Для изображения фантастического будущего режиссер использует оригинальный приём: отсылки к распространённым конспирологическим теориям; ими пронизана буквально вся показанная история.
↑ наверхХимтрейлы
Уже первые кадры фильма заставляют зрителя вспомнить о так называемых химтрейлах. Это следы от самолетов, которые, как считают некоторые, содержат химические вещества для воздействия на окружающую среду или даже людей.
В предыстории фильма нам сообщают, что в борьбе с «глобальным потеплением», при помощи распыления в атмосфере реагентов, человечество не учло всех факторов и последствий своей «борьбы» и получило в результате совершенно обратный эффект.
Позднее станет понятно, что эффект был вполне закономерный. Так что поговорка «за что боролись, на то и напоролись» в контексте фильма приобретает характер неизбежного закона функционирования социума.
Впрочем, тема борьбы с глобальным потеплением при помощи распыления реагентов имеет непосредственное отношение к реальности. Как известно, ученые при финансовой поддержке Билла Гейтса собираются провести эксперимент и выбросить в атмосферу мельчайшие частицы мела, чтобы блокировать часть солнечных лучей и таким образом снизить температуру в атмосфере земли.
Но вернёмся к фильму.
Поезд, на котором часть людей спаслась от глобальной катастрофы, является аллегорией на всё человечество. За стенами поезда уже совершенно другой мир - ледяная пустыня (или «пустыня реальности»), выжить в которой невозможно. Показательно, что в хвостовой части поезда не предусмотрено наличие окон. Люди, находящиеся там, не имеют возможности видеть мир за пределами поезда. Так режиссер аллегорически изображает положение дел в реальном обществе, где «низы» видят только ту часть реальности, которую им позволяют видеть «верхи».
Главный герой по имени Кертис, вдохновившись идеями своего «духовного наставника» Гилиама, мобилизует «протестные настроения», царящие в хвосте поезда. Цель протестующих – добраться до головы состава, где находится уникальный «вечный двигатель» поезда и откуда всем управляет мистер Уилфорд.
Уилфорд является создателем и самого поезда, и железной дороги, по которой тот курсирует, огибая за год весь мир. 1:09:10
↑ наверхМэйсон
Между Уилфордом, который находится в верхней точке социальной иерархии и остальным обществом, помещается Министр Мэйсон, которая поддерживает установленный в обществе порядок.
«У всех предопределенное место» 18:21
Нетрудно догадаться, что говорящее имя министра, Мэйсон, это отсылка к конспирологической теории о том, что миром управляют масоны. На принадлежность министра к масонам также намекает формула «И это так», которую она постоянно повторяет. Это отсылка к масонской формуле «Да будет так».
По мере продвижения, Кертис получает анонимные записки с подсказками, необходимыми для перемещения между вагонами. Ведь путь от социальных низов к вершине власти весьма тернистый и тщательно охраняемый, поэтому без инсайдерской информации не обойтись.
К отсеку водоснабжения повстанцы добираются как раз в канун нового года. Силы, с которыми они сталкиваются, демонстративно вспарывают живот рыбе, что, вероятно, должно символизировать переход от эры Рыб (ассоциируемой с христианством) к эре Водолея, в которую должен произойти синтез научного мировоззрения и различных религиозных учений.
Несмотря на помощь неизвестного «доброжелателя», протестующим приходится преодолевать ожесточенное сопротивление «силовых структур». Но что поделать: революция требует жертв! В фильме даже озвучивается конкретное число людей, которыми необходимо пожертвовать во имя «успеха революции».
«Ровно 74% из вас должны умереть». 48:40
В связи с этим уместно вспомнить об одном загадочном сооружении, построенном неизвестным заказчиком в 1979 году в США. Так называемые Скрижали Джорджии.
Первые два пункта этих скрижалей гласят:
- Пусть земное население никогда не превышает 500.000.000, пребывая в постоянном равновесии с природой
- Разумно регулируйте рождаемость, повышая ценность жизненной подготовки и многообразия человечества
И последний пункт:
10. Не будьте раковой опухолью для земли, природе тоже оставьте место!
Как видим, идея о контроле над популяцией – это не фантастика, а заповедь, высеченная в камне.
↑ наверхКонтроль воды
Далее фильм затрагивает тему контроля водных ресурсов. 38:55
Повстанцы хотят получить контроль над водой, чтобы получить преимущество. Но затем выясняется, что источник воды тоже находится в голове состава, то есть, контролируется элитами. 57:57
Идею передать в руки корпораций контроль за расходом мировых запасов воды высказывал бывший генеральный директор корпорации Nestle Питер Брабек. Так что это один из реалистичных вариантов развития экономики.
↑ наверхУилфорд и его убеждения
В результате кровопролитных сражений, Кертис добирается-таки до головы состава и двигателя. То, что он узнает от Уилфорда повергает его в шок. Всё во что он верил - оказалось ложью. Наставник Кертиса Гилиам все это время был в сговоре с Уилфордом, и революция Кертиса была частью их плана.
Уилфорд объясняет Кертису, что поезд - это закрытая экосистема, с ограниченными ресурсами и пространством. Поэтому время от времени, Уилфорду необходимо «спускать пар». И лучшим решением будет предоставить возможность самим «пассажирам», в первую очередь из хвостовой части поезда, решить эту проблему своими же руками.
Ведь низами общества легко манипулировать. Не имея окон в своих вагонах, находясь в состоянии постоянного голода и стресса от произвола надсмотрщиков, эти люди готовы пойти на любые жертвы, дабы хоть как-то изменить существующий порядок вещей. Тем более, если сам протест проходит под благовидными лозунгами.
Что характерно, Уилфорд даже предлагает Кертису занять его место и тот почти соглашается на его предложение. Это показывает, как легко еще вчерашнего революционера можно вовлечь в систему управления обществом, против которой он и боролся.
Как уже говорилось в видео по фильму «Матрица», лидер — не тот, кто ведёт людей на баррикады. Это делает герой, а лидер остаётся в тени и руководит. Выполнив задачу, поставленную лидером, герой может занять его место.
Уилфорд убеждён, что поезд должен продолжать нестись сквозь снег, пространство и время, поочередно сменяя смотрителей за двигателем. А их главной задачей должно быть поддержание баланса «страха и ужаса» или их искусственное создание с помощью революций, войн и прочих мерзостей.
«Перед и хвост должны работать сообща» 1:39:50
Уилфорд вкладывает в эти слова только тот смысл, который позволяет ему сохранять статус кво. Он, как и те борцы с «глобальным потеплением», берет на себя явно не принадлежащие ему обязательства по «естественному отбору». При этом выставляя «пассажиров» хвостовых вагонов как главных виновников и «глобального потепления», и нарушенного «баланса» в поезде.
Но даже если допустить, что подобной идеологии можно найти оправдание в пределах поезда, как вынужденного способа спасения человеческой расы, то есть ли ей какое-либо обоснование для существования уже во внешнем мире?
Вероятно, Уилфорд сколотил свою империю еще до начала «Апокалипсиса» именно благодаря определенному мировоззрению и подходу к делу. Такие как он и сейчас строят свои капиталы за счет людей и их рабского труда в странах третьего мира (в хвосте поезда), реализуя затем их дешевую продукцию в развитых странах (головных вагонах). Это они называют «свободным рынком».
Но как бы порой не хотелось взять что-нибудь потяжелее и отправиться за поиском справедливости в сторону головных вагонов, стоит задуматься, а то ли это место, где эту самую справедливость нужно искать?
Есть ли она вообще в рамках этого поезда, если вне зависимости от того, кто им управляет, пункт назначения остается неизменным? Разве не удивительно, что человечество в фильме совместными усилиями смогло построить «вечный двигатель», но при этом ему не хватило ума создать общество изобилия для каждого из «пассажиров»?
↑ наверхЗаключение
Описанная в фильме система контроля не стоит на месте. Она учитывает изменения настроений в обществе, ведь все больше людей начинают понимать, что проблема лежит не столько в том, кого олицетворяет Уилфорд, сколько в выстроенной им системе и самом «поезде».
По этой причине меняется и облик современного революционера. «Захвати Уолл-стрит», «Pussy Riot» и прочие им подобные - это лишь первые ласточки. Все чаще мы будем сталкиваться с новыми революционными идеями, ставящими под сомнение основные столпы общества: государственные, религиозные и финансовые институты.
Пока общество не созрело для очередного «спускания пара», этих протестующих будут демонстративно «разгонять водометами» и отправлять в места не столь отдаленные. А заодно и пиарить, делая своего рода «скрытую рекламу» для продвигаемых ими идей.
Впрочем, сам формат проведения революций скорее всего тоже изменится. В интернет-эпоху уже появляются такие термины как «диванные-войска», и все Кертисы давно уже по эту сторону монитора. Кто нынче готов идти «сражаться» за чьи-то идеалы, поставив под удар собственную «зону комфорта»? Все «противостояния» теперь происходят исключительно медийно, в интернете. Так что и революции будущего будут происходить тут же.
Что касается идеи о контроле над численностью популяции, то если она не просто придумана, а действительно необходима, у реального аналога Уилфорда есть целый набор других инструментов для «поддержания баланса»: продукты питания, медицина, фертильность...
Как бы то ни было, суть контролируемых революций останется неизменной – обеспечить возможность поезду ехать дальше.
↑ наверхСсылки
- Приватизация воды: https://www.vesti.ru/doc.html?id=1079200
- Борьба с глобальным потеплением
- Скрижали Джорджии