символизирует камень?

Камень – это само олицетворение твердости и неизменности. Уже в этом качестве камня мы видим его скрытую мощь, силу противостоять изменениям. Неслучайно памятники делают из камня – потому что камень неподвластен времени. Камень – это само воплощение вечности. Самим способом своего бытия он превосходит человека. По сравнению с мимолетным существованием объектов живой природы бытие камня абсолютно – вечно и неизменно.

«Его сила, его неподвижность, его размер и его странные очертания — ничто из этого не является человечным; они показывают присутствие чего-то, что чарует, ужасает, притягивает и угрожает, — все сразу. В его величии, его твердости, его форме и его цвете человек встречает реальность и силу, принадлежащие какому-то иному миру, нежели тот профанный мир, частью которого является он сам»[1].

Прозрачность

Камни бесконечности прозрачны и имеют вид драгоценных минералов.

Прозрачный камень – это объединение двух свойств – твердости и светоносности; объединение двух стихий - света и вещества. Свет во все времена был символом проявления истины, чистого и неискаженного знания (из этой символики света и возникло слово просвещение). Тогда как плотность и тяжесть всегда считались атрибутами материи. Таким образом, драгоценный, прозрачный камень символизирует просветлённую материю, материю, впустившую в себя свет истины[2]; синтез и взаимопроникновение двух планов бытия — идеального и реального.

Овальная форма

Камни бесконечности имеют овальную форму, что сближает их символику с символикой Мирового яйца. Похожую форму имеет камень «Сердце Те Фити» из мультфильма «Моана»[3]. Вероятно, у создателей этих образов была одна и та же интуиция.

Яйцо всегда было символом изначальной недифференцированной цельности, потенциальности. Это зародыш всех творений, исток существования, начало мира.

Точка

Камни бесконечности возникли в результате сжатия, и своей небольшой формой они символизируют такую важную вещь как точка.

Точка – это начало, первопричина. Точка не имеет ни пространственной, ни временной протяженности, следовательно, это объект внепространственный и вневременной. Вместе с тем, пространство и время мыслятся как развёртывание точки. Поэтому точка – это тоже символ потенциальности, это вся бесконечность возможностей, взятая как нечто единое, как начало всего. Точка – это центр, из которого всё развёртывается.

В фильме «Стражи галактики» Коллекционер связывает Камни бесконечности с первичными сингулярностями, из которых произошел мир:

"До начала времён, было шесть сингулярностей. И когда грянул взрыв, давший начало вселенной, все остаточные фрагменты систем со временем спрессовались в слитки... камни бесконечности."

А сингулярность – это синоним точки.

↑ наверх

Камень как символ сущности

Итак, камни символизируют мощь, вечность, недифференцированную цельность и потенциал развития, сосредоточенные во внепространственной и вневременной точке. Но что значит символизируют? Символизируют — значит, отсылают наш ум к некоему предмету, который обладает этими свойствами.

В философии этот предмет получил название сущности.

С точки зрения философии, действительность как целое представляет собой единство двух главных планов: сущности и существования, идеального и реального, смысла и факта.

«Всякая материальная вещь, с диалектической точки зрения, есть единство сверхчувственного и предметно-чувственного, сплав некоторой сущности с ее вещественным проявлением»[4].

То есть, мир во всём его многообразии — это проявление развёртывающейся во времени и пространстве единой невременной и непространственной сущности.

То, что Камни бесконечности являются материальным символом идеальной сущности, подтверждается самим их названием, указывающим на их главное свойство – бесконечность.

На это свойство обратил внимание автор канала Cut The Crap Артём Харченко , подойдя тем самым максимально близко к философскому пониманию значения камней.

«Камни – это все эти характеристики в полном (бесконечном) объеме» - 1:42

Однако, здесь важно то, что взять ту или иную физическую характеристику в бесконечном объеме – это значит перейти от физического явления к его уже нефизической причине. Если мы берем бесконечность чего-либо как единое целое, мы выходим за пределы тех конечных элементов, из которых это целое состоит.

Здесь уже речь идет не о том, что мы выходим из трёхмерного пространства в четырёхмерное, из четырёхмерного в пятимерное, и т.д., но о том, что мы вообще выходим из пространственности как таковой.

Вся бесконечность пространств – это уже не пространство. Бесконечность времён – это уже не время. Бесконечность реальностей – не реальность. И так далее.
Это выход за пределы материального и конечного в сферу идеального и бесконечного.

Короче говоря: физическое явление, взятое в своем бесконечном объеме есть не что иное как идея, или понятие, или - сущность.

Любое реальное явление, с которым мы имеем дело в жизни или в вычислениях, это лишь частичное, бесконечно малое проявление сущности этого явления. Конечное – это проявление бесконечного.  И первое невозможно без второго.

Откроем книгу «Категории онтологии» и прочитаем главу «Сущность и существование». Удивительно, что многое из того, что там говорится о сущности, вполне можно сказать о Камнях бесконечности!

«Латинское слово essentia (сущность) этимологически означает: бытие, конденсированное в себе (esse + entia = essentia) и свернутое в понятие».

… сущность есть насыщенность бытием, сверхчувственный концентрат бытия. Она виртуально коренится в глубине явления, представляя собой совокупность всех отношений и возможностей. Истечение потенциальной энергии бытия оборачивается многообразием вещей как проявлений сущности[6].

Итак, Камни бесконечности являются символом разных аспектов сущности. Это символы тех первоначал, первопринципов, которые лежат в основе видимого мира.

↑ наверх

Литература по теме

• Лосев А. Античный космос и современная наука.
Лосев А. Самое само.
Пивоваров Д. Категории онтологии, 2016.
Соловьев В. Красота в природе.
• Флоренский П. Symbolarium. Точка.
• Флоренский П. Мнимости в геометрии.
• Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. 

[1] Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. Гл. VI (74)

[2] Эту же символику использовал Толкин в образе Сильмарилл.

[3] В своем разборе этого мультфильма я говорил следующее:

Будучи сверхплотным веществом, камень являет собой образ сжатой в единую точку потенции развития, точку сингулярности. Овальная форма камня отсылает к идее мирового яйца как зародыша всего сущего.

[4] Пивоваров, Категории онтологии. 2016. С.64

[6] Пивоваров Д. Категории онтологии. 2016., с. 59.

↑ наверх