Среди средств манипуляции сознанием одним из наиболее действенных и наименее исследованных является массовый кинематограф. Выполняя функции контроля над восприятием и побуждая зрителя отождествляться с героями фильма, кинематограф напрямую влияет на процесс формирования мотивации, типа поведения и ценностной системы личности.
Российский социолог Мария Викторовна Скрипкарь выделила три типа кинематографических предпочтений, подстройка под которые обеспечит внедрение необходимых идей в сознание зрителя.
Для первого типа кинематографических предпочтений характерна потребность в динамичных и ярких фильмах. Этот тип наиболее распространен среди молодежи 14-19 лет, находящейся на этапе становления совладающего поведения.[1]
Увлекательность фильма, способность захватить зрительское внимание, частая смена ракурсов съемки, музыкального сопровождения, места действия, удерживает нервную систему зрителя в состоянии возбуждения с ускоренной циркуляцией крови, учащенным сердцебиением и быстрой сменой эмоций.
Яркая цветовая гамма акцентирует внимание на внешних атрибутах персонажей и определенным образом гипнотизирует зрителя, отвлекая внимание от анализа причинно-следственных связей в фильме и формирования собственного отношения к его проблематике.
Сознание молодежи с данным типом кинематографических предпочтений обладает слабой сопротивляемостью и наиболее сильно подвержено манипулятивному воздействию.
С одной стороны, это является следствием психологических особенностей личности. Зрители развлекательного кино с яркими спецэффектами, интригующей историей, полностью доверяют создателям фильмов и не испытывают желания осмыслять мотивы персонажей и причины их поведения.
С другой стороны, сама специфика кинокартин данного типа заключается в динамичности действия, максимально коротких и простых диалогах и впечатляющей визуальной составляющей. Поскольку зритель не успевает осмыслить всю показанную последовательность сцен, его психическая сопротивляемость падает, и человек становится открытым для неконтролируемых влияний на его подсознание.
Так любители блокбастеров оказываются замкнуты внутри порочного круга: их высокая внушаемость и неустойчивость психики склоняет их к просмотру фильмов с сильным эмоциональным воздействием, а это в свою очередь ослабляет их иммунитет к сопротивлению психологическим влияниям.
В качестве примера приведем две аналогичных сцены из разных фильмов. Обе сцены показаны после длительного экшена и, давая зрителю время на передышку, закладывают в его подсознание характерный образ, выражающий идею доминирования женщины в современном мире.
Второй тип кинематографических предпочтений характеризуется пониженным интересом к кинематографу. Поскольку люди возраста 20-24 лет тратят много времени на самореализацию, карьеру, семью, их интерес к кинематографу снижается.
Им сложнее концентрировать внимание на фильме при его просмотре, равно как и сложно абстрагироваться от забот повседневной жизни.
Люди с этим типом кинематографических предпочтений не ощущают потребности в походах в кино, смотрят фильмы достаточно редко, чаще дома, в кругу семьи. Во время просмотра человек может часто переключать внимание и отвлекаться от содержания фильма.
Частое переключение внимания ослабляет сопротивляемость сознания психологическим воздействиям. Сознание становится менее устойчивым, повышается психологическая внушаемость. Казалось бы, частое переключение внимания должно снизить эффективность манипулятивных технологий кинематографа, но из-за неустойчивого внимания сознание человека уже не в силах осмыслить и сформировать собственное отношение к происходящему на экране.
Так, например, даже при невнимательном просмотре сериалов, в зрителя закладывается образ современного мужчины как существа смешного, слабого, не обладающего лидерскими качествами.
Третий тип кинематографических предпочтений характеризуется частым просмотром кинофильмов с целью бегства от реальности и погружения в иллюзорный мир. Этот тип наиболее распространен в возрастной группе 25-30 лет.
Зритель этого типа хорошо знает, какие эмоции он хочет получить при просмотре кино, поэтому выбирает фильм, основываясь на жанре, имени режиссера или актеров и других характеристиках. Предпочтение отдаётся фильмам «максимально правдоподобным», в которых причинно-следственные связи могут быть логически объяснены.
Хотя зритель и убегает от реальности, но чтобы расслабиться и получить удовольствие от просмотра, ему необходима установка на правдоподобность. Фильм, у которого сюжет, отдельные ситуации или другие элементы не отвечают требованиям «реальности», оставят такого зрителя равнодушным или вызовут негативную реакцию.
Несомненно, это может учитываться создателями фильма при осуществлении психологической манипуляции зрителем. При помощи создания реалистичной картины у зрителя достигается эффект психологического расслабления и отсутствия рефлексии. В результате, информация, которую получает зритель, не подвергается внутренней цензуре.
В свое время на общество очень сильное влияние оказала идея из серии фильмов «Чужой» о том, что чужой – это совершенный организм. Продвижение этой идеи способствовало обесцениванию представления о человеке.
Чужой – это хищник-паразит, уничтожающий другие формы жизни для процветания своего вида. Из-за отсутствия в нем каких-либо намёков на разум и этику, его, с человеческой точки зрения, можно считать олицетворением чистого зла. Очевидно, что если такое существо объявляется образцом совершенства, то человеческая разумность и стремление к благу начинают казаться лишь проявлением человеческой слабости. Тем самым в зрителях укоренялась идея о необходимости как-то «уствершенствовать» человека за счет отказа от моральных норм и освобождения в нём животного начала.
Таким образом, если фильм-манипулятор соответствует типу кинематографических предпочтений зрителя его способность конструировать социальную реальность повышается. С одной стороны, это может позволить более эффективно управлять процессом социализации молодежи. Однако, в настоящее время массовый кинематограф оказывает, скорее, деструктивное воздействие на молодых людей.
Количество фильмов, направленных на формирование положительных норм и ценностей крайне невелико и создаётся в основном независимыми режиссерами.
[1] Совладающее поведение – форма поведения, отражающая готовность решать жизненные проблемы. Это поведение позволяет приспосабливаться к обстоятельствам и предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса.