«Прометей» (2012). Смысл фильма

В ожидании выхода фильма Ридли Скотта «Чужой: Завет» предлагаю освежить в памяти содержание фильма «Прометей» и поискать там скрытые смыслы.

Сформулировать основную идею, которую Ридли Скотт выразил в «Прометее», довольно просто, это будет звучать как-то так:

«Нет никаких богов, которые когда-то создали человека. Нет никакого Рая как места блаженства, куда уходят души умерших. Человечество – результат биологического эксперимента другой цивилизации. Наши создатели совсем не благи с человеческой точки зрения, у них нет схожих моральных принципов, и они не собираются отвечать нам на наши вопросы. Те, кого люди почитали как богов – такие же смертные, как и мы. А Рай – это планета, с которой они пришли.»

В своем фильме Р. Скотт нарисовал довольно пессимистичную и мрачную картину, в которой нет места нашим привычным культурным ценностям — уникальности личности, приоритету творчества над разрушением. Во вселенной «Прометея» всё существует с точностью до наоборот.

«Это цивилизация, но в ее основе лежат совсем нецивилизованные порядки».

Любая культура и цивилизация имеет определенную коллективную установку сознания, которая является доминирующей. Другие, альтернативные установки вытесняются, образуя коллективную Тень. Фильм «Прометей» является ничем иным, как выражением тени нашей культуры. Культуры, вобравшей в себя наследие античности и христианства.

Центральная идея нашего мировоззрения — это уникальность и ценность человеческой личности. Соответственно, обратной, теневой стороной этой идеи будет представление об индивиде как о чем-то неценном, как о расходном материале. Сцена самопожертвования Инженера говорит именно об этом: в цивилизации Инженеров индивид является биоматериалом для будущих живых организмов.

В фильме присутствует отсылка к значимому для нашей культуры образу распятого Христа. Ему в цивилизации Инженеров противопоставляется образ распятого чужого. Хотя значение этой картины остаётся неясным, но ассоциация возникает вполне определенная: если люди поклоняются Христу как воплощенному благу, то Инженеры, вероятно, поклоняются чужому, который с нашей точки зрения является воплощением зла.

Таких намеков на перевернутые культурные стереотипы в фильме очень много.

По библейской легенде, Ева была создана из ребра Адама. По мысли авторов «Прометея», для создания Дэвида использовалась ДНК Мэридит Виккерс.

Корабль прибывает на планету в Рождество, и капитан наряжает елку – символ Древа жизни. Но в этом теневом мире праздник жизни превращается в торжество смерти.

«я хочу открыть подарки» 26:43

Они хотели открыть Рождественские подарки, а открыли ящик Пандоры (со всеми человеческими несчастьями).  26:43

Творчество во вселенной «Прометея» связывается с необходимостью разрушения.

«Чтобы что-то создать, сначала нужно разрушить» 1:37:45

Это можно расценить как противопоставление библейской идее творения мира из ничто.

Процесс создания фантастического произведения – это не просто активизация творческого воображения, но и погружение в бессознательное. Если перед режиссером стоит задача шокировать или напугать зрителя, то он должен искать такие мотивы, которые являются непривычными для доминирующей установки сознания нашей культуры. Следовательно, он должен погрузиться в наше культурное бессознательное, в тень, и вытащить оттуда содержания, которые мы вытесняем, и которые поэтому пугают нас или, по крайней мере, вызывают дискомфорт.

«Я хочу вас напугать» - Ридли Скотт.

↑ наверх

Мотивы встречи с создателями

Основная направленность действия персонажей выражена в первой части слогана фильма: «Они искали колыбель человечества…»

Давайте выясним мотивы, по которым персонажи отправляются в путешествие для встречи с создателями.

В чем смысл поиска колыбели человечества? Для чего нужно встречаться с создателями? «Узнать, зачем они нас создали» — такой ответ слишком поверхностен и указывает на простое любопытство.

На самом деле, у персонажей фильма есть более весомая мотивация. В фильме мы обнаруживаем четыре варианта:

  1. Инфантильное желание вернуться в материнское лоно. Уход от борьбы и страданий в мир покоя. Желание получить готовые ответы на все вопросы.  
  2. Победоносное возвращение воина или охотника в свой дом. Возвращение с обогащением.
  3. Намерение выяснить установленные в детстве ограничения и предписания, чтобы понять и скорректировать их.
  4. Намерение убить своих создателей, чтобы освободиться от их гнёта.

Первый вариант — инфантильное стремление — мы находим у Элизабет Шоу. Она не может принять такие явления нашего мира как болезни, несвоевременная смерть родителей. Она считает, что заслуживает любви своих создателей и ожидает, что они примут ее такой, какая она есть. Она уверена, что Рай — это прекрасное место и хочет получить в готовом виде все объяснения о мире и жизни.

В конце фильма ее намерение изменяется. После испытанных страданий она уже не ищет покоя, но хочет встретиться с Инженерами, чтобы разобраться в их отношении к людям. Она хочет утвердить свое достоинство и восстановить справедливость. Ради этого она готова и убить создателей.

Вейланд. Уверен, что он принес свой плод в этой жизни — у него второй вариант мотивации. Он собрал в своих руках огромные ресурсы и собирается их преумножить. Но его рост сдерживают культурные и биологические ограничения, и он хочет, чтобы создатели освободили его от них. Поэтому третий вариант мотивации – освобождение от ограничений и предписаний – у него тоже присутствует.

В итоге он сам становится жертвой того, чего желал: гибнет от силы, которую не сдерживают рамки морали.

Холлоуэй

«свергнуть все религии».

Это самая настоящая воинствующая установка. Ее можно сформулировать как желание символического убийства создателей. Его как-то угнетает и беспокоит то, что в мире есть люди, верящие в богов, и он хочет освободиться от этого мучительного чувства.

Дэвид. Хотя этот андроид лишь выполняет то, что в него заложил Вейланд, у него есть и собственный тайный мотив встречи с создателями. Он хочет поглядеть на бессмертных, т.к. считает себя похожим на них. Но Инженеры разочаровывают его.

«Все-таки смертные»

Остальные члены экипажа летят либо из-за чисто научного интереса, либо из корыстных соображений.

↑ наверх

Создатели

Создатели, или инженеры, своим внешним видом и функциями напоминают античных греческих богов.

Иерархия «черная жижа – бог инженеров – инженеры – люди» напоминает фрагмент греческой теологии, в которой всё начинается с первобытного хаоса, а затем дифференцируется на различные силы природы.

Инженеры создают новые формы жизни из «черной жижи» и по сути, как и боги, являются оформляющими принципами, которые упорядочивают изначальный хаос. Их отличие от богов состоит только в их смертности.

С психологической точки зрения, они символизируют языческое религиозное мировоззрение, которое было вытеснено христианской культурой.

↑ наверх

Основной конфликт

Если мир Инженеров представляет собой нашу культурную тень, то события, показанные в фильме можно истолковать как попытку нашего коллективного сознания выйти за границы культурных стереотипов, за которой следует неизбежная встреча с тенью. Соответственно, мы можем увидеть и возможный результат этой встречи, данный в символической форме.

Важно учитывать то, что в отличие от тех фантастических фильмов, где пришельцы первые вторгаются в наше пространство, т.е. бессознательное прорывается в сознание, в «Прометее» происходит наоборот: культурное сознание намеренно пробуждает «древнее зло» в своих личных интересах и провоцирует заражение сознательных функций содержаниями бессознательного.

Главные действущие лица — Вейланд, Дэвид и Элизабет Шоу — олицетворяют основные коллективные установки сознания.

↑ наверх

Вейланд

Питер Вейланд — это доминирующая установка, основанная на мужском принципе. В его руках находятся все ресурсы, которые он направляет туда, куда считает нужным. Корабль создан на средства его корпорации, это значит, что именно этот принцип сознания даёт жизненную энергию для достижения цели.

Отсутствие у Вейланда жены, а также то, что он не любит свою дочь Меридит и не хочет передавать ей свою власть, указывает на то, что женское начало в данной культуре подавлено. Да и сам типаж Меридит Виккерс указывает на подавленную женственность, на ее захваченность мужским принципом.

Стареющий Вейланд хочет получить бессмертие; это означает, что данная культурная установка уже потеряла свою былую мощь, но все еще пытается бороться за свое доминирующее положение.

↑ наверх

Дэвид

Олицетворяет чистый интеллект, рассудок, рацио. По идее, рассудок должен служить сохранению жизни человека, а значит, должен вовремя отключаться, давая приоритет жизненному инстинкту, но андроид – это рассудок, оторвавшийся от своего носителя, это отчужденный разум, это техника, которую отпустили на свободу.

Когда человек теряет связь с какой-либо функцией сознания, эта функция погружается в тень, в бессознательное, и начинает вести себя совершенно неожиданным образом. Именно поэтому в фильме Дэвид ведет себя двусмысленно и подвергает опасности жизнь людей.

Кстати говоря, сама идея восстания машин появляется в нашем культурном сознании именно по причине отчуждения рациональной функции и наделении ее чертами тени.

Потеря Дэвидом своего тела после встречи с Инженером означает, что он утрачивает свою самостоятельность и вновь подчиняется доминирующему сознательному принципу, которым теперь стала Элизабет Шоу.

↑ наверх

Шоу

Элизабет Шоу олицетворяет женский принцип. И установку сознания, основанную на иррациональных функциях, на вере и интуиции.  Поначалу эта установка является неразвитой и подчиняется мужскому и рациональному принципу, но в итоге становится господствующей.

В финале фильма Шоу с головой Дэвида улетают на корабле Инженеров. То есть, женский принцип одержал верх, стал доминирующим и подчинил себе рацио. А свою жизненную энергию теперь получает из глубинных теневых слоев психики, которые символизирует корабль Инженеров.

↑ наверх

Метаморфозы

Таким образом, содержание фильма «Прометей» можно истолковать как возможный сценарий развития нашей культуры, основанной на принципах патриархата и рационализма, и в которой религиозное сознание присутствует в основном в виде неясных интуиций.

Доминирующая культурная установка ради самосохранения идет на рискованное предприятие по нарушению традиционных запретов и пытается интегрироваться с тенью. Разуму и науке даются в этом предприятии неограниченные полномочия.

Результат интеграции представляет собой уродливых и агрессивных монстров, с которыми сознание худо-бедно справляется при помощи подчиненной функции.

В конечном счете побеждает женское начало, доминирующей функцией сознания становится интуиция, подчиненной – мышление, а жизненная энергия черпается из источников, которые когда-то были подавлены.

↑ наверх