«Рапунцель. Запутанная история». Разбор мультфильма

В одном из интервью Глен Кин, аниматор и исполнительный продюсер мультфильма о Рапунель, сказал следующее:

«Для меня эта история начинается с духовной основы. В самом начале вы видите каплю, падающую с Небес. Для меня эта истина в послании ап. Иакова (глава 1, стих 17), в которой говорится: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов». И эта истина состоит в том, что в конечном счете есть этот удивительный источник жизни, красоты и трансформации, и это божественный источник. Это то, во что я лично верю в своей собственной жизни. И в персонажах, которых я анимировал, я всегда пытался отразить мою собственную духовную жизнь. Преображение Зверя в «Красавице и чудовище» было в значительной степени отражением преображающей силы Христа в нас. Фильм «Рапунцель» тоже говорит об этой идее, что Рапунцель имеет этот удивительный источник внутри нее, и даже когда она чувствует, что потеряла эту силу, любовь - это то, что ее открывает».

Как видим, сами создатели фильма заложили в него духовный смысл. А нам остаётся только раскрыть их идеи более подробно.

↑ наверх

Солнце, капля и цветок

«Начинается эта история с Солнца».

В контексте слов Глена Кина понятно, что Солнце символизирует Бога. От солнца зависит всё живое на земле, поэтому оно является главным символом невидимого Бога как первопричины всего сущего.

Видеть солнце означает непосредственно созерцать сущность вещей, истину.

Капля света, в отличие от привычных солнечных лучей, это необычный символ, указывающий на нечто более концентрированное, чем просто свет. Капля света – это как бы солнце в миниатюре, уменьшенная копия солнца, частица света, пожелавшая воплотиться в природе. 

↑ наверх

Король и королева

Королевство, эмблемой которого является солнце, очевидно, служит истине. Иерархия королевства отражает различные аспекты Бога и реализует их в социуме. Король и королева – это совершенный союз, образ Бога как андрогинного существа. 

Так же, как Бог является для природы первопричиной тех законов, по которым она функционирует, так же и король является законодателем для общества.

«Король воплощает аспект Бога или Самости, являющийся управляющим началом в обществе. Он символизирует управляющую идею, доминирую­щую в коллективном сознании». (Фон Франц)

Стало быть, аналог короля должен быть и в индивидуальном человеческом сознании, поскольку принципы, управляющие действительностью в целом, отражаются и в каждой из ее частей.

Уместно вспомнить фразеологизм «без царя в голове»; он происходит от пословицы «У каждого свой царь в голове». Этот Царь в голове - это совокупность принципов, в соответствии с которыми мы живем и выстраиваем свое поведение. Нечто вроде супер-эго или высшего я.

Таким образом, король с королевой, мудро управляющие своим государством, это модель личности, показывающая то, кем человек должен стать. А стать он должен правителем самого себя, господином своей души, тела и всех проявлений своего существа, уподобившись самому Богу.

↑ наверх

Рапунцель

Исходя из этого, историю Рапунцель и ее спутников можно трактовать как описание этапов внутреннего развития человека. Путь Рапунцель начинается в королевском дворце, в месте славы, и там же должен и завершиться, образуя замкнутый круг.

Игрушки, висящие над ее кроваткой, указывают на те этапы, который ей предстоит пройти. Игрушки подвешены к кругу, в центре которого находится эмблема Солнца. Это означает, что солнце как объединяющий принцип является началом и концом этого жизненного цикла. Пройдя все этапы своего развития личность должна осознать свое царственное достоинство и постичь свою внутреннюю нетленную сущность.

Сама Рапунцель – это душа, которая имеет внутри себя божественный дар, полученный от самого солнца через посредство волшебного цветка.

Важно то, что этот дар имеет два аспекта - внешний и внутренний. Внешнее проявление дара – это то, что видят все – это золотые волосы девушки. Именно волосы все, включая саму Рапунцель, считают главной ценностью. Но, как выясняется в конце фильма, подлинная ценность вовсе не в волосах. Поэтому различение этих аспектов дара очень важно для понимания смысла фильма.

↑ наверх

Жизнь в башне

В этой сказке мы вновь встечаем мифологему забвения. Будучи похищенной ведьмой, Рапунцель забыла о том, что она королевская дочь. Так и человек, рождаясь в этом мире, как бы забывает о бытии. За-быть – значит отпасть от бытия.

Жизнь в башне – это жизнь взаперти той картины мира, которую человек получает «из вторых рук».  Из рук матушки Готель, которая здесь олицетворяет социальное окружение.

Картина мира, которую она формирует у Рапунцель - это не сама действительность, а ее ложная интерпретация. Этот ложный образ мира держит человека внутри себя и не даёт познать истину. Изредка, раз в год истина проблёскивает где-то в виде огоньков, пробуждает какую-то смутную тоску и затем вновь заглушается каждодневной суетой.

Образ жизни в башне аналогичен образу платоновской пещеры, в которой живет большинство людей, не осознавая того, что они узники.

↑ наверх

Расчесывание волос

Мать Готель использует волосы Рапунцель для своего омоложения. Что означает этот образ?

То, что любое благо, даже божественный дар можно использовать для своей выгоды. То, что, попав на землю, этот дар тут же провоцирует реакцию злых сил. То есть, если в мире возникает добро, то неизбежно появляются люди, которые будут его использовать в своих интересах. Такое значение имеет этот образ во внешнесоциальном плане.

А во внутриличностном плане он означает, что человек (или какая-то его внутренняя часть) будет использовать истину как источник для подпитывания своих ложных убеждений. Он будет отрицать свет, чтобы утверждать тьму. Также, как узники платоновой пещеры изучают тени, отрицая тот источник, который их порождает.

Но, как мы уже знаем, волосы Рапунцель – это только внешняя сторона ее дара, всего лишь полезный бонус. Стало быть, использование ее волос ведьмой – это извлечение выгоды не из самого дара, а из каких-то его побочных эффектов.

↑ наверх

Кража тиары

Далее мы видим Флина, который крадёт тиару - корону, предназначенную для Рапунцель.

Царское достоинство Рапунцель оказывается в руках мужской фигуры. Флин – это ум. От действий ума зависит судьба души. Именно ум должен привести душу к самопознанию, а сам - стать королем, высшим Я личности.

Но пока что этот ум весьма легкомыслен. Он не сдерживается никакой дисциплиной, постоянно блуждает. Как известно, в аскетике одна из главных задач – это усмирение ума.

Кроме того, Флин вор, а это значит, что он инфантилен. Хотя у него есть устремленность к достижению своих целей, он не любит трудиться, а предпочитает брать всё готовое, как ребенок у матери.

И когда в его руках оказывается сокровище, он даже не понимает его цены. Он готов променять царское достоинство на материальные блага.

Тиара охраняется гвардейцами аналогично тому, как вход в Рай охраняется ангелом с огненным мечом. Это означает, что в психике человека есть определенная инстанция, которая не позволяет достичь блаженства без выполнения определенных условий.

То есть, проникновению Флина в королевский дворец может в реальности соответствовать, например, достижение измененных состояний сознания при помощи препаратов.

Гвардейцев, соответственно, можно трактовать как совесть, но очевидно, что эта совесть обладает полномочиями запереть ум в темницу или отправить на виселицу. То есть, сделать человека безумным.

Бегство ума от возмездия совести приводит человека на истинный путь развития, к душе.

↑ наверх

Флин находит башню

Показательно, что Флин находит башню, спасаясь от коня. А конь – это жизненная энергия вообще, а также творческая и сексуальная энергия в частности.

Часто забывают, что во время полового созревания в человеке пробуждается не только сексуальная энергия, но и дух, ум. Достижение половой зрелости - это время формирования идеалов. Именно это и означает встреча Флина с Рапунцель при косвенном участии коня: так ум пробуждается в душе, под действием жизненной силы.

Башня вообще – это амбивалентный символ. С одной стороны, она символизирует убежище и защита, т.е. женское, с другой – это символ возвышенного и мужского. В своей амбивалентности башня сближается с символом единорога. Единорог, как известно, выходит лишь к девственницам. Т.о., как в образе единорога, так и в образе башни, слияние девственно женского и мужского означает предельную одухотворенность, непорочность.

↑ наверх

Рапунцель находит тиару в сумке

Встретившись с Флином, Рапунцель обнаруживает тиару у него в сумке. После огоньков в небе это второй предмет, который пробуждает в Рапунцель смутные воспоминания.

Так встреча души с умом открывает возможность человеку вспомнить о своем предназначении, интуитивно ощутить смысл жизни и направиться к его достижению.

Но пока что Рапунцель и Флин движутся к своей цели как бы наощупь, вслепую, не понимая, зачем им это нужно.

↑ наверх

Таверна «Сладкий утенок»

Разбойники, с которыми Рапунцель и Флин встречаются в таверне, олицетворяют те комплексы, эмоции и страхи, которые владеют нами. В аскетике эти психические структуры называются страстями. Разбойники ведут паразитический образ жизни, то есть, потребляют ресурсы, не отдавая ничего взамен. Точно так же ведут себя неосознаваемые нами комплексы и мыслеобразы, поглощая нашу энергию. Чтобы нейтрализовать их и даже заставить служить благой цели, их нужно прежде всего осознать, т.е. встретиться с ними лицом к лицу.

Стремление к мечте, которую пробуждает в разбойниках Рапунцель, это не что иное как сублимация, перенаправление низшей психической энергии в направлении высших целей; в русло творчества и самореализации.

↑ наверх

Плотина

Открытие в себе в процессе самопознания множества новых сил порождает их внутреннюю борьбу. Ум привык заниматься своими корыстными интересами, душа хочет идти за своей мечтой, совесть постоянно осуждает, а жизненная энергия заставляет двигаться вперед.

На этом фоне неизбежно возникает внутреннее напряжение и накапливаются эмоции, которые могут затопить сознание человека. Помимо эмоций, сознание может быть затоплено и содержаниями бессознательного. Этот критический момент может иметь печальные последствия, но вместе с тем для человека это возможность лучше понять себя и наладить контакт с разными сторонами своей личности.

В мифологии потоп предшествует обновлению мира. На индивидуальном уровне такому погружению в воду, за которым следует символическое возрождение, соответствует христианское таинство крещения, после которого человек получает дары Св. Духа и новое имя.

Так и в нашем фильме Флин открывает Рапунцель свое настоящее имя, т.е. растождествляется с той маской, под которой жил раньше в обществе, а Рапунцель демонстрирует живущую в ней таинственную силу.

Этот эпизод становится началом изменения, перемены ума, которая в аскетике и психологии обозначается греческим словом метанойя.

↑ наверх

Рапунцель укрощает коня

Следующим этапом в движении души к истине становится укрощение коня, необузданной жизненной энергии, и примирение этой энергии с умом.

Вслед за этим сразу идет сцена заплетания волос, которая имеет тот же смысл. Волосы – символ жизненной силы, так же, как и конь. В былые времена с распущенными волосами могла ходить только девушка, тогда как женщина, вступающая в брак, должна была свои волосы связывать или покрывать. Это означало укрощение и упорядочивание жизненных энергий души, их подчинение уму, олицетворением которого являлся будущий супруг женщины.

↑ наверх

Мозаика

Если всё, что Рапунцель видела раньше – карусель с игрушками, огоньки, корона, было только смутными намёками на цель ее пути, то, попав в город, она сталкивается с прямым сообщением о своем предназначении. К паззлу добавился конкретный образ в виде мозаики, показывающий исходную точку и цель путешествия души. Но пока что Рапунцель не может соотнести все эти знаки и образы со своей внутренней тягой.

После созерцания мозаики девушкой овладевает вдохновение; она чувствует свое единство со всеми людьми в королевстве и с первоисточником жизни, с Солнцем. Это чувство она выражает в танце, подражающем движению солнца, вовлекая в него свой народ.

↑ наверх

В лодке

Когда Юджин и Рапунцель отплывают от берега, на одном из кораблей мы видим скульптуру единорога. В данной сцене этот образ говорит о чистоте и непорочности чувств главных героев.  01:04:45

Отпускание фонарей в небо - это символическая жертва. Человек возвращает тот свет, который у него есть, первоисточнику, от которого этот свет произошел. Точно такой же смысл имеют свечи, которые зажигают в храме.

Надежда на возвращение принцессы – это надежда на то, что  душа вернется к своему источнику, осознает свою неизменную сущность.

Рапунцель передает в руки Юджина корону. Она считает, что Юджин стал тем, кто ведёт к истине и кому можно доверить свое достоинство. Но, к сожалению, в перемене Юджина что-то пошло не так.

Если бы перемена действительно произошла, тогда он должен был бы найти способ вернуть корону владельцам, королю и королеве. Однако мы видим, что он так и не осознал ценности этого предмета; он небрежно отдаёт корону братьям Граббингстон, чтобы просто откупиться от прошлого. Поэтому неудивительно, что злые силы вновь овладевают им и едва не губят Рапунцель.

↑ наверх

Инсайт

Духовное восхождение приостанавливается, в развитии личности наступает кризис, разочарование и возврат к прежнему мировоззрению. Рапунцель возвращается в свою башню. Но далее происходит потрясающий по своей эмоциональной насыщенности эпизод. 1:15:58

Погрузившись в себя Рапунцель вдруг обнаруживает, что солнце – это то, что всегда подспудно присутствовало в ее рисунках, в ее мечтах, в ее устремлениях. Паззл складывается и Рапунцель переживает инсайт.

Те новые факты, которые она узнала за пределами башни, полностью переворачивают ее картину мира. Рождается новая интерпретация действительности, более цельная и более осмысленная. Душа наконец осознаёт свое место в структуре целого, своё достоинство и свое предназначение. Ей становится ясно, откуда она произошла и куда должна прийти.

Это начало нового этапа в развитии: этапа сознательных действий. Теперь личность должна сознательно скоординировать все свои разрозненные силы – ум, совесть, жизненную энергию – и, так сказать, пересобрать себя в соответствии с новым образом. В психосинтезе это называется перестройкой личности вокруг нового центра, когда человек сознательно формирует себя, ориентируясь на идеальный образ своего высшего Я. Для Рапунцель таким новым центром становится образ принцессы.

↑ наверх

Рецидив

Мать Готель, олицетворяющая прежние, регрессивные установки личности, идет на крайние меры, чтобы сохранить свою власть над пробудившимся сознанием.

Снова вспомним миф о пещере. Платон говорит, что если человек, познавший свет солнца вернется в пещеру, чтобы освободить других узников, те попытаются его убить. Так современники Платона поступили с его учителем, Сократом.

Точно так же люди убили и Иисуса Христа, показавшего им путь к истине. Именно к образу Христа отсылает нас смерть Юджина, его пронзенный бок, сцена его оплакивания и последующее воскресение.

Значение чудодейственных слёз Рапунцель снова разъясняет Глен Кин:

«В вас есть нечто большее. В тот момент, когда Рапунцель считает, что у нее больше ничего не осталось, она обнаруживает ту связь, идущую из вечности. В нас всегда есть нечто большее. Это, на самом деле, дар извне, который течет через нас».

Здесь становится очевидной параллель между каплей света в начале фильма и слезой Рапунцель в конце. Это открывает новые смыслы в этих образах: капля света – это слеза Бога, знак его милосердия. Слеза Рапунцель – это проявление божественной благодати.

И из этого становится понятной та радикальная мера, к которой прибегает Юджин, отрезая волосы Рапунцель. Отсекание чудесных волос - это вовсе не уничтожение дара, потому что волосы – это совсем не то, что нужно было сохранить. Дар содержался внутри Рапунцель. И для его пробуждения нужно было отсечь его внешние, несущественные стороны. Таким образом, отсечение волос – это отказ от внешних атрибутов, не относящихся к существу дара: это отказ от чудес, от выгоды, от благовидности, от всего того, что вызывает у людей привязанность и зависимость. 

↑ наверх

Заключение

Рапунцель наконец воссоединяется с родителями и получает свою корону. Однако, некоторые темы оказались в фильме не доведены до конца. Так, за кадром осталась коронация и неясно, стал ли Юджин принцем. Эпизод с шутливой кражей короны с головы принцессы создаёт впечатление, что его отношение к царскому достоинству осталось таким же легкомысленным.

Кроме того, к сожалению, все эти глубокие смыслы, которые были заложены в основу мультфильма, по коммерческим и общекультурным соображениям были смешаны с довольно пошлыми сценами и посылами вроде битья молодого человека сковородкой по голове и запихивания его в шкаф, разбойника-купидона, и прочей безвкусной шелухи.

↑ наверх