Сегодня мы поговорим о фильме, который, кажется, ставит больше вопросов, чем даёт ответов - Начало Кристофера Нолана.
В интернете уже изучили каждый элемент сюжета – есть и инфографика уровней сновидения, и видео, в которых анализируются визуальные детали - всё с целью ответить на главный вопрос: возвращается ли Кобб к реальности в конце фильм? Или это был сон?
Хотя некоторые аргументы звучат вполне убедительно, правда в том, что мы никогда не сможем ответить на этот вопрос из-за отсутствия достаточных оснований.
Я имею в виду, что последний кадр ясно показывает, что Нолан намеренно сделал концовку двусмысленной.
Но что, если мы сосредоточились на неправильных вещах? Что если разгадка заключена не в сюжете, а в самой конструкции фильма? Что если мы никогда не сможем провести четкое различие между сном и реальностью, из-за того, что сама суть фильмов подобна сновидениям?
Начало: фильмы – это сны?
Во время обучения Ариадны мы видим сцену, где она и Кобб сидят на террасе кафе и пьют кофе.
Сцена построена так же, как в любом другом фильме, пока Ариадна не осознает:
Мы во сне?
это откровение не только для Ариадны, но и для зрителей.
Мы тоже не знали, что это был сон.
Мы не видели, чтобы они погружались в сон с помощью своего устройства, поэтому как мы можем узнать об этом? Кобб объясняет, как она была обманута:
Мы никогда не помним начало сна.
что Нолан действительно выделяет здесь, так это то, что, также, как и во сне, сцена в фильме часто начинается в середине действия, а не в начале.
Мы не видели, как они пришли в кафе, как садились и заказывали свой кофе, потому что в фильмах так не делается.
Фильм может перескакивать во времени без всяких объяснений того, как и почему персонажи появились в этом месте, и мы, как зритель, ПРИНИМАЕМ это.
Мы ПРИНИМАЕМ эллипсис (т.е. пропуск) в повествовании.
Точно так же, как во сне мы верим, что он реален, хотя появляемся посредине действия, так же мы погружаемся в фильм, хотя нас постоянно помещают в середину каждой новой сцены.
Почему фильмы, эти наборы движущихся картинок, способны погружать нас в некую реальность, так, что мы оказываемся в нее вовлечены? Нолан не первый, кто предположил, что то, как мы видим сны, похоже на то, как снимаются фильмы.
В книге «В мгновение ока» легендарный редактор фильмов Уолтер Мурч говорит, что причина, по которой фильмы работают, состоит в том, что именно сны научили нас погружаться в этот разрозненный рассказ.
Он говорит: «Мы принимаем монтаж «встык», потому что он похож на то, как сцены накладываются в наших снах ... Во мраке кинотеатра, мы говорим себе, по сути, «это похоже на реальность, но оно не может быть реальностью, потому что оно визуально прерывисто; Следовательно, это сон».
На протяжении своего фильма Нолан постоянно проводит сравнение между логикой кино и логикой сновидений.
Подобно снам, фильмы воздействуют на нас на подсознательном уровне.
Давайте посмотрим на встречу Кобба и Имса в Момбасе. Мы попали в эту сцену так же, как и во многие другие сцены – с помощью адресного плана.
Мы переходим от разговора Кобба и Артура к общему плану Момбасы.
Мы понятия не имеем, сколько прошло времени и переходил ли Кобб в состояние сна - мы просто оказываемся посреди действия.
Может возникнуть соблазн сказать: «Ага! Тогда это должен быть сон, как и говорил Кобб!».
Но, повторюсь, это всего лишь кинематографический приём.
Позже, когда Кобба преследуют по улицам города, он застревает в переулке, который максимально сужается.
Я ничего не знаю о планировании города Момбаса, но это кажется довольно странным и ... небезопасным.
Это можно интерпретировать двояко.
Первое - как указание на то, что все это сон. Клаустрофобия очень часто встречается в снах.
ИЛИ Второе - это может быть просто кинематографическим приемом, который усиливает напряжение сцены.
Необычные и необъяснимые структуры постоянно используются в кино, чтобы усилить напряжение и волнение зрителя, как всем известный лист стекла, который несут по улице.
Однако мы не обязательно трактуем эти сцены как сны внутри повествования.
Далее, Сайто внезапно появляется в своем автомобиле.
Что он там делает? Один из самых богатых людей в мире мог послать кого-то другого.
И что еще более важно, как он появился ТОЧНО в то время, когда Кобб нуждался в нем? Это довольно удобно.
Возможно, это указывает на то, что Кобб во сне. Конечно, такое исполнение желаний происходит в снах.
Но, с другой стороны, такие совпадения происходят в фильмах постоянно.
Если сны могут так увлечь нас, что мы верим в самые надуманные, нелогичные, бессмысленные сценарии, то Нолан, похоже, делает вывод, что в кино может быть так же.
Один из самых важных примеров этого – в сцене смерти Мол.
Кобб видит Мол, сидящую на краю окна в соседнем здании.
При этом, вся мебель перевернута в комнате, в которой находится Кобб.
Должны ли мы поверить в то, что Мол устроила погром, затем арендовала комнату в соседнем здании и села на подоконник, ожидая, когда ее муж вернется домой? Возможно, это ключ к тому, что все это сон.
Или, возможно, это всего лишь преднамеренный кинематографический прием.
Физическое расстояние между ними усиливает напряжение сцены и отражает их разногласие, находящееся в центре конфликта. Мол настаивает на том, что они во сне, а Кобб считает, что это реальность ...
Поэтому мы снова вынуждены спрашивать себя: неправдоподобность сцены означает, что это сон? Или это еще один режиссерский прием? Для режиссеров обычное дело манипулировать пространством для драматического эффекта, даже если это противоречит здравому смыслу.
Например, в Сиянии география Отеля имеет некоторые пространственные особенности, которые эээ ... невозможны.
Если эти окна смотрят наружу, то как эти люди выходят оттуда? Но в случае с Сиянием это делается сознательно, чтобы сделать образ гостиницы более жутким и мистическим.
Однако в Начале Нолан добавляет лишний слой неясности к своей и без того неоднозначной работе.
Если мы смотрим фильм о снах, а логика фильмов работает как логика снов, то как, черт возьми, мы можем понять, что в фильме реально, а что сон? И в этом блеск Начала - никак.
Начало также критикуют за то, что для фильма о путешествиях по подсознанию его «сны» выглядят обычными сценами, в отличие от психоделического абсурда, который мы часто ассоциируем со снами.
Может быть более необычный видеоряд выглядел бы и симпатично, но это бы лишило его упомянутой связи с приёмами кинематографа.
Например, сцена погони по заснеженным горам - это, по сути, дань уважения фильму «На секретной службе Её Величества» и в этом он больше похожа на фильм о Джеймсе Бонде, чем на фильм о снах.
Но, учитывая, что «Начало» - это своего рода ода самому кинематографу, то логично, что Нолан будет черпать вдохновение в одной из важнейших кинофраншиз при построении своей эстетики сновидений.
Учитывая, что глубокая любовь Нолана к кинематографу и его истории хорошо задокументирована, Начало может стать его самым личным фильмом.
Мало того, что он делает мозговыносящий и бешеный боевик, но он также даёт нам понять, чертовски умным способом, КАК фильмы захватывают наше воображение.
Если вы один из тех несчастных, которые до сих пор мучаются в попытках понять неопределенный финал фильма, надеюсь, это видео дало вам некоторое умиротворение.
Мы никогда не узнаем, что сон, а что нет - и в этом все дело.
Попытка определить, во сне ли персонаж, находясь в системе, которая сама работает как сон – это… Своего рода парадокс.
Следующим видео будет подробный психологический разбор фильма «Начало». До скорой встречи!