Содержание
Чтобы понять фильм Дэвида Линча «Малхолланд драйв» достаточно расположить показанные в нем эпизоды в хронологическом порядке, что мы и сделаем в этом видео.
Фильм рассказывает историю девушки Дайаны Сэлвин, приехавшей покорять Голливуд из маленького города Дип Ривер, провинции Онтарио в Канаде. Ее тетя была актрисой и жила в Голливуде, а когда умерла, оставила Дайане немного денег. О родителях Дайаны ничего не говорится, и это нарочитое неупоминание создаёт вопросы, связанные с детством Дайаны.
Дайана мечтала стать актрисой, и после победы в конкурсе танцев Джиттербаг ей открылся путь к артистической карьере.
Название танца «джиттербаг» буквально переводится как трясущийся неврастеник, и это название задает символические границы истории Дайаны, которая началась с танца джиттербаг, а закончилась тем, что она сама стала трясущейся неврастеничкой.
После победы в конкурсе Дайана приезжает в Лос-Анжелес в сопровождении знакомых стариков – Айрин и ее спутника, которые присутствовали с Дайаной на конкурсе.
На съемках фильма «История Сильвии Норт» Дайана знакомится с Камиллой Роудс. Дайане было очень важно получить главную роль, но режиссер Боб Брукер был о Дайане невысокого мнения, и роль получила Камиллла.
Камилла стала заботиться о Дайане и помогала получить роли в фильмах с ней. Девушки становятся любовницами, но Камилла не ограничивается связью с Дайаной, а сближается с режиссером Адамом Кешером.
Когда Камилла сообщает Дайане, что они больше не могут встречаться, Дайана переживает это как крах всей ее жизни.
↑ наверхВечеринка
Через некоторое время Камилла приглашает Дайану на вечеринку на Малхолланд драйв, которая в итоге становится для Дайаны катастрофой их отношений.
Всё, произошедшее на Малхолланд драйв отпечатывается в памяти Дайаны.
На вечеринке Дайана знакомится с матерью Адама Кешера, Коко. Та жалеет Дайану, поняв, что девушка стала жертвой любовной интриги.
Дайана жестоко страдает от того, что Камилла демонстрирует ей свое пренебрежение. Ее нервы напряжены до предела и то, что ей попадается на глаза, отпечатывается в памяти.
2:14:29 Глотнув из чашки кофе, она видит строгого мужчину, которого принимает за мафиози. В сознании Дайаны ассоциируются вкус отвратительного кофе и лицо этого мужчины.
Дайана видит, что у Камиллы есть другая любовница 2:14:43, проследив за ней взглядом, она видит непонятно откуда взявшегося ковбоя. 2:15:09
Адам Кешер объявляет присутствующим о помолвке с Камиллой, и это эмоционально добивает Дайану.
↑ наверхЗаказ
После произошедшего Камилла пытается сохранить отношения, но Дайана отвергает ее.
В конце концов, Дайана решает убить Камиллу и поручает это сделать Джо, с которым встречается в ресторане «Винкис».
Во время встречи с Джо Дайана также переживает крайний стресс, поэтому окружающие ее предметы и лица приобретают особую значимость.
В ее сознании отпечатывается имя официантки Бетти, черная книжка Джо, слова «Эта девушка», сумка с деньгами и синий ключ, который ей показывает Джо – знак выполненного заказа.
Случайно Дайана сталкивается взглядом с незнакомым человеком возле прилавка.
↑ наверхСон Дэна
Ее фантазия дает ему имя Дэн (что созвучно ее собственному имени), и эпизод с Дэном иллюстрирует то, что чувствует Дайана в этот момент.
То есть, во время заказа убийства она почувствовала внутри себя нечто страшное. То, с чем невозможно встретиться лицом к лицу и не умереть. Источник ужаса находится на заднем дворе, за помойкой, что символически указывает на бессознательную часть психики. Часть нашего бессознательного является нашей личной помойкой, в которую мы вытесняем неугодные сознанию содержания. Но существо, присутствие которого почувствовала в себе Дайана, находится еще глубже, где-то в преисподней ее души.
Дайане страшно. Она спрашивает про ключ: «Что он открывает?». Джо смеется. Потому что ключ ничего не открывает, то есть открывает ничто.
Следующие несколько дней остались за кадром. И в этот промежуток Джо передал Дайане ключ, а после этого к ней домой приходили полицейские. Вероятно, Дайана погрузилась в депрессию и целыми днями спала. Последний из этих снов и составляет основную часть фильма.
↑ наверхДайана засыпает
Тяжело дыша Дайана ложится на красную подушку. 02:13
Сознание Дайаны вытесняет воспоминание о содеянном в бессознательное. А те образы, которые отпечатались в ее психике в состоянии шока, теперь складываются в безобидную картинку, в которой перемешиваются воспоминания и желания главной героини.
Во сне так всегда и происходит: болезненные и травмирующие события достигают сознания в замаскированном виде.
Из сна Дайаны мы можем почерпнуть некоторые подробности из ее прошлого, ее надежды, мечты и ее интерпретацию произошедших с ней в Лос-Анжелесе событий.
↑ наверхКатастрофа
«На Малхолланд Драйв в отношениях Дайаны и Камиллы произошла катастрофа» - таково реальное положение дел. Цензура сознания зашифровывает это болезненное событие, превращая его в «Камилла попала в катастрофу».
Дайана несомненно беспокоилась о том, что ее будет искать полиция, и во сне ситуация «Дайану ищут» превращается в «Камиллу ищут».
Люди, которых мы видим в наших снах – это либо части нашей личности, либо наши проекции на реальных людей. Поэтому образ Риты объединяет как черты характера самой Дайаны, так и ее желания, связанные с Камиллой.
↑ наверхБетти
Во сне эго Дайаны берет себе имя Бетти — официантки из Винкис. Возможно, это также отсылка к имени голливудской звезды Бетти Грейбл которая была соперницей Риты Хейворт.
Но также возможно, что имя Бетти связано с личностью Беатриче Ченчи, портрет которой мы видим в квартире тёти Рут. Беатриче известна тем, что убила своего отца, вступившего с ней в сексуальную связь. В фильме это первый намёк на отца Дайаны и их отношения.
Фамилия Бетти – Элмз в переводе означает «вязы». Возможно, бессознательное позаимствовало образ дерева у лампы, стоящей на тумбочке рядом с телефоном Дайаны.
Бетти показана наивной и восторженной девушкой. Вероятно, такой и была Дайана, когда приехала в Лос-Анжелес. Обратите внимание на розовый цвет в ее одежде, подчеркивающий ее мечтательность и неопытность.
Бетти сопровождают Айрин со спутником. Они ввели Дайану в мир Голливуда, и после крушения всех надежд, Дайана делает их виноватыми в том, что произошло с ней. Она считает, что старики знали, что она погибнет в этом мире, и обрекли ее на гибель. Это иллюстрирует сцена злорадства стариков.
Умершая тётя Рут во сне Дайаны жива. Но ее имя символически намекает сновидице, что это неправда. Соответственно, дом тёти Рут – это дом неправды.
Мать режиссера Адама Кэшера, Коко, во сне становится управляющей дома миссис Ленуа (фантазия Дайаны дала ей эту фамилию по ассоциации с грецкими орехами).
Уилкинс – это молодой человек, сидевший на вечеринке рядом с Дайаной.
↑ наверхРита
Один из внутренних конфликтов Дайаны заключается в том, что с одной стороны, она хочет забыть Камиллу и всё, что с ней связано, а с другой, хочет быть с ней. Бессознательное Дайаны решает эту проблему перемешиванием имён и потерей памяти Риты. Потерявшая память Рита – это Даяна, решившая забыть всё, что связано с Камиллой.
Камилла во сне Дайаны берет себе имя Риты Хейворт, голливудской звезды, у которой под конец жизни были проблемы с памятью. Потеря Ритой памяти – это реализация желания Дайаны забыть Камиллу и всё, что с той произошло. В реальности Камилла была властной и уверенной. Во сне Дайана делает Камиллу беспомощной и помогает ей в поиске себя.
То есть, во сне личность Дайаны расщепляется на две составляющие: на ту, которая еще ничего не знает и ничего не боится (Бетти), и ту, которая знает реальность, но боится ее вспомнить (Рита).
Всякий раз, когда реальность напоминает о себе, Рите становится хуже, что означает нежелание Дайаны возвращаться в реальность.
↑ наверх«я в месте мечты». 26:20
Мафия
Дайана считает, что Камилла добивается своих целей вовсе не талантом, а помощью влиятельных людей. Поэтому она решает, что серьезный мужчина на вечеринке – это мафиози, а во сне эта фантазия получает свое развитие. Образ мужчины ассоциировался у нее со вкусом эспрессо и ее ужасным настроением.
33:42 Поэтому во сне Луиджи Кастильяни - любитель эспрессо, которому невозможно угодить.
Мафиози продвигают на главную роль Камиллу Роудс, но во сне образ девушки позаимствован у любовницы Камиллы. 29:33
Несколько раз персонажи повторяют фразу, которую произносила Дайана при заказе убийства:
↑ наверх«Эта девушка». 30:25
Мистер Рок
30:20. Мистер Рок, владелец киностудии, находится в помещении с синей лампой. Киностудия как фабрика по производству иллюзий, задрапированные стены и синий цвет лампы образуют параллель с клубом «Силенсио» и женщиной в синем парике. Мистер Рок как идеальный руководитель, не отдаёт никаких распоряжений, его подчиненные и так знают, что делать, а он лишь наблюдает. То же самое можно сказать и о синеволосой женщине.
↑ наверхДжо и Эд
Во время беседы с Джо, Дайана была так впечатлена его черной книжкой, что придумала историю о том, как она у него оказалась. Кроме того, в этой сцене Эд рассказывает Джо о том, как ему удалось избежать неприятностей, устроив катастрофу. Интересно, что Эд, которого убивает Джо – это длинноволосый брюнет.
Но вероятно, черная книжка с телефонными номерами, имеет гораздо большее значение для Дайаны.
Мы узнаём, что Джо был сутенером. И очередная сцена с ним начинается с красноречивого кадра.
Сосиска с яйцом внутри булки имеет однозначный сексуальный подтекст, а надпись «Сделано специально для розовых» указывает на то, что ждет наивных девушек с розовыми мечтами и в розовых кофточках, прилетевших покорять Голливуд.
Проститутка здесь тоже похожа на Дайану, и теперь мы понимаем, что Дайана была вынуждена подрабатывать девушкой по вызову. Так она и познакомилась с Джо.
Из разговора становится ясно, что Джо ищет Камиллу. Это проявление во сне страха Дайаны о том, что ее ищут. 45:22
↑ наверхДеньги и ключ
В сумке Риты обнаруживаются деньги и синий ключ. В фантазии Дайаны количество денег гораздо больше, что говорит о том, что сумма, которую она отдала Джо была для нее огромной.
Во сне ключ приобретает необычную форму за счет объединения идеи ключа с идеей таинственности и неизвестности.
↑ наверхРита вспоминает
Воспоминания о реальности постепенно просачиваются в сознание Дайаны. Рита вспоминает, что она ехала на Малхолланд драйв. 47:50
«Давай будем действовать, как в кино. Выдадим себя за других». 47:58
И в кино, и во сне, персонажи выдают себя за других.
↑ наверхВинкиз
Бэтти с Ритой звонят из автомата, на который обращал внимание Дэн.
Во сне звонок по телефону означает попытку наладить связь с бессознательным, когда эго пытается восстановить то, что было вытеснено.
Имя Дайаны теперь носит официантка, и Рита вспоминает имя Дайаны Сэлвин. 54:36
Этот эпизод сообщает о том, что Дайана какое-то время работала в Винкиз. Такую же кружку мы видим у нее дома.
Когда девушки во сне звонят Дайане домой, мы слышим то же сообщение автоответчика, что и в реальности 55:59, 02:06:53
01:02:13 Рита боится выяснять что-либо. Это страх Дайаны встретиться с воспоминанием о вытесненном событии.
↑ наверхЛуиза Боннер
Вытесненное содержание вновь пытается проникнуть в сознание Дайаны под видом Луизы Боннер.
Луиза Боннер: «С одним человеком кое-что случилось. Кто вы?».
Луиза пытается напомнить Дайане, что она не Бетти, и что с Камиллой случилось несчастье.
Когда нам снится кошмар, и мы в страхе просыпаемся, это происходит оттого, что какое-то вытесненное содержание достигает порога сознания. Почти то же самое происходит и в этом эпизоде, но боится Рита, а не Бетти, что вновь указывает на то, что образ Риты во сне ближе к реальной Дайане.
↑ наверхНаказание Адама
Дайана считает, что Адам Кэшер увел у нее Камиллу. Во сне она компенсирует это положение дел и наказывает Адама тем, что любовник уводит его жену, а жена выгоняет из дома. Розовая краска вновь указывает на Дайану: наивная девушка мстит этим гламурным людям в своем воображении. Она заставляет Адама Кэшера потерять всё, и стать таким же жалким и никому не нужным, какой стала она сама.
↑ наверхВстреча с ковбоем
Загадочный ковбой в фантазии Дайаны еще более могуществен, чем мафиози, и именно он стоит за продвижением Камиллы на главную роль.
↑ наверхРепетиция роли
Репетиция роли Дайаны показана дважды, и каждый раз она играет по-разному.
Дома Бетти играет наивно и простодушно, как она, вероятно и сыграла на прослушивании в реальном прошлом.
У Уолли Брауна во сне она уже играет как актриса, искушенная в сексуальном плане. Именно так в реальности сыграла Камилла,
«Я хочу сыграть эту сцену также, как с той девушкой, с темными волосами»
но во сне Дайана присваивает это исполнение себе, и производит на всех ошеломляющее впечатление.
Поскольку всё происходящее во сне в замаскированном виде отсылает к реальности, мы можем задаться вопросом, не является ли ситуация в разыгрываемой сцене зашифрованным сообщением из бессознательного Дайаны о том, что она когда-то очень прочно забыла?
На что намекает фраза, брошенная Вуди?
«скажешь, где будет больно» 1:15:30
В сцене речь идет о девушке, вероятно несовершеннолетней, которой домогается друг ее отца. Она как может сопротивляется и грозится убить его. Это уже второй намёк на отца, половую связь и убийство. (Первым был портрет Беатриче)
А если допустить, что название фильма, для которого делается эта сцена, «История Сильвии Норд» является отсылкой к фильму «Сильвия» 1965 года, главную героиню которого звали Сильвия Уэст, и которая в детстве была изнасилована отчимом и стала подрабатывать проституткой, то проблема Дайаны с ее отцом проявляется всё более отчетливо.
↑ наверхВстреча с Адамом
Сцена прослушивания Адамом девушек – это фантазия Дайаны о том, что Адам мог бы влюбиться в нее. И если бы не мафия, которая заставила его выбрать Камиллу, он наверняка дал бы главную роль Дайане.
↑ наверхДом Дайаны
Наконец, воспоминания о реальности вплотную приближаются к сознанию спящей Дайаны, когда Бетти и Рита обнаруживают труп. 01:35:32
Вообще, Дом в сновидении символизирует личность сновидца, то есть Дайану. А труп указывает на то, что сновидец переживает депрессию и думает о смерти.
Дайана достигает во сне тайны, которую пытается вытеснить. Но цензура сознания всё же не дает ей вернуться в реальность. И ситуация «Камилла умерла из-за Дайаны» превращается во сне в ситуацию «Кто-то умер в доме Дайаны из-за Риты».
↑ наверхПарик
Рита содержательно ближе к реальной Дайане. Чем больше Рита вспоминает, тем сильнее отождествляется с Дайаной. Теперь, когда она узнаёт, что кто-то умер, она надевает парик, из-за чего образы Риты, Бетти и Дайаны еще сильнее интегрируются.
Бетти говорит Рите, что позаботится о ней. Это зеркальное отражение того, что Камилла заботилась о Дайане.
↑ наверхЛюбовь Бетти и Риты
Гомосексуальность Дайаны воспринимается зрителями как нечто не вызывающее вопросов. Тем не менее, с точки зрения психоанализа, женская гомосексуальность может возникнуть вследствие психологической травмы, когда гетеросексуальная направленность влечения блокируется и регрессирует к объектному отношению к матери.
Если в детстве Дайана действительно пережила сексуальные домогательства со стороны отца или отчима, то реакцией на эту травму могла быть ее идентификация с отцовской фигурой, а сексуальным объектом могла стать женщина, похожая на мать.
Мы видели, что Камилла фактически играла роль матери по отношению к Дайане, а во время любовной сцены Дайана ведет себя по-мужски агрессивно. То есть, потребность в отношениях с матерью, дающих чувство спокойствия и безопасности, плюс бессознательное желание отомстить отцу, действуя так, как действовал он, даёт нам образ гомосексуальности Дайаны. И это третий намёк на травму Дайаны, нанесенную отцом.
Помимо этого, секс Бетти и Риты указывает на интеграцию их образов в сознании сновидицы. Бетти уже не носит розовый цвет; отправляясь в клуб она надевает красную кофту, а Рита надевает черное платье и парик. Две девушки становятся единым субъектом, в котором опытность и страстность Камиллы объединяются с внешностью Дайаны.
↑ наверхСиленсио
Бетти с Ритой ловят такси, чтобы отправиться в клуб Силенсио. На столбе мы видим листок с надписью: «Голливуд – это ад». Это убеждение Дайаны, выстраданное ее горьким опытом.
Театр в сновидениях указывает на отстраненное наблюдение субъекта за какими-либо событиями из жизни, от которых он пытается отгородиться. Отстраненное наблюдение без перепроживания. В психотерапии пациентам иногда рекомендуют представлять болезненные события их жизни на экране кино или на сцене театра.
Что же показывают Дайане на сцене?
Во-первых, ей сообщают, что всё, что она видит – нереально.
Во-вторых, в завуалированной форме показан сексуальный контакт, который когда-то был у Дайаны с отцовской фигурой. Мужчина напрягается, Бетти трясется, короткий стон и расслабление.
В-третьих, песня Плакальщицы напоминает Дайане об убийстве. Плакальщица – это персонаж Южно-Американской легенды – женщина, которую бросил муж, и которая убила детей, а затем себя, став призраком. Исследователи находят в собирательном образе Плакальщицы также и черты Девы Марии Гваделупской, образ которой мы видим в номере отеля «Парк».
↑ наверхСиняя коробочка
После песни плакальщицы о несчастной любви Бетти обнаруживает в сумке синюю коробочку. Это то, что открывает синий ключ. Если перед сознанием поставить вопрос, оно будет искать ответ и рано или поздно выдаст его. Дайана задала вопрос «что открывает синий ключ», ее сознание представило ей синюю коробочку.
Поскольку реальный ключ ничего не открывает (открывает ничто), то и внутри коробочки – ничто. Синяя коробочка – это воплощение всякой иллюзии: снаружи нечто, а внутри пустота.
Бетти исчезает, как только Рита отворачивается, собираясь достать ключ. Бетти изначально была образом-пустышкой, лишь побуждая к действиям Риту. Теперь ее нет, и активность должна проявить Рита.
Но Рита – это тоже лишь воображаемый образ, поэтому исчезает и она. Исчезает и сама коробочка, как только выходит из поля зрения наблюдателя.
Всё, что мы видели, это иллюзия, игра воображения спящей Дайаны.
↑ наверхДайана просыпается
Дайана просыпается от стука соседки. После ее ухода она заваривает кофе в чашке из Винкис и, сев на диван, видит синий ключ, который окончательно возвращает ее к реальности и означает крушение всех ее иллюзий.
Ее страхи, которые она вытесняла на задний двор своего сознания, теперь предстают перед ней лицом к лицу, она не выдерживает их натиска и убивает себя.
↑ наверхИтог
Дайана – девушка, исполненная мечтаний. Мечтаний стать актрисой, т.е. создательницей иллюзий.
Она приезжает в Голливуд – место мечты, фабрику грёз, на которой создаются кинематографические иллюзии.
И в этом месте мечты она доходит до полного внутреннего опустошения и разложения, также став лишь иллюзией.
Таким образом, фильм «Малхолланд драйв» повествует о пустоте и иллюзиях в их различном воплощении, обобщающим символом которых становится синяя коробочка.
↑ наверх