Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» относится к особой категории фильмов, способных разделить зрителей на два противоположных лагеря, подобных тем, на которые делится человечество в самом Интерстелларе.
Что это за категория и почему этот фильм произвел на некоторых ошеломляющее впечатление, мы выясним в этом разборе.
Для начала рассмотрим мотивы, которые могут иметь особое эмоциональное воздействие на зрителя, а затем сведем их в единую систему.
↑ наверхВсё происходящее имеет смысл
Конечно, любой фильм подспудно содержит этот мотив, так как всё, показанное на экране служит раскрытию смысла фильма. Но в Интерстелларе эта идея подана в глобальном масштабе: всё во вселенной имеет смысл.
Истерики дочери, обиженной на отца; отец, бросающий дочь, ради самореализации; ложь профессора, жертвующего миллионами людей ради спасения человеческого рода — всё это в итоге оказывается значимым, получает свое осмысление. Ближе к концу фильма мы вдруг понимаем: без всех этих раздражающих и чудовищных поступков не случилось бы главного – человечество не было бы спасено.
↑ наверхСвязь с умершими
В Интерстелларе драматически обыграна связь с близкими людьми, ушедшими из нашей жизни. Режиссер показывает нам, что эта связь односторонняя: со стороны ушедших сообщения не доходят. Но он даёт нам понять, что даже если мы не получаем ответа, ушедшим очень важно знать, что мы о них помним.
↑ наверхПотусторонний мир
В особых случаях обратная связь с ушедшими все-таки возможна: именно так в Интерстелларе объясняется явление полтергейста.
Тема призрака, духа, проходит через весь фильм, ассоциируясь с главным героем. Купер живет на земле, не верит в духов, но стремится в небо. Еще на земле он начинает понимать, что должен стать «призраком будущего» для своей дочери.
В космосе, т.е. на небе, он действительно становится духом. Но мало того: попав в тессеракт, построенный высшей цивилизацией, он становится посредником, вестником, передающим сообщения с неба на землю (по-гречески вестник будет ангел).
↑ наверхЗемное и небесное, время и вечность
Красной нитью в фильме проходит мотив земного и небесного, времени и вечности. Земля и время – это песок; их в фильме символизирует желто-коричневый цвет. Вечность – это небо; они символизированы синим цветом. Понаблюдайте за сменой цветов одежды главных персонажей.
В начале фильма Купер «земной», а Мерф – «небесная».
Взрослая Мерф, потерявшая надежду на решение проблемы, становится «земной». Но когда решение находится, она снимает коричневую куртку.
На станции «Купер» главный герой уже носит синюю рубашку.
↑ наверхЛюбовь как физическая величина
Идея любви как внешней силы, действующей помимо человеческой воли интуитивно понятна каждому человеку, поэтому всегда вызывает сочувствие. Влюбляясь, человек как бы приобщается к чему-то высшему и могущественному, каковым он отнюдь не является в обыденной жизни.
Создатели фильма распространяют действие этого чувства сквозь пространство и время, делая его силой, сравнимой с гравитацией.
↑ наверхДругие мотивы
В фильме присутствуют и другие мотивы, которые способны эмоционально затронуть самые глубокие пласты нашего существа:
- Мы не одиноки во вселенной (один из экзистенциальных страхов современного человека – глобальное одиночество)
- В безвыходной ситуации происходит чудо (Купер попадает в тессеракт)
- Существуют высшие силы, «присматривающие за нами»
(и эти силы – это не какие-то прометеевские Инженеры и не непознаваемый Бог традиционных религий, а наши потомки, в которых мы можем узнать себя)
Становится ясно, что с фильмом Интерстеллар мы с вами переходим к рассмотрению особой категории фильмов, которую можно обозначить как фильмы-мифы.
↑ наверх«Вертикальная» структура мифа
Структура любого полноценного мифа предполагает наличие двух основных пластов бытия – идеального, вневременного и реального, исторического.
Идеальный слой содержит
- Богов, управляющих видимым миром
- Загробный мир, где пребывают души умерших
Реальный слой состоит из
- Общество
- Природу
Мир, показанный в Интерстеллар, имеет точно такую же структуру – структуру классического мифа. Здесь у нас есть
- Вневременное пятое измерение, в котором пребывают
- Высокоразвитые люди
- Тессеракт, посредник между вневременным и временным
- Временное, историческое бытие выглядит вполне стандартно и содержит
- Общество
- Природа
«Горизонтальная» структура мифа. Путь героя
Если мы развернем эту вертикальную структуру во времени, то получим миф как чудесную историю.
Историческая структура мифа включает в себя следующие этапы:
- Первоначальное блаженное состояние, «Рай», золотой век
- Историческое существование, борьба с хаосом
- Преодоление страданий и возвращение, спасение
В фильме Интерстеллар человечество проходит все эти этапы.
Райское состояние — это жизнь на земле до катастрофы; она осталась за кадром.
Борьба с хаосом – это борьба людей за выживание на взбунтовавшейся Земле.
Преодоление страданий – это спасение с земли на космических станциях.
Героем-спасителем в нашем мифе является Купер. Он тоже проходит все необходимые этапы мифического пути героя. В Интерстелларе это:
- Жизнь в обычном, земном мире
- Призвание свыше
- Встреча с наставником
- Преодоление порога
- Путь испытаний
- Сошествие в черную дыру (параллель с миром умерших)
- Благовестие
- Чудесное воскресение
- Возвращение в земной мир
- Встреча с дочерью (напоминает явление христа марии магдалине после воскресения)
- Вознесение
Мы видим много общего с христианским мифом, и это естественно. Вся мифология постхристианской культуры неизбежно будет представлять собой частичное воспроизведение средневековой христианской мифологии.
↑ наверхЗарождение культа
Если бы логика мифа продолжила в фильме свое развитие, то мы бы увидели даже зарождение культа Сверхлюдей и Купера как их посланника.
Первые признаки уже начали появляться. Дом Купера восстановлен и оберегается: это место начала священной истории.
Но в остальном что-то пошло не так.
Хотя Мерф получила свое знание из потустороннего мира от Купера и принесла людям благую весть, ей почему-то никто не поверил. По крайней мере, так она утверждает.
Поэтому ей пришлось взять на себя роль спасительницы человечества, а подлинный спаситель так и остался людям неизвестным. По непонятной причине Мерф сделала Купера «земным» в глазах других людей, сообщив им о том, что он обожал ферму. О мотивах ее поступка мы можем только догадываться.
↑ наверхВыводы
Таким образом, фильм Интерстеллар по самому своему смыслу – это миф. Думаю, что это главная причина того, что он может производить такое мощное воздействие на зрителя. Самой структурой повествования он заставляет резонировать самые глубинные слои человеческой души, относящиеся к коллективному бессознательному нашей цивилизации.
Особенность мифа Нолана в том, что личностью в нем является исключительно человек. Причем, это человек «естественный», т.е. миф Нолана не является мифом трансгуманизма. Такая деталь как подчеркнуто неантропоморфный робот призвана усилить эту идею.
В противоположность другим современным мифам, где на месте богов в иерархии мифа мы видим представителей иной цивилизации или искусственный интеллект, у Нолана это место занимает сверхразвитое человеческое общество.
Человеку, уже не верящему ничему, кроме науки, чувствующему себя никчемной песчинкой, затерянной в космическом пространстве, Нолан предлагает новый миф, делающий жизнь осмысленной, избавляющий от экзистенциального одиночества и дающий надежду на лучшее будущее для человечества.
↑ наверх