«Гарри Поттер». Психоанализ отношений Гарри и Гермионы

Автор: Денис Петришин, психоаналитик

Многих поклонников серии фильмов о Гарри Поттере беспокоит вопрос: почему Гарри и Гермиона не поженились? Разве не к этому шло развитие их отношений? Разве две столь замечательные личности не должны быть вместе? Почему вместо этого Гарри женился на Джинни Уизли, а Гермиона вышла за Рона?

С точки зрения психоанализа выбор Гарри и Гермионы вполне закономерен; они просто не смогли бы ужиться вместе. Чтобы понять причину этого, нужно разобраться, к каким типам личности они относятся и в каких аспектах у них возникают неразрешимые противоречия.

↑ наверх

Обсессивно-компульсивный тип

Как это ни странно, Гарри и Гермиона относятся к одному психотипу, который называется обсессивно-компульсивным или ананкастным.

Понятие ананкаст происходит от имени древнегреческого божества предопределения и судьбы Ананке. В античной философии термин «ананке» означает принуждение, определяющее поведение людей.

Обсессия с латинского переводится как «осада» и означает появление навязчивых мыслей. Компульсия переводится как «принуждение» означает появление навязчивых действий.

Обсессивный человек будет думать. Компульсивный – действовать.

Обсессивные люди – теоретики. Компульсивные – практики.

Обсессивный изобретет формулу заклинания. Компульсивный идеально его освоит.

Черты обсессивно-компульсивного характера проявляются по-разному, в зависимости от динамического вектора конкретной личности. Одна личность будет более обсессивной и менее компульсивной, а другая – наоборот – более компульсивной и менее обсессивной.

↑ наверх

Типология Гарри и Гермионы

В Гермионе преобладает обсессивный вектор. Это значит, что в ядре ее личности доминирует мыслительная деятельность: она внимательнее, умнее, логичнее, образованнее Гарри и зациклена на деталях:

Гермиона. Вообще-то я рассуждаю логически, что позволяет мне подмечать несущественные детали и ясно видеть то, что другие не видят. [Дары смерти, часть 1, 01:24:48]

Концептуально базовое бессознательное убеждение Гермионы выражается формулой: «Я должна делать только правильные вещи».

 

В Гарри преобладает компульсивный вектор. В его личности доминирует практическая деятельность с опорой на интуицию. Он более импульсивен (сначала делает, потом думает) и имеет довольно близкий контакт с тенью (сферой инстинктов).

Например, Гарри необдуманно применил против Малфоя рассекающее заклинание «Сектумсемпра», действие которого до конца не понимал [Принц-полукровка, 01:38:56].

Бессознательное убеждение Гарри звучит так: «Я должен контролировать свои влечения».

Сцена, которая наиболее концептуально демонстрирует разницу между Гермионой и Гарри, показана в фильме «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть I».

После того как Рон, поссорившись с друзьями, ушел, Гермиона и Гарри остаются наедине.

Гермиона погружается в свои невесёлые мысли и не может самостоятельно выйти из когнитивного цикла (это обсессивное проживание через мышление).

Гарри, чтобы ее развеять, начинает с ней танцевать (это компульсивное проживание через действие) [Дары Смерти, часть 1, 01:29:18].

↑ наверх

Самореализация

Самореализация Гермионы находится в интеллектуальной сфере. Она – ходячая энциклопедия и знает даже то, чему их еще не учили.

В противоположность этому, самореализация Гарри находится в сфере практических достижений. Он достигает высот в спорте, став лучшим ловцом в квидиче, и в совершенстве овладевает рядом практических заклинаний.

Уже на уроке полетов метла Гарри мгновенно слушается его команды.

«Ты даже не умеешь летать. Какой идиот!». 

(Обратите внимание на реакцию Гермионы, вызванную успехом Гарри.)

Аналогичную ситуацию можно видеть в эпизоде создания зелья. Гарри хитростью удается создать идеальное зелье и получить похвалу профессора Слизнорта.

«Оно безупречно!» [Принц-полукровка 2009, 00:36:20]

И вновь посмотрим на реакцию Гермионы [00:37:15]. Более высокие результаты Гарри неизбежно бьют по ее самооценке, в то время как самого Гарри чужая удача не задевает.

↑ наверх

Амбиции

Оба героя наделены амбициями в плане достижений, но движущие силы этих амбиций у них разные.

Амбиции Гермионы основаны на комплексе неполноценности, вызванном вопросами чистоты крови. Родители Гермионы – маглы. Поэтому отсутствие идентичности с потомственными магами компенсируется у нее перфекционизмом типа: я должна всё знать и уметь. Отсюда синдром отличницы и всезнайки.

Амбиции Гарри не носят тотального характера. При распределении на факультеты шляпа сообщает:

«Есть талант и неукротимое желание показать себя» [Философский камень, 00:45:16].

То есть, Гарри нацелен на реализацию своего потенциала, а не на компенсацию своей идентичности. Из-за этого его достижения будут носить сугубо узкий характер и обладать более высоким результатом.

В итоге Гарри становится гораздо более успешным волшебником, чем Гермиона: он достиг мастерства в квидиче, возглавлял отряд Дамблдора, обучал студентов практическому применению заклинаний и вошел в историю как первый волшебник, сумевший победить Темного Лорда.

Итак, первая причина, почему Гарри и Гермиона не подходят друг другу. Гермиона, одержимая достижениями, попросту не смогла бы жить в тени Гарри.

↑ наверх

Супер-эго, инстинкты и табу

Супер-эго (высшая моральная инстанция) формируется у ребенка в результате взаимодействия с родителями. Супер-эго иногда называют внутренним Родителем. Ребенок усваивает правила, запреты, законы и ценности родителей, а затем использует их как социальный ориентир поведения. К примеру, если в семье наложено табу на проявление гнева, то Супер-эго ребенка будет функционировать с установкой на подавление этого запретного чувства.

Гермиона практически не контактирует со своей инстинктивной жизнью и полностью подчиняет Эго – Супер-эго.

Гарри, хотя и ориентируется на Супер-эго, находится при этом в конфликте с импульсами бессознательного. Отсюда и дилемма, возникшая у распределяющей шляпы: Гарри может идеально подойти как для факультета Слизерин, так и для факультета Гриффиндор

(обратите внимание, что гостиная Слизерин находится в Подземелье Слизерина – это символ бессознательного, а его гостиная Гриффиндор находится в Гриффиндорской Башне – символ Супер-эго).

В случае с Гермионой никакой дилеммы не возникало: она сразу была определена в Гриффиндор.

Отношения с тенью

Отношения героев с их тенью, бессознательным, показаны в эпизоде, где профессор Люпин обучает студентов защите от боггарта [Узник Азкабана, 00:40:30].

Люпин: А кто мне скажет, как боггарт выглядит? 
Гермиона: Никто не знает.

Гермиона вновь демонстрирует окружающим, что она знает то, чего они еще не изучали.

Гермиона: Боггарты меняют свой облик. Они превращаются в то, чего человек боится больше всего.

Перед Гарри боггарт принимает образ дементора. Слово «дементор» соотносится с термином деменция, который переводится с латыни как «безумие».

После экзекуции, известной как «поцелуй дементора», человек перестает существовать как разумное существо. Образ дементоров явно указывает на их связь с тенью, с бессознательным и темным. Страх Гарри перед дементором – это страх перед собственной тенью, внутренней тьмой, с которой ему приходится постоянно бороться.

Главный страх Гермионы в этом эпизоде не был показан. Однако, из книги мы узнаём, что ее страх принял образ профессора Макгонагалл, которая сообщила Гермионе, что она завалила все экзамены. Этот страх ошибки и провала и является причиной ее паталогического стремления к перфекционизму: желания сделать всё идеально.

Таким образом, если Гарри боится своей неуправляемой инстинктивной природы, то Гермиона боится несовершенства.

Инстинкты

Супер-эго Гермионы требует от нее действовать исключительно правильно. Запрет на проявление инстинктов она распространяет не только на себя, но и на окружающих.

К примеру, Гермиона переживает, что министерство решило казнить гипогрифа [Узника Азкабана, 01:23:00]:

Гермиона: Не могу поверить, что Клювокрыла убьют. Это так ужасно!

Далее они видят Малфоя с одноклассниками.

Малфой: Отец сказал, что я могу забрать голову гипогрифа.

Малфой злорадствует, выражая отсутствие эмпатии и моральный садизм (это проявляется в получении удовольствия от страданий других). Именно в Гермионе это активирует воинствующую добродетель, направленную на искоренение всего низменного: то есть всего, что с точки зрения ее Супер-эго считается грязным.

Гермиона: Ты мерзкий! Грязный! Отвратительный таракан!

Обратите внимание на ее слова: «мерзкий», «грязный» и «отвратительный». Грязь у обсессивно-компульсивных людей связана с анальной стадией психосексуального развития по Фрейду. На этом этапе ребенок получает первый социальный навык – чистоплотность. Слишком строгое приучение к чистоте является субстратом формирования обсессивно-компульсивной динамики. Отсюда жесткое и подчас воинственное отношение ко всему, что связано с грязью, нечистотами.

Гермиона не применяет палочку против Малфоя, а бьет его кулаком. По сути, это своего рода плевок в лицо, поскольку в магическом мире существуют правила поединка на волшебных палочках. То есть Гермиона низводит Малфоя до грязи, чем он и является для ее Супер-эго: ведь Малфой подвержен низменному – инстинктам.

 

Гарри, хотя и в меньшей степени, также подвержен проявлению инстинктов – особенно проявлению гнева. К примеру, в сцене прибытия в школу [Орден феникса, 00:28:10].  

Или применение против Белатрисы мучающего заклинания из списка непростительных [Орден феникса, 01:57:31].

Или применение режущего заклинания против Снегга [Принц-полукровка, 02:15:55].

Или гнев при попытке уничтожить крестраж [Дары смерти, часть 1, 01:12:12].

Вторая причина невозможности Гермионы и Гарри быть вместе. Для системы ценностей Гермионы проявления, которые позволяет себе Гарри, неприемлемы. Если Гарри умеет уживаться со своей тенью (совокупностью инстинктов), то Гермиона практически полностью тень подавила и стремится подавлять ее проявления в окружающем мире, в том числе и в других людях.

↑ наверх

Требования и ожидания

Обсессивно-компульсивная личность – это дисциплинированный ребенок. Родители или опекуны требуют от ребенка следовать правилам под общим посылом «ты должен»: ты должен вести себя правильно, а если ты не оправдаешь моих ожиданий, то будешь наказан.

Вернон: Предупреждаю тебя. Любое баловство… хоть какое-то… и ты не будешь есть целую неделю. [Философский камень, 00:05:43]

Так у ребенка формируется патологическое стремление избежать ошибки: для него ошибка означает наказание.

Гарри постоянно живет под гнетом чужих ожиданий и обязанностей. В семье Дурслей он находится в системе жестких ограничений и требований [Философский камень, 00:04:54].

Тотальный запрет на баловство – это наложение табу на проявление инстинктивной жизни ребенка в любой ее форме. Авторитарная фигура родителя воспринимается психикой и затем встраивается в систему Супер-эго, которая станет внутренним надзирателем для Эго с установкой: если ты не подавишь гнев, злость, желание плясать и тому подобное, я накажу тебя чувством вины и стыда

При крайне жестком воспитании у ребенка может возникнуть бунт против авторитарной фигуры. Такой же бунт Эго может устроить против слишком строгого Супер-эго. И тогда некогда примерный и сдержанный человек внезапно бросается во все тяжкие.

В семье Дурслей от Гарри ожидали подчинения. В магическом мире от Гарри ожидали великих дел. В результате в нем сформировалось компульсивное противоборство правилам, ставшее свойством его характера: практически все приключения Гарри в Хогвартсе связаны с постоянными нарушениями правил школы.

 

Большинство людей в магическом мире реагируют на Гарри как на легенду и знаменитость. Это налагает необходимость соответствовать чужим ожиданиям с установкой «я должен, потому что люди надеются на меня».

Кроме этого, многие ожидают от него значительных свершений.

Оливандер: Но я точно знаю, что мы можем ожидать от Вас великих дел.  [Философский камень, 00:28:10]:

Это накладывает еще больший груз ответственности: «я должен не только соответствовать возложенной на меня роли, но и прыгать выше головы».

Еще один пример завышенных ожиданий – это ситуация с Кубком Огня, который выдал его имя в качестве участника турнира. Гарри ни по возрасту, ни по уровню владения магией не должен быть допущен до соревнований. Однако сталкивается с жесткой системой правил [Кубок огня, 00:35:56]:

Крауч: Правила непреложны. Решение Кубка Огня – это обязательный магический контракт. У мистера Поттера нет выхода. Так что он с сегодняшнего дня чемпион и участник турнира.

По сути, ему предъявлено требование: ты должен следовать этому правилу и прыгнуть выше головы.

 

Помимо всего этого, еще есть крайне важный для Гарри человек, перед которым Гарри чувствует ответственность, бессознательно проецируя на него фигуру отца. Это Дамблдор.

По сути, Дамблдор с самого начала готовил Гарри к роли мессии, Спасителя. Отсюда и евангельский мотив, где в роли Бога-Отца выступает Дамблдор, а в роли Спасителя-Сына – Гарри. Именно Дамблдор передал Гарри воскрешающий камень. Гарри умирает, но возвращается к жизни, чтобы победить зло.

Предсказание

Как мы уже сказали, термин «ананке» в названии рассматриваемого психотипа означает принуждение, определяющее поведение людей. Оно связано со склонностью к планированию и выражается в жестком следовании нормам, планам и стремлении «предсказывать» будущее. Ананкастный тип хочет предугадать варианты развития событий, чтобы следовать наиболее совершенному и избежать таким образом ошибок.

В одном из диалогов с Гарри Дамблдор произносит непримечательные слова, которые являются ключевыми для понимания психологии обсессивно-компульсивной личности:

Дамблдор: Впереди темные и трудные времена. [Кубок огня, 02:20:42]:

Дамблдор предсказывает будущее, требующее обязательств. Всё темное связано с бессознательным, всё трудное связано с ответственностью. У ананкастов гипертрофированная ответственность формирует тенденцию к предсказательству. Оно дает иллюзорную возможность избежать неправильного выбора, поступка и, следовательно, ошибки.

Дамблдор: Вскоре нам всем придется выбирать…

Обсессивно-компульсивная личность всегда принуждает себя выбирать, хотя предпочитает избегать выбора вообще, чтобы гарантированно не совершить ошибку.

Обратите внимание на опущенные глаза Гарри. Он явно предпочел бы не попадать в описанную Дамблдором ситуацию.

Дамблдор ожидает от Гарри правильного выбора. Выбор влечет за собой ответственность. Ответственность – это груз.

Показательно, что впоследствии именно на чувство ответственности давит Волан-де-Морт, обращаясь к Гарри во время битвы за Хогвартс [Дары смерти, часть 2, 01:16:22]:

Волан: Гарри Поттер, теперь я обращаюсь только к тебе. Этой ночью ты позволил своим друзьям умирать, вместо того чтобы встретиться со мной лицом к лицу. На свете нет большего бесчестья.

Планирование и спонтанность

Если обсессивная личность справляется с трудностью выбора уходом в рассуждательство и планирование, то компульсивная – уходом в спонтанные отменяющие действия, которые могут восприниматься окружающими как импульсивность (со стороны это выглядит как то, что называется «слабоумие и отвага»). Для компульсивного человека бросаться сразу в огонь – это способ избежать мук выбора через усердную деятельность.

Вот пример существенной разницы между Гарри и Гермионой. Гарри осознает, что один из крестражей находится в Хогвартсе: нужно пробраться в школу и добыть его.

«Мы не можем этого сделать! Нам нужно все продумать, нам нужен план» [Дары смерти, часть 2, 00:26:46]

Гермиона предпочитает действовать по плану, тогда как Гарри относится к планированию негативно, поскольку это заставит его, во-первых, выбирать лучший из вариантов, а во-вторых — сам по себе план как жесткая последовательность воспринимается им как внешнее принуждение, которое когда-то для него олицетворяли дядя Вернон и тётя Петунья.

Примечательно, что несмотря на критику планирования, Гарри предлагает конкретный план действий.

«Отправимся в Хогсмид, пройдем по потайному ходу»

Подобное противоречие – это не ошибка авторов. Личность двойственна по своей природе, и преобладающий вектор, образующий психотип, может сменяться на противоположный.

Отношение к правилам

В отличие от Гарри, Гермиона более трепетно относится к правилам типа «можно-нельзя» или «так сказано-написано».

Например, в сцене приготовления зелья [Принц-полукровка, 00:36:30]:

Гермиона: Как ты это сделал? 
Гарри: Раздави его, а не режь. 
Гермиона: Нет! В учебнике написано нарезать.

Или на уроке, где ложный Грюм демонстрирует непростительные заклинания [Кубок огня, 00:27:12]. Гермиона отказывается назвать убивающее проклятие. После урока она возмущается [там же, 00:28:18]:

Гермиона: Применение этих заклятий запрещено! Показывать их в классе!..

Для нее плохо всё, что запрещено, а всё запретное символически относится к области тени, бессознательному, низменным инстинктам. Именно поэтому запретные заклинания в фильме относятся к области темной магии, которую активно изучают на Слизерине (подземелье Слизерина) и применяют темные волшебники.

Для Гермионы любая попытка выйти за пределы правил – табу, требующее наказания. Для Гарри же нарушение правил не является чем-то принципиально важным.

Например, когда он якобы подливает Рону зелье удачи [Принц-полукровка, 01:01:28]:

Гермиона: Жидкая удача? Не пей это, Рон!

Гермиона требует и остается недовольна непослушанием Рона.

Гермиона: За это могут исключить!

Она вновь демонстрирует установку: «есть правила, им нужно следовать, их нельзя нарушать, нарушить правило – значит испачкаться». Гарри же в этой ситуации как бы плевал на правила:

Также Гарри нарушает правило в ситуации, где это субъективно уместно и необходимо для достижения важной цели. Он спокойно применяет заклинание против Снегга, [Узника Азкабана, 01:34:18] а в унисон реагируют только Рон и Гермиона:

Рон: Гарри! Что ты наделал! 
Гермиона: Ты напал на учителя!

Гарри нарушил заповедь ради своих интересов, а это противоречит природе Гермионы. Она распространяет свои принципы и правила на окружающих в виде манеры требовать.

Например, Гарри не вернул учебник, подписанный Принцем-полукровкой [Принц-полукровка, 00:47:50]:

Гарри: Ты ничего не слышала о заклинании Сектумсемпра? 
Гермиона: Нет, ничего. И если по совести, ты должен вернуть этот учебник!

Гермиона накладывает на Гарри аспект долженствования. Гарри игнорирует ее, то есть отказывается подчиняться ее правилам.

Когда Рон ставит Гарри выше Гермионы

Рон: Он ведь теперь лучший в нашем классе. Даже лучше тебя, Гермиона. Слизнорт думает, что он гений.

Она воспринимает это крайне болезненно и психует. Но Рон, по сути, указал на одну из причин, почему Гермиона в итоге выбирает его, а не Гарри. Рон не амбициозен и не собирается перепрыгнуть ее. А постоянная жизнь рядом с превосходящим ее Гарри причиняла бы ей страдания.

 «Я хочу узнать, чей это был учебник. Дай посмотреть.»

По сути, Гермиона нарушает его границы, ожидая от него конкретного поведения типа: я прошу – ты выполняешь.

Избавиться от учебника для Гермионы – это не только соблюдение правила «поставь туда, откуда взял», но и лишение Гарри источника, благодаря которому он оказывается выше ее.

Аналогичную требовательность с открытым гневом Гермиона проявляет в фильме «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть I» [Дары смерти, часть 1, 01:52:25].

«Где моя палочка, Гарри?»

Гарри пятится от нее, не пытаясь успокоить или осадить. Подобное требующее нападение актуализирует детство Гарри, проведенное в семье авторитарных Дурслей, умеющих только требовать.

Теперь мы можем сформулировать третью причину несовместимости Гарри и Гермионы. Гарри попросту не смог бы жить рядом с человеком, который неизбежно будет предъявлять к нему требования и долженствования. А Гермиона будет сталкиваться с постоянным бунтом против правил, которые она устанавливает.

↑ наверх

Заключение

Итак, несмотря на то, что Гарри Поттер и Гермиона Грейнджер относится к одному обсессивно-компульсивному типу личности, каждый являет собой разные стороны характерологического континуума.

Если Гермиона более обсессивный человек (мыслительный тип), то Гарри – компульсивный (деятельный).

Гермиона из тех, кто семь раз отмерит и, вероятно, ни разу не отрежет. Гарри же сначала отрежет, а затем, вероятно, попытается померить то, что получилось.

Гермиона следует системе жестких правил и требует этого от других. Для Гарри правила – это мучительная жизнь в семье Дурслей. Его реакция на правила – бунт.

В построении семьи Гермиона будет стремиться к упорядоченности. Тогда как Гарри не выносит чей-то контроль.

Семья Гермионы будет построена на жесткой дисциплине, режиме, правилах и контроле. Кстати, это мельком показано в конце 8й части, где Гермиона провожает в Хогвартс дочь [Дары смерти, часть 2, 02:00:25]:

Гермиона: Сумка… джемпер…

Таким образом она снимает свойственную ей тревожность.

В итоге Гермиона (как супруга) будет требовать, а Гарри будет бунтовать и ломать ее правила.

Не будем забывать и про комплекс неполноценности Гермионы. Гарри стал легендой, признанным мастером волшебства, чего она не смогла добиться в подобных масштабах. Само осознание, что возле нее постоянно находится человек, который достиг большего, будет угнетать ее самооценку.

Отсюда и логика выбора партнеров.

Гермиона выбрала Рона, поскольку он прост. Он хаотичен и нуждается в поводыре, который укажет ему, куда идти и что делать. Гермиона, как контролер, идеально подходит ему. И он не станет сопротивляться ее правилам, а напротив – примет их в полной мере. Иначе его рассеянность его и уничтожит.

Гарри выбрал Джинни, поскольку она так же проста, как и Рон. Она сможет жить в тени Гарри, не имея больших амбиций. И она не станет его контролировать. Их брак по сути – это деловое партнерство, включающее детей и умеренные супружеские обязательства.

Так что, если бы Гарри и Гермиона попытались связать жизнь вместе – это был бы повод создать еще одну — трагическую — историю, конец которой был бы довольно мрачным. К счастью, этого не произошло.

↑ наверх