«Лука» (2021). Скрытые культурные коды

Новый мультфильм «Лука» от студии Пиксар рассказывает о двух друзьях — Луке и Альберто, которые принадлежат к фантастической расе земноводных существ и умеют превращаться в людей. В силу обстоятельств друзья решают покинуть море и начать жить среди людей в маленьком городке Порта Росса. Проблема в том, что жители города враждебно относятся к морским чудовищам и, можно сказать, находятся с ними в состоянии перманентной войны.

Друзьям постоянно приходится прилагать усилия, чтобы люди их не раскрыли, но в какой-то момент это всё же происходит: жители города видят, что всё это время общались они с морскими чудовищами, но, поскольку они успели сдружиться, то всё заканчивается хорошо. Люди и морские чудовища теперь могут спокойно жить вместе и не бояться друг друга.

Прекрасная и поучительная история, не правда ли? Но что, если мы сравним эту сюжетную основу с классической историей о путешествии героя?

↑ наверх

Герои и драконы

В древних мифах и сказках герой должен покинуть родной дом, встретиться с драконом, который не даёт покоя людям, и победить его. То есть, в классической истории существует жизненное пространство, освоенное человеком, и есть иной мир, находящийся за пределами этого пространства, в котором обитают чудовища. Задача героя (и вообще воинского сословия) — не допустить вторжения нечеловеческих сил в жизненное пространство людей.

В мультфильме «Лука» нам тоже обрисовывают эти две стороны мира — мир людей и мир чудовищ. И в мире людей тоже есть потенциальный герой, который готов сразиться с драконом, однако, классический канон оказывается перевёрнутым.

  • Во-первых, героем повествования оказывается не человек, а морской монстр.
  • А во-вторых, этические аспекты поменялись на противоположные. Нам показывают, что борьба с драконом уже не является добродетелью; чудовищ нельзя убивать, потому что они, на самом деле, такие же, как мы. У них тоже есть своя семья, они так же заботятся о добыче пропитания, и они даже в чем-то лучше нас. Ведь в то время, как люди забирают из моря рыбу, чудовищам от людей ничего не нужно.

Такое переворачивание традиционного сюжета, переоценка целей и ценностей героев произошли по причине смены в западном обществе мировоззренческой парадигмы: парадигма Традиции сменилась на парадигму Постмодерна. Об этом я подробно рассказывал в серии роликов «Три парадигмы».

Представители аналитической психологии много сил потратили на то, чтобы дать истолкование классическому мифу. Согласно теории Эриха Нойманна, битва с драконом символизирует рождение человеческого самосознания, его обособление от слепых и бессознательных природных сил, отделение от материнской стихии. Что же тогда может означать противоположная история, когда чудовища проникают в жизненное пространство человека? Вероятно, это процесс, противоположный индивидуации. Возвращение к хаосу, в лоно Великой Матери.

Современный человек не борется с драконами, но пытается объединиться с ними — поставить себе на службу (напр., как в мультфильме «Как приручить дракона»), породниться, создать гибрида, и т.п. Этот мотив мы видели в серии фильмов о Чужих, где героиня из человека превратилась в гибрида, а зрителя от борьбы с ксеноморфом подвели к тому, что чужие на самом деле не такие плохие — люди гораздо хуже. Этот же мотив мы видели в фильме «Аннигиляция», где неведомая мутирующая сущность внедрилась в организм человечества. А главная героиня, опять же, стала гибридом. Тот же самый мотив лежит в основе современных отечественных фильмов о войне, где гитлеровцы показаны не бесчеловечными чудовищами, а чуткими и интеллигентными людьми.

Нелюбовь людей к чудовищам, т.е. ко всему нечеловеческому, получила в наше время название ксенофобии (буквально, «боязнь чужих») и осуждается на всех уровнях ее проявления, заставляя людей относиться к своей идентичности как к чему-то несущественному. И именно тему ксенофобии поднимал в мультфильме «Лука» режиссер Энрико Касароса.

↑ наверх

Оанн и Дагон

В сюжетной основе мультфильма угадывается история о древних существах, выходивших из моря и учивших людей построению цивилизации. Но если в мифах речь всегда идет о том, что монстры были просветителями людей, то в мультфильме «Лука» присутствует инверсия: монстры представляют собой отстающую в развитии расу, которую просвещают люди. Похожая инверсия иногда встречается и в научной фантастике, когда не инопланетяне обучают людей новым технологиям, а люди изображаются цивилизаторами малоразвитых инопланетян.

Вавилонский историк и жрец Берос в своём трактате «Вавилонская история» сообщает об ужасном существе по имени Оанн, который был получеловек-полурыба:

Это существо дни проводило среди людей, не принимая никакой пищи, и научило людей грамоте, и математике, и владению искусствами разного рода, научило жить в городах, основывать храмы, устанавливать законы, и геометрии научило, и показало, как собирать зерно и плоды, и вообще научило всему, что относится к культурной жизни. С того времени ничего больше уже не было изобретено. С заходом солнца существо это вот, Оан, ныряло назад в море и ночи проводило в пучине. Потому что было оно амфибией.

— Беросс, Вавилонская история

Впоследствии представление об Оанне трансформировалось в семитского бога Дагона.

↑ наверх

Свобода и техника

Мультфильм постоянно и разными способами нашептывает нам о свободе.

«Веспа — это свобода»

Интересно, что понятие свободы для современного человека неразрывно связано с техникой. Действительно, техника — это средство преодоления (или нарушения) границ. С помощью технических устройств человек расширяет свои возможности в материальном мире, увеличивает своё могущество. Он начинает дальше видеть, быстрее перемещаться в пространстве, летать. Но действительно ли это свобода? Ведь, развивая технику, человек становится зависим от нее. Сначала ему приходится ее обслуживать, затем служить ей, а в конце концов он просто встраивается в техническую систему как необходимый для ее функционирования элемент. И теперь не техника является инструментом человека, а человек становится инструментом техники.

Жажда познания материи захватывает наш дух, но он сразу же видит, что познавать материю можно бесконечно.

«А дальше что? — «Я не знаю. Но в следующем году на астрономии у меня будет школьный телескоп. Возможно, я выясню.» 55:31

Бесконечное познание материи вынуждает человека строить всё более сложные технические устройства, а чем сложнее техника, тем сильнее она порабощает человека.

В философии и в математике различаются так называемая потенциальная бесконечность и актуальная бесконечность. Потенциальная бесконечность (ее еще называют дурная бесконечность) — это невозможность дойти до предела. Наука стремится дойти до основы мира, но никак не может достичь ее. Атомы (которые по определению должны быть неделимыми) оказываются делимыми, Вселенная (которая по определению должна быть единой и единственной) превращается в бесконечный мультиверс. Идея бесконечного научно-технического прогресса возникает именно на основе дурной бесконечности материальной Вселенной.

Поэтому и свобода для современного человека — это дурная бесконечность накопления знаний, накопления денег, накопления средств и инструментов для существования. Это постоянное пересечение границы и невозможность достичь предела.

В противоположность этому, классическая философия и традиционное мировоззрение оперируют с актуальной бесконечностью. Поэтому для такого мировоззрения совершенно очевидно, что Вселенная, хотя и бесконечна внутри себя, тем не менее, она есть нечто вполне определённое и ограниченное. А за границами материальной Вселенной находится смысловая сфера, сфера духа. Нужно ли строить телескопы, чтобы узнать об этом? Нет, об этом вообще невозможно узнать при помощи телескопа; техника здесь бесполезна. Для этого нужно лишь научиться пользоваться своим умом.

Нужна ли техника для свободы? Нет, потому что подлинная свобода — это не покорение материи и пространства при помощи материальных же средств. Это возвышение от материи к духу, который подлинно свободен, потому что зависит только от себя.

↑ наверх

Оккультный слой

Есть в мультфильме и оккультные намёки.

Один из предметов, который подбирает Лука — это карта Таро «Паж кубков». Вот что она означает:

«Паж Кубков – это чувствительный, возможно даже избалованный, милый, зависимый ребенок или индивид, не определившийся со своей идентичностью. Они обладают развитой интуицией и, как и другие представители стихии Воды, легко попадают под влияние окружения. …

Паж Кубков — это обычно тот, кто был травмирован ранними любовными отношениями, часто в детском возрасте. …

Как индивид, не осознавший свою идентичность, он является «раненным ребенком» Короля или Королевы Кубков. Также он олицетворяет потенциал выявить и взрастить зачатки новых чувств; как Нарцисс в греческой мифологии, который был удержан своей матерью от самопознания, Паж Кубков должен прежде узнать и полюбить себя. Со временем эта любовь к себе может быть трансформирована в любовь к другим. Он может, как таковой, символизировать на эзотерическом уровне пробуждение Божественной Любви.

Паж Кубков символизируют способность Воды преобразовывать энергию и осуществлять руководство над процессом само-трансформации, символически изображаемом Magnum Opus, Великим Деланием алхимика – высвобождать Божественное от оков природы.»

— Роза Гвейн. Обретение себя через Таро.

Не правда ли, описание один в один подходит к главному герою? Может ли это быть случайностью? Разумеется, нет. Создатели фильма явно знакомы с соответствующими идеями и литературой. А значит, и другие совпадения могут быть неслучайными.

↑ наверх

Сатурн

Например, упоминание Сатурна, который Джулия называет своей любимой планетой. 54:25

Сатурн, как известно — это бог древних римлян, и одна из книг на столе у Джулии — именно про Рим. Культ Сатурна был чрезвычайно распространен в Италии и был связан с человеческими жертвоприношениями. А «самыми массовыми человеческими жертвоприношениями в Риме были гладиаторские игры»[1]. И нам показывают именно Римский Колизей, где эти игры проводились.

(Обратите внимание, что тень Луки на летающей машине напоминает тень дракона.)

Сатурн — это олицетворение Хаоса. Поскольку парадигма Постмодерна представляет собой стремление к хаосу (а стирание границ между человеческим и нечеловеческим это одно из проявлений этого стремления), то неудивительно, что Сатурн в современном мировоззрении играет особую роль.

Сатурн изображается восседающим на колеснице, запряженной парой драконов-змей. То есть, Сатурн не сражается с драконами (которые олицетворяют подземные силы хаоса) а использует их в своих целях.

Если Аполлон и Христос героически побеждают Змея, или дракона, то Сатурн управляет змеями, или драконами, являясь, фактически, их владыкой. Поэтому светлому и солнечному героическому логосу античности и христианства, Постмодерн противопоставляет чёрное солнце Сатурна. Из вышесказанного становится очевидной связь Сатурна и Сатаны.

Разумеется, мультфильм «Лука» не единственный, где появляется Сатурн. В кинематографе наиболее ярким примером использования всей связки идей, связанных с Сатурном, является фильм «Интерстеллар». Кротовая нора для спасения человечества была создана именно возле Сатурна. И, по сути, являлась входом в чёрную дыру, преисподнюю, образ которой на редкость удачно совмещает и образ черного солнца, и образ Сатурна.

↑ наверх

Отсылки к Евангелию

Как на фоне всего вышеизложенного можно трактовать присутствующие в мультфильме отсылки к Евангелию? Я имею в виду эпизоды: в начале мультфильма, когда Лука показан пастырем, который собирает заблудших овец. Как известно, Христос называл себя Добрым пастырем (Ин. 10:11-16). И когда Альберто помогает отцу Джулии собрать огромный улов рыбы. Это отсылка к Чудесному улову , описанному в Евангелии, когда Христос советует ученикам закинуть сеть, и те не могут вытащить ее из-за количества рыбы (Лк. 5:1-11 и Ин. 21:1-14).

Думаю, что в изложенном контексте это можно понимать как то, что Лука — это тот, кто в постхристианскую эпоху заменит Христа. С учетом того, что имя Лука происходит от слова lux, свет, (также, как Люси из одноименного фильма) несложно догадаться, что это будет за персонаж.

↑ наверх

Фонтан

В мультфильме показана замена прежнего идеала на новый объект поклонения. В начале истории на центральной площади города мы видим фонтан со скульптурной композицией «Герой побеждает морского дракона». 

Фонтан как источник воды в центре площади символизирует космический центр, т.е. центр жизненного пространства, вокруг которого человек выстраивает свою деятельность. Центральной идеей для жителей Порта Росса является традиционный герой, побеждающий дракона и тем самым оформляющий границу жизненного мира. Благодаря герою люди могут безопасно получать воду из источника жизни.

После окончания фильма в титрах мы видим рисунки, рассказывающие о том, чем продолжилась эта история. На одном из них мы видим, что фигуру героя люди заменили на каменное изваяние Луки. Интересно, что вода из фонтана уже не льется. Поклонение герою сменилось на поклонение дракону.  

↑ наверх

Заключение

Как видим, мультфильм «Лука» воспроизводит основные культурные коды эпохи Постмодерна:

  • стремление к свободе, которая понимается не как раскрытие собственной сущности, а как выход за собственные границы;
  • борьба с теми, кто ограничивает твой произвол (в мультфильме это мать Луки);
  • преклонение перед научными знаниями и могуществом техники;
  • стремление вступить в непосредственный контакт с силами хаоса.

Всё это подаётся в виде дружбы с маргинализированными и якобы угнетёнными существами, монстрами. Если раньше монстры олицетворяли опасность для людей и люди старались держать их за пределами своего жизненного пространства, то теперь монстры помещаются в центр этого пространства и становятся объектом поклонения.

Так граница между человеческим и нечеловеческим размывается. И нетрудно понять, что упразднение фигуры героя в итоге приведёт к тому, что в мире останутся одни монстры.

  

[1] https://culture.wikireading.ru/5487
О.Ивик. История человеческих жертвоприношений.

↑ наверх