«Стражи галактики 2». По следам Эдипа

↑ наверх

Сюжет

Супергеройский боевик «Стражи галактики» рассказывает о группе бывших преступников разнопланетного происхождения, которые по стечению обстоятельств стали охранять галактику от угроз. Во второй части фильма главным антагонистом является персонаж по имени Эго, которого и должны победить герои.

Конфликт с этим персонажем является символичным и симптоматичным для всей нашей культуры.

Имя Эго – это триггер для массового зрителя. Наверное, нет человека, который не слышал бы о том, что для того, чтобы стать лучше, нужно победить свое эго. Мало кто толком может объяснить, что такое эго, но зато все знают, что с ним нужно бороться. И вот, всю вторую половину фильма мы наблюдаем на экране борьбу героев с Эго.

Также, имя героя, вероятно, обозначает преобладающее свойство его характера: эгоизм. Нам показывают, что Эго и вправду ставит себя выше всех и хочет подчинить себе всё.

↑ наверх

Убийство создателя

Впрочем, это неудивительно, так как Эго является никем иным как богом, создателем.

Это второй триггер, который должен вызвать у массового зрителя срабатывание определенной ассоциативной цепочки. Создатель, творец в фильмах обычно изображается тираном, которого нужно уничтожить.

За последний год Тема убийства создателя уже не раз поднималась в кинематографе.

Например, в «Призраке в доспехах». Там создателем был глава корпорации Ханка, создавший главную героиню-киборга. Но в этом фильме героиня не убивает его сама, а даёт добро своему непосредственному начальнику.

Более впечатляющее убийство создателя было показано в заключительном эпизоде первого сезона сериала «Мир дикого запада». Доктор Форд в исполнении Энтони Хопкинса является очевидной метафорой Бога-творца, которого убивает его творение, андроид. И этот мотив в контексте сериала совершенно ясно читается как руководство к действию: хочешь свободы – убей Бога.

Конечно, если начать разбираться, то можно увидеть, что все эти творцы скорее сопоставимы со злым демиургом в гностицизме, но разве массовый зритель знает что-нибудь о гностицизме? Конечно нет. Бог-творец у всех ассоциируется в первую очередь с христианским Богом.

И в «Стражах галактики» даются четкие отсылки к тому, что Эго – это Бог-отец христианства.

Цель Эго – экспансия, он хочет «расти и расширяться, покрывая всё существующее». 01:26:10

Это отсылка к словам апостола Павла из послания к Коринфянам: «да будет Бог всё во всём.» (1Кор.15)

В контексте это звучит так:

  • Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
  • Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых.
  • Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
  • каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
  • А затем конец, когда Он передаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
  • Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
  • Последний же враг истребится – смерть,
  • потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все.
  • Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог всё во всём.

Конечно, фильм умалчивает о том, что Христос вместе с Богом-отцом упразднит смерть (поскольку одна задач создателей фильма – выставить смертность человека достоинством). Зато слова «да будет Бог всё во всём» проиллюстрированы в фильме как нечто ужасное: как поглощение всего живого инородной субстанцией.

Таким образом, Бог-отец изображается эгоистом, который хочет подавить всё разнообразие жизни. Питер, главный герой, понятно, изображает здесь Христа, Бога-сына, который нужен отцу только для того, чтобы усилить свое могущество.

«Один целестиал слишком слаб для таких свершений». 01:26:59

Итак, Бога-создателя в этом фильме убивают, а главным украшением сцены становится эффектный и трогательный отказ Питера от бессмертия в ответ на последний аргумент бога.

«Ты бог. Убьешь меня и станешь как любой другой».

(Это еще одна отсылка, к 81-му псалму. «Аз рех, бози есте (Пс. 81, 6)»)  «Я сказал, вы боги и сыновья Всевышнего»

Но, как я уже сказал, создатели фильма устами Питера провозглашают смертность достоинством.  01:56:24

↑ наверх

Убийство отца

Если тема убийства создателя уже успела стать привычной, то «Стражи галактики» идут еще дальше и совершают нечто, как мне показалось, еще небывалое.

Эго является родным отцом главного героя и Питер убивает его собственными руками.

Когда-то, в восьмидесятых, Люку Скайуокеру тоже пришлось сражаться со своим отцом, перешедшим на темную сторону. Но тогда дело обошлось отрубанием руки, и перед смертью Дарт Вейдер все же получил свое оправдание.

Но, как видим, на сегодняшний день, такой персонаж как отец уже не считается достойным прощения.

В «Стражах» убить своего отца жаждет и другой персонаж, Небула:

«В детстве мой отец заставлял меня драться с Гаморрой на тренировках … 52:10

Мне удалось найти информацию, что Танос, о котором она говорит – на самом деле ее приемный отец. Однако, из фильма это совершенно неясно, и можно подумать, что Небула говорит о родном отце.

Если вас появление такой темы в кинематографе не шокирует, значит, идеология делает свое дело.

В течение жизни человек вырабатывает у себя определенные принципы, которые даже думать запрещают ему о некоторых недопустимых вещах.

Но «Стражи» заставляют зрителя допустить в свое сознание фантазию о убийстве родного отца. При этом поступок главного героя никак не осуждается, а напротив, преподносится как единственно верное решение. Понятно, что Эго был злодеем, что стремился к мировому господству, что убил мать Питера. Но это всё лишь рациональное обрамление, чтобы оправдать убийство. Сценаристы могли лишить Эго бессмертия, лишить его силы, или сделать, чтобы он погиб по собственной неосторожности или как-то еще, но они сделали то, что сделали.

Фигура отца всегда была олицетворением коллективных ценностей. Ценностей, связанных не с природой, не с биологической и инстинктивной жизнью, не с материальным, а с тем, что над этим всем возвышается. Ценности отца – это ценности культуры, духа, сознания, мышления, разума, закона и порядка.

Убийство отца в фильме – это выражение того, что происходит в коллективном сознании нашего общества: агрессивное отвержение и уничтожение всех ценностей, связанных с культурой отца.

Некоторые исследователи называют нашу культуру постпатриархальной, культурой сына. Вспоминая миф о Эдипе, мы видим, что одно из эдиповых преступлений наша культура уже совершила (визуализацию можно найти на порносайтах). Теперь совершается и второе.

 

Стражи галактики образовали новый тип семьи, свободной от кровного родства. Члены этой семьи даже не принадлежат к одному биологическому виду. А потребность быть родителями и иметь детей они реализуют путём усыновления, как с малышом Грутом.

Так что, родителей теперь может быть больше двух. Размножаться можно клонированием. А спаривание становится архаичным ритуалом, который можно проводить чисто для удовольствия.

 

Это всё, на что я хотел обратить ваше внимание в фильме «Стражи галактики 2». Выводы предлагаю вам сделать самостоятельно.

↑ наверх

Литература:

↑ наверх