«Куб» и «Куб 2. Гиперкуб»

«Куб» и «Куб 2. Гиперкуб». В этих фильмах — скорее всего ненамеренно — красной нитью проходит идея бессмысленности человеческого существования. В первом фильме главные герои даже рефлексируют на эту тему и некоторые из них признаются, что им не для чего жить, поэтому и не для чего выбираться из Куба.Аргументы, которые приводят другие, неубедительны: выбраться стоит ради детей, ради любимых, просто ради воли к жизни. То есть, это, конечно, убедительно для данной конкретной ситуации — выбраться из заточения, — но неубедительно в более широкой перспективе; это не является решением вопроса о смысле жизни.

Можно сказать, что Куб - это модель человеческого мира. В Куб люди попали неизвестно для чего, неизвестно по чьей воле, и соответственно, непонятно, что нужно делать и в какую сторону идти. Есть некая цель, которая появляется одновременно с осознанием себя в заточении — выбраться. Но и эта цель под сомнением, ибо — ради чего выбираться? Можно было бы просто сесть и сидеть на месте, но с одной стороны Куб не дает задерживаться, с другой — соучастники заставляют действовать. Можно расслабиться и начать жить в свое удовольствие (это возможно в Кубе 2).

То же самое в человеческой жизни. Человек обнаруживает себя заброшенным в этот мир неизвестно кем, неизвестно для чего. Выбраться — невозможно, да и некуда. Некоторые, правда, говорят о загробном мире, в который можно попасть по заслугам. Хотели бы мы просто сесть и сидеть, чтобы никто нас не трогал, но обстоятельства жизни и общества заставляют нас выполнять без конца какие-то действия, смысл которых до конца не ясен. Некоторые живут в свое удовольствие, заставляя тем самым других заботиться о собственной безопасности.

Разумеется, эта модель встречается в бесчисленном множестве фильмов — во всех, где героев помещают в какую-то замкнутую смоделированную ситуацию, из которой они должны найти выход. Так что можно сказать, что эти фильмы воспроизводят определенную онтологию и суть открытое признание человека в бессмысленности собственной жизни.

Есть нюанс, касающийся той воли, благодаря которой герои попадают в куб: все они так или иначе связаны с Кубом, с его созданием. Значит, в определенном смысле они попадают в него и по своей воле. Этот мотив, кстати, имеется также в фильме «Сфера»: доклад психолога о возможном контакте с внеземным разумом становится «сбывшимся кошмаром». Аналогия с жизнью тоже вполне явна: мы так или иначе причастны тем ситуациям в которые попадаем.

2009

Теги: