Death Stranding - Скрытое послание Кодзимы. Объяснение сюжета и концовки игры

Создатель игры Death Stranding Хидео Кодзима во многих интервью говорил, что закладывал в свое произведение идею о важности объединения людей. Однако, анализ сюжета показывает, что в игре есть еще одно скрытое послание, о котором Кодзима никогда публично не скажет и которое становится очевидным только после прохождения игры. Это послание, можно сказать, лежит на поверхности, но до сих пор его почему-то никто внятно не сформулировал. В этом видео мы восполним этот пробел.

↑ наверх

Сюжет

Главным злодеем в игре, из-за которого возникают все проблемы в мире, является президент Америки Бриджет Стрэнд. Собственно, с ней и связан основной месседж игры. Президент Америки в игре олицетворяет (что бы вы думали?) Соединенные Штаты Америки, а конкретнее — правящие элиты.

Характерной особенностью этого персонажа является то, что она постоянно лжет,

«Ложь — досадная необходимость» https://youtu.be/qPiPOyhDmWU?t=34122  

И поэтому всё, что мы узнаём из ее уст, может быть поставлено под сомнение.

Согласно рассказу Бриджет, с детства ее посещали видения о конце света и всеобщем вымирании, а в 20 лет во время операции ее душа отделилась от тела и попала на так называемый «Берег» — в потусторонний мир, промежуточное место между миром живых и миром мёртвых, которое можно сравнить с индивидуальным бессознательным.

Бриджет так и продолжала существовать между двух миров — тело осталось в мире живых, душа — в потустороннем мире. Своё альтер-эго Бриджет назвала Амелией — ложной душой. Тело Бриджет старело, тогда как образ Амелии не менялся.

Сначала она считала это своим проклятием, но потом решила извлечь из этого пользу и начала изучение Берега. Она поняла, что Берег соединен с миром смерти, а значит, с него можно было получить доступ ко всем знаниям о Вселенной, о жизни каждого организма и о самом времени с самого ее возникновения.

Это важный момент: по сути, одним из главных движущих мотивов Бриджет было получение абсолютного знания при помощи создания связи с потусторонним миром. Это можно понимать как указание на оккультные практики и спиритизм в правящих кругах.

Для объединения разрозненных фрагментов знания нужно было объединить Берега всех людей в единую сеть.

Через Берег можно было передавать огромные потоки данных, и на них не действовали ограничения времени. Все расчеты и создание симуляций можно было делать в одно мгновение. Можно было восстановить всё, что было утрачено в течение истории. Бриджет считала, что сеть, которая соединит наш мир с Берегом, позволит получить ответы на все вопросы.

Бридж Бейби

Чтобы соединить мир живых с потусторонним миром, она стала экспериментировать с еще не родившимися младенцами.

Семимесячный человеческий эмбрион еще связан с миром мертвых, но частично уже связан и с миром живых и таким образом становится мостом между мирами. Такие младенцы были названы Бридж Бейби, сокращенно ББ.

«Каждый такой ребенок – настоящий мост между нашим миром и той стороной»

Поэтому на их основе и было решено построить хиральную сеть.

«Она хотела встроить их в хиральную сеть, чтобы открыть проход на Берег». - https://youtu.be/qPiPOyhDmWU?t=17213 4:46:53

Младенцев брали из беременных женщин с мёртвым мозгом, которые в игре названы «некроматери». В таких женщинах искусственно поддерживалась жизнь, чтобы создать подходящие условия для функционирования младенцев.

Не все младенцы обладали потенциалом, достаточным для создания хиральной сети. Самым подходящим оказался Сэм, который и является главным героем игры. Благодаря своим способностям он должен был стать фундаментом для нового государства или — жертвой.

«Это дитя особое. Единственное. … Жертва. Основание и мост. »   
«Он послужит основой для новой коммуникационной сети. Жертвой во имя страны, которой больше нет»

Таким образом, Кодзима буквально говорит нам, что в основе действий США по объединению людей в глобальное государство лежат детские жертвоприношения.

Разумеется, это не обязательно понимать как фактические ритуальные жертвоприношения, подтверждённых сведений об этом у нас нет. Вполне достаточно понимать это символически. А с символической точки зрения детские жертвоприношения в нашем обществе давно уже стали повседневной практикой в виде абортов и использования абортивных материалов — плацент и стволовых клеток.

Улучшение собственной жизни за счет отъятия ее у другого человека есть не что иное, как принесение жертвы. Когда люди делают аборт или используют абортивные материалы ради того, чтобы улучшить свою жизнь, они жертвуют чужой жизнью в своих интересах. «Пусть этот человек не родится, но зато мы будем лучше жить» — так можно сформулировать их позицию.

Точно так же ББ — это дети, появление которых на свет «нежелательно» для общества. Обществу лучше, если они не родятся, если они останутся недоразвитыми. Их полноценной жизнью жертвуют ради того, чтобы построить некий социальный организм, ради того, чтобы изучать «потусторонний мир», одним словом, ради прогресса.

Логично предположить, что для создания хиральной сети в глобальных масштабах приходилось принудительно создавать и некроматерей.

Так что, Бридж бейби — это жертвы Молоху Америки. И Кодзима в символической форме показал то, что уже имеет место в нашем обществе.

Но в игре есть намёки и на оккультное значение младенцев. Побочный персонаж по имени Духовный искатель (в оригинале — Спиритуалист) называет Берег — Источником невероятной силы, за счет которого, в частности, работает хиральная сеть. Стало быть, принося в жертву детей, правящая элита получает взамен энергию, которая позволяет поддерживать власть над людьми.

Кстати, похожий мотив был в фильме «Сквозь снег»: там дети обслуживали вечный двигатель поезда, так что тема уже не нова. И, как это ни страшно, становится привычной.

После общения с Сэмом Духовная искательница дарит ему брелок то ли в виде гексаграммы, то ли в виде двух объединенных пентаграмм.

Рождение Сэма

Отец Сэма, Клиффорд Унгер, согласился на проведение экспериментов с женой и сыном ради того, чтобы спасти им жизнь. Но со временем понял, что президент Бриджет его обманула и ему не вернут ни жену, ни сына.

Клиффорд Унгер олицетворяет «мужчину шестидесятых» — поколение американцев, которые служили идеалам Америки и отдавали за них свои жизни, но в итоге были обмануты. В результате смены идеологии в обществе и усиления матриархата их дети остались без отцовского воспитания и воспитываются женщинами, образовав тип «мягких мужчин»[1], к которым относится и Сэм.

Клиффорд попытался похитить Сэма, но был убит рукой Бриджет. Вместе с ним Бриджет случайно застрелила и младенца. Бриджет при помощи своего альтер-эго — Амелии — нашла младенца-Сэма на Берегу и вернула к жизни.

Амелия оживила Сэма якобы из-за того, что хотела его спасти, «раз и навсегда избавить от смерти», и впоследствии говорила, что это было ее ошибкой (потому что повлекло за собой выход смерти). Но вероятно это была очередная ложь. Так как, находясь на берегу, она знала всё наперёд:

«Президент предвидела, что всё так и будет» — https://youtu.be/qPiPOyhDmWU?t=33126

Вероятно, в том, чтобы оживить Сэма был определённый расчет, потому что Сэм в итоге стал бессмертным и, соответственно, мог быть подходящим инструментом Амелии в деле соединения двух миров и, возможно, для чего-то еще.

«Бессмертный возвращенец в мире живых» — https://www.youtube.com/watch?v=qPiPOyhDmWU&t=27366s

Вернув Сэма с того света, Бриджет стала воспитывать его как мать.

Построение сети

Оживление Сэма-младенца нарушило природный баланс жизни и смерти и вызвало массовое вторжение душ с того света (в игре они называются тварями). Это сопровождалось аннигиляционными взрывами, в результате чего Америка была опустошена и распалась на ряд отдельных поселений выживальщиков.

После катастрофы информация об экспериментах с ББ была засекречена и стерта из хиральной сети. Ими продолжали пользоваться только для обнаружения тварей, без понимания принципов их работы.

Тем не менее, президент Бриджет продолжала свои исследования. Она основала компанию «Бриджес», чтобы охватить всю Америку хиральной сетью под предлогом объединения и возрождения страны. При этом внутренняя мотивация героини странным образом меняется. Если раньше ей нужно было построить сеть для получения знания, то теперь она делала то же самое для того, чтобы приблизить конец света. По крайней мере, она так утверждала.

«Мне надоело ждать, и я решила, что никто меня не осудит, если я ускорю выход смерти»

Но не будем забывать, что любое ее объяснение может оказаться ложью, чтобы скрыть подлинную мотивацию.

Как уже было сказано, объединение разобщенных городов — это аллюзия на политику глобализма, которую продвигают США. А хиральная сеть, объединяющая людей — это, помимо прочего, один из образов власти.

Смерть Бриджет

К несчастью для Бриджет, она умирала от рака и не успевала завершить начатое. Перед смертью она хитростью присоединила Сэма к компании «Бриджес», обязав его тем самым подчиняться и помогать руководству. Затем было объявлено, что пост президента займёт Амелия, а значит курс на создание единого государства сохранялся.

«Саманта Америка Стрэнд. Наш новый президент»

Изображение Амелии могло формироваться в мире живых при помощи хиральной сети, так что непосвященные думали, что она реальный человек — дочь президента Бриджет. Амелия не могла действовать в мире живых напрямую, поэтому она вовлекла в своё дело с одной стороны Сэма, а с другой — террористов во главе с Хиггсом. Сэму Амелия сообщила, что террористы якобы захватили ее в заложники. Таким образом она побудила Сэма спасти ее, а заодно подключить оставшиеся поселения к сети.

Связь с террористами

Глава террористов Хиггс — это типичный злодей. Сосредоточивая свое внимание на этом персонаже, игрок упускает из виду главного злодея, который всё время остаётся в тени.

Это является наглядным примером того, как те, кто стоит во главе системы, создают внутри нее силы, стремящиеся эту систему разрушить. Для людей, включенных в систему, но не видящих полной картины, создаётся образ врага и формируется необходимая идеология, побуждающая народные массы добровольно выполнять нужные действия.

Хиггс становится инструментом Амелии. Амелия внушила ему, что выход смерти неизбежен и сообщила о том, что хочет ускорить его. Впоследствии Хиггс признался, что именно Амелия дала ему его полномочия и была настоящим лидером Хомо Деменса, и что террористическое подразделение всегда служило ей, а не ему.

Как видим, Кодзима недвусмысленно намекает на реальную ситуацию в политике США. Хотя, наверное, уже ни для кого не секрет, что при помощи террористической угрозы США создаёт образ врага, и манипулирует настроениями граждан и действиями других стран.

Начало игры

Собственно, с этого эпизода (когда Бриджет умирает, а Амелию якобы захватывают в заложники) игрок включается в игру. Он еще не в курсе вышеизложенной предыстории и понимает только то, что ему нужно объединить людей при помощи хиральной сети и спасти Амелию.

В течение десятков часов он выполняет задания странного человека в маске в виде черепа, не подозревая о том, что им манипулируют. Его первое задание — сжечь труп своей приёмной матери. Он постоянно таскает с собой человеческий эмбрион в банке, привыкая относиться к нему как к инструменту. Его главный компаньон — Дедмен — существо, выведенное из стволовых клеток и дополненное частями трупов. Одна его коллега привязана к мертвому младенцу. Другой каждые 20 минут отправляется на тот свет в поисках родственников. Неудивительно, что у людей с еще не размытым чувством границ естественного и противоестественного весь этот антураж вызывает отторжение.

Всё это сопровождается постоянными призывами возродить Америку, которые звучат уж слишком навязчиво и наигранно. Но игрок вынужден делать то, что ему говорят. Он покорно и доверчиво погружается в игровую вселенную, пронизанную эстетикой смерти, думая, что спасает мир и возлюбленную.

Утеральный мужчина.

Кстати, появление такого образа как мужчина с искусственной маткой (я его назвал утеральным мужчиной) является логическим продолжением появления в нашей культуре так называемой фаллической женщины. С таким психологическим типом хорошо знакомы психоаналитики. Фаллическая женщина — это женщина, которая подавляет и унижает мужчину, борется с ним за власть. В кино она обычно появляется с оружием — с пистолетами, мечом, ножом.

Понятно, что если женщина отказывается от своих естественных обязанностей (Фреджайл: «няньчиться — не моё»), мужчине приходится взять их на себя. Это очередной признак размывания сексуальной идентичности.

↑ наверх

Окончание игры

К концу игры выясняется, что Амелия объединила берега всех людей со своим берегом и теперь в ее руках жизнь всего человечества.

«Если сравнить Берега с мультивселенной, похоже, что ее Берег расположен на более высоком плане. … Всё в ее власти» - https://youtu.be/qPiPOyhDmWU?t=29751

Сэм решает отправиться на Берег Амелии, чтобы попытаться договориться с ней и не дать произойти выходу смерти. Амелия сообщает ему, что она является так называемым Фактором вымирания — существом, которое неизбежно должно привести всё живое к гибели. И здесь Кодзима еще раз говорит нам открытым текстом: Америка — это фактор вымирания. Политика глобализации, которую она проводит, неизбежно приведёт к всемирной катастрофе.

Далее, Амелия начинает морочить Сэму голову и предлагает выбор: остаться с ней на берегу и смотреть, как мир погибает (ведь он же хотел быть вместе с ней), либо убить ее, разорвав с ней связь и отсрочив т.о. выход смерти. Но и это оказалось очередной ложью. Убить Амелию оказалось невозможно.

Вероятно, ментально привязав к себе всех других людей, Амелия обеспечила себе способ избежать участи попасть в мир мёртвых и получить заслуженное наказание за свои бесчеловечные дела.

«Если тебя убить здесь, ты сразу отправишься на ту сторону»

Она знает, что ей такая участь уже не грозит, но она всё равно делает вид, что уходит, и Сэм как мальчик вынужден бежать за ней, чтобы она не скрылась в море, и признаваться ей в своей преданности. В этой сцене Сэм выглядит чрезвычайно нелепо. Он претерпел от Амелии такое количество страданий, воочию убедился в ее лживости и несмотря на всё это продолжает покорно выслушивать ее лицемерные излияния и унизительно цепляться за неё.

Впрочем, с психологической точки зрения это неудивительно, ведь он воспитывался женщиной и не смог эмоционально от нее отделиться. И это свойство его характера отражает свойство характера современных мужчин: становясь жертвой женской манипуляции, и даже осознавая это, они всё равно продолжают цепляться за женщин как ребенок цепляется за мать.

Впрочем, возможно, что Сэм, поняв, что Амелию нельзя убить, решил ей подыграть, и в таком случае поступил очень умно. Иначе, смотреть на эти бесконечные обнимашки совершенно невыносимо.

Жена Сэма

Чтобы наиболее полно представить всю мерзкую сущность Амелии, стоит вспомнить о том, что она довела до самоубийства беременную жену Сэма, насылая на нее кошмарные видения. Очевидно, Амелия это сделала потому, что у нее на Сэма были свои планы, которым его жена и ребенок могли помешать. В этом тоже виден определённый социальный символизм: если у мужчины не отнять семью, он не станет носителем младенца в банке.

В ответ на жест Сэма Амелия разыгрывает сцену благородства и самопожертвования. Дескать, если для тебя связь людей — это действительно важно, то я так и быть останусь на Берегу, отделив себя от остальных. У нее тут же обнаруживается новый вариант объяснения создавшейся ситуации: оказывается, угроза вымирания — это возможность для жизни стать сильнее.

«Вымирание — это не только конец. Это возможность»

Еще минуту назад она собиралась уничтожить мир, а теперь она на голубом глазу говорит, что для людей это возможность. Ловко выкрутившись, она еще и умудряется выставить себя в этой ситуации героем-спасителем:

«Если ради этого я должна принести себя в жертву, так тому и быть»

Если не поддаваться этому запудриванию мозгов и трезво оценить ситуацию, то мы увидим, что, во-первых, Амелия в итоге получила именно то, что хотела: абсолютную власть над миром. А во-вторых, увидим подлинный мотив, который ей движет: за счет выхода смерти создать новую, «улучшенную» жизнь.

Всё, что делал Сэм на протяжении игры — это усиливал влияние Амелии на мир, усиливал ее власть над людьми, сделав ее, фактически, богиней загробного мира. Пост президента занял Дайхардмен — ее верный служитель. Он продолжил дело Амелии: хиральная сеть на основе человеческих зародышей и некроматерей не только не была расформирована, но продолжила функционировать.

И наконец, последняя сцена убедительно доказывает, что Амелия сохранила свою власть над миром. Когда Сэм отказывается выполнять приказ Дайхардмена сжечь младенца и вытаскивает ББ из банки, ему не удаётся оживить его. Но — на помощь приходит Амелия. На это указывает, во-первых, появившееся в руках младенца кипу, а во-вторых — радуга. Такую же радугу мы видели при первом появлении Амелии в игре. Так что она означает вовсе не то, что мир был спасён и природный баланс восстановлен, а то, что мир находится под властью Амелии.

Как известно, в Библии, в Книге Бытия (Быт. 9, 8–17) радуга упоминается как символ завета между Богом и человеком:

«И сказал Бог Ною и сынам его с ним: "Вот, Я поставляю завет Мой с вами … , что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли" …  Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею».

Нетрудно догадаться, что Амелия стала новой богиней, которая заключила с человечеством завет. Ее задача — создать новых людей, не подвластных смерти. А точнее, не могущих умереть из-за того, что Амелия отделила их от мира мёртвых. Первым таким «сверхчеловеком» стал Сэм. Об этом говорит эпизод с его оживлением: когда Амелия отправляет его назад, в мир живых, образ младенца заменяется фигуркой Люденса, летящего сквозь космическое пространство.

Людены — это высшая гуманоидная раса из романа братьев Стругацких «Волны гасят ветер». Родившись людьми, людены обладают сверхчеловеческими способностями.

Вторым «сверхчеловеком», оживлённым Амелией, стала Лу, бывший Бридж бейби Сэма. Как видим, ни о каком нарушении баланса жизни и смерти в случае с ее возвращением речи уже не идет. Система налажена. 

В финале игры Сэм отвергает новое государство, а вместе с ним и результаты своих трудов: вместо ББ он сжигает в крематории свои наручники — устройство связи, знак его принадлежности к Новой Америке. В этом можно увидеть высказывание Кодзимы, смысл которого отличается от того, что он обычно говорит на публике. «Единое общество, построенное на бесчеловечных экспериментах, на нарушении жизненных основ и на оккультных практиках — это не то, что нужно человечеству» — так его можно сформулировать.

Хотя, конечно, в отношении игроков, которые потратили десятки часов своей жизни на создание виртуальной инфраструктуры для Новой Америки, финальное решение главного героя выглядит как злая ирония. Что ж, Кодзима так и обещал, что игроки будут не играть за персонажа, а проживать его жизнь.

↑ наверх

Дополнительные материалы

См. на Бусти ↑ наверх

Примечания

[1] http://muzhskoy-trening.ru/zheleznyj-dzhon-1-podushka-i-klyuch/

↑ наверх