Интеграция тени на примере фильмов «Веном» и «Человек-паук 3»

Психологи считают, что обычно в фильмах главный герой олицетворяет персону, внешнюю сторону нашей личности, а антагонист олицетворяет ее тень. Как пишет профессор психологии Уильям Индик, в фильмах «злодей – это всегда тень, тогда как герой – персона. … Задача героя / персоны заключается в столкновении и интеграции. … Персона должна пережить столкновение с тенью и интегрировать ее в себя, чтобы разрешить конфликт. … Герой должен встретиться со злодеем лично и победить его»[2]. Если этого не произошло, значит, герой не смог интегрировать свою тень и разрешить свой внутреннний конфликт.

У вдумчивого человека эта концепция вызывает вопросы: если герой побеждает врага, то как можно говорить об интеграции тени? Ведь интеграция — это присоединение, тогда как победа означает уничтожение.

Если злодей — это олицетворение зла, а зло и тень одно и то же, то действительно ли зло должно быть интегрировано, или всё-таки с ним нужно бороться? И вообще: что подразумевается под интеграцией: только ли осознание тени или же принятие соответствующей ей модели поведения?

Человек-паук 3

Впервые в кинематографе существо-симбиот появляется в 2007 году в фильме «Человек-паук 3». Здесь симбиот принимает вид нового костюма человека-паука и соединяется с Питером Паркером, наделяя его еще большими сверхспособностями, чем у того были. Но затем выясняется, что симбиот также усиливает у носителя агрессию и влияет на его разум.

Питер Паркер в своем обычном состоянии — хороший пример олицетворения персоны. Сознательная установка героя направлена на то, чтобы быть всегда хорошим парнем и творить только добро. Человек-паук никогда не убивает преступников и никому не делает и не говорит ничего плохого. Стало быть, противоположный тип поведения, поведение плохого парня, им отвергается. И таким образом, согласно аналитической психологии, в бессознательном человека должна образоваться тень. Ее олицетворением и является «плохой» Питер Паркер и Черный человек-паук.

Однако, не так всё однозначно.

Тень как скопление психической энергии, способной повлиять на сознание, может возникнуть только в результате вытеснения. Проще говоря, тень образуется, если человеку что-то очень хочется, но он подавляет в себе это желание и запрещает себе даже думать об этом. Из-за этого в бессознательном образуется комплекс, который либо проецируется на других людей, либо периодически прорывается в обыденном поведении человека.

Если у Питера Паркера дела обстоят именно так, то это значит, что за приветливым фасадом хорошего парня скрываются подавляемые им эмоции и желания. Которые он удовлетворяет, открыв свою теневую сторону: желание отомстить убийце своего дяди, агрессия на Мэри Джейн, презрение к хозяевам дома. Их и реализует его тень, вырвавшись на свободу в виде черного человека-паука.  

Получается, что раз злоба Питера имеет такую силу, значит с такой же силой он в себе ее и подавляет, вытесняя в бессознательное и столько же усилий тратит на создание маски славного парня.

Тогда что же, получается, что любой приличный человек – это потенциальный злодей, и хороших людей нужно обходить стороной; мало ли, они не смогут себя контролировать и выпустят свою тень на волю?

К счастью, здравый смысл и факты говорят о том, что это не так. Быть добрым человеком совсем не значит подавлять в себе зло. Если человек чист сердцем, он не прилагает усилий к тому, чтобы быть добрым. Подавлять злобу человеку приходится только тогда, когда он уже заражен ей. А если человек не искушен злом, он обладает изначальной целостностью.

Если мы посмотрим на Питера Паркера с этой позиции, то увидим в нем пример архетипичного наивного простака. Появляясь во многих древних историях и сказках, простак символизирует «базовую искренность и интегрированность личности»[3]. Он совершенно неискушен в зле, и поэтому может совершать нелепые поступки, из-за которых другие люди начинают подозревать в нем дурной умысел. Так, например, Питер целует спасенную девушку на глазах своей подруги и искренне не понимает, что же не так. В этом смысле он цельная личность именно в силу своей неискушенности.

Стало быть, в отношении зла у человека может быть две главных установки — уклонение, когда человек сохраняет свою первичную целостность и незапятнанность, и борьба, если заражение злом всё-таки произошло.

Из этого следует, что симбиот, который делает Питера Паркера злым, олицетворяет не его внутреннее зло, а некую внешнюю силу. Энергия зла, которую проявляет Черный человек-паук – это не та энергия, с которой Питер Паркер вытесняет свои нехорошие мысли в бессознательное (таких мыслей у него нет), а энергия какой-то другой сущности.

Кроме того, сам факт, что симбиот принимает вид костюма, символически указывает на то, что злой человек-паук – это лишь внешняя оболочка личности Питера, маска, искажающая его подлинное лицо.

 Все отмеченные нами особенности симбиота указывают на то, что фильм иллюстрирует не интеграцию тени, а феномен одержимости и борьбу со злом. Это также подтверждает один символический эпизод.

Питеру Паркеру удается избавиться от симбиота не где-нибудь, а в христианской церкви. Симбиот оставляет его, испугавшись колокольного звона. Христиане знают, что колокольный звон изгоняет из воздуха духов злобы. Юнгианский аналитик М.Л. фон Франц говорит о символике колокола следующее:

«Колокол соединяет противоположности. Он является символом целостности, ибо соединяет в себе язык, символизирующий маскулинность, и собственно колокол - фемининный знак. Здесь можно провести параллель с неразрывным единением индийских символов Линга и Йони. <…> Кроме того, звон колокола символизирует зов вечности, когда происходит нечто очень важное. Интересно, что при этом исчезают чары. … Таким образом, колокольный звон означает, что мы избавляемся от демонических чар.»

М.Л.фон Франц. Кошка

Становится очевидно, что та сила, которую в мифологии Марвел олицетворяет симбиот, в традиционных мифологиях именуется демоном или бесом.

Как видим, достижение целостности личности не всегда требует интеграции теневой фигуры, иногда ровно наоборот – избавления от нее.

Следовательно, в общем понятии тени мы должны различать тень как нереализованную сторону личности, которая может быть интегрирована, и тень как внешнее по отношению к личности зло, которое нужно не интегрировать, а преодолевать.

В фильме «Человек-паук 3» примером интеграции тени служит примирение Питера Паркера со своими противниками – Гарри и Песочным человеком. Действительно, когда бывший враг переходит на твою сторону, это и соответствует расширению сознания и усилению энергии личности. Сила, которая раньше растрачивалась на внутреннюю борьбу, теперь направляется в единое русло для достижения общей цели.

 

 

Веном

В новом фильме «Веном» символика симбиота еще больше сближает его с демоном традиционной мифологии.

Симбиот присоединяется к главному герою Эдди Броку уже не внешним образом (как в Человеке-пауке), а входит в него.

Одержимость Питера Паркера и Эдди Брока различается и соответствует двум основным типам одержимости, описанным средневековыми подвижниками. То, чему подвергся Питер Паркер называется: obsessio, искушение.

То, что случилось с Эдди Броком представляет собой более тяжелый случай и носит название possessio, овладение.

Иногда одержимость описывается подвижниками как внутренний пожирающий огонь, вызывающий повышенную потребность в еде и питье. (Махов, Категории демонологии, с. 129)

Показательно, что Веном воспроизводит один из самых характерных атрибутов дьявола в средневековой иконографии — высунутый язык.

Мотив обнаженного языка встречается также в искусстве этрусков и индийцев, у североамериканских индейцев. К демоническим персонажам относятся этрусские изображения Горгоны с высунутым языком, индуистские статуи богини Кали, из разинутого рта которой свисает язык, окрашенный кровью ее жертв.

Эти персонажи воплощают идею "враждебности жизни" и в этом качестве соответствуют христианскому дьяволу - врагу бытия, названному в Евангелии "человекоубийцей от начала" (Ин. 8, 44).» (Махов, Обнаженный язык дьявола как иконографический мотив)

Символика высунутого языка связывается, во-первых, с фаллосом, и тем самым с блудной похотью.

Во-вторых, с мотивом чревоугодия и пожирания. Дьявол часто представлялся как пожиратель людей, что отразилось и на его иконографии. Чудовище, пожирающее людей, было и олицетворением ада, и атрибутом дьявола.

И в-третьих, язык дьявола – это орган лживой речи противоположный божественному Логосу. Не случайно в фильме подчеркивается лживость симбиота.

 

Если Черного человека-паука действительно можно было трактовать как Тень Питера Паркера, поскольку он проявлял лишь противоположные стороны его индивидуального характера, то Веном уже не имеет никакого отношения к индивидуальному характеру своего носителя. Это именно олицетворенное зло, как нечто враждебное человеку вообще.

 

М.Л. фон Франц в своей книге «Феномены тени и зла в волшебных сказках» разделяет понятия тени и зла. Самым страшным проявлением зла она считает одержимость. И определяет ее как поглощение сознания человека аффективным архетипическим паттерном поведения, в результате чего поведение человека из разнообразного превращается в ограниченное единственным паттерном.

Слово «архетипический» здесь подразумевает внеиндивидуальную природу аффекта. И соответственно, одержимость может рассматриваться не как субъективное, а как объективное зло.

Изучив огромное количество сказок, фон Франц говорит, что в них невозможно найти единую модель поведения в отношении зла. В одних говорится, что человек должен бороться со злом, в других - что нужно спасаться бегством, в третьих - что нужно его обхитрить, в четвертых - что нужно всегда быть честным, даже с дьяволом. Но, рассуждая о проблеме зла, она никогда не говорит о том, что его нужно интегрировать.

Действительно, интегрировать зло – это то же самое, что интегрировать болезнь, распад, смерть. Но невозможно стать более здоровым, приобретая болезнь. Невозможно стать целостным, соединяясь с разобщенностью. Невозможно получить больше жизни, впуская в себя смерть.

Сила, которую обретает одержимый, и которая делает его якобы сильнее, ослабляет другие стороны его личности. Энергумен утрачивает самостоятельность и адекватное самосознание.

И тот факт, что главный герой фильма Веном не пытается бороться со злом, а заключает с ним союз, это характерный маркер для исследователя культуры. Он говорит о сильнейшей тенденции общества к психической деградации и готовности человека пожертвовать своей идентичностью.

 

 

Заключение

Мы продолжим изучение темы интеграции тени и борьбы со злом в следующих видео. А пока подведём предварительные итоги.

1. Анализ произведений и мифов показывает, что борьба главного героя с антагонистом не может быть однозначно сведена к психологическому процессу интеграции тени. Трактовка победы героя над врагом как интеграции тени является заблуждением.

2. В чересчур общем психологическом понятии тени необходимо различать тень как комплекс в индивидуальном бессознательном (соответственно, в социуме это будет коллективное сознание и коллективная тень) и «тень», противостоящую человеческому существу вообще, т.е. зло, которое является уже не неким дополнением добра, а потенцией распада человека как целостного существа.

3. Зло и тень не тождественны. Уже сам факт, что психология считает интегрированную личность благом, указывает на то, что существует зло, под которым понимается дезинтеграция, распад. И такое зло по самому своему определению не может быть интегрировано.

4. Следует внимательно и критично относиться к психологическим концепциям, предлагающим интегрировать тень. Большинство этих концепций рассматривает человека как единственный источник зла, несмотря на то, что этому противоречит весь прежний опыт человечества. Это порождает своеобразную синкретическую мифологию, которая выражается, например, в таких высказываниях:

«В каждом есть ангел и дьявол; тиран и Мать Тереза; Ева и Лилит; Красавица и Чудовище…только в разных пропорциях»

«Все мы боимся взглянуть на тех чудовищ, которые, по нашим опасениям, сидят в нас самих

Существует ряд фильмов, в которых человек показан худшим злодеем, чем сам дьявол, а дьявол показан, соответственно, как персонаж, вызывающий сочувствие зрителя. Некоторые из таких фильмов мы разберем.

5. Самое серьезное в ситуации с тенью то, что призыв к интеграции тени заставляет людей сомневаться в правильности моральных принципов, которых они придерживаются. Из-за этого в сложный период жизни, пытаясь улучшить свое душевное и телесное состояние, люди начинают совершать неприемлемые поступки, идут на сделки с совестью, но вместо освобождения получают новую зависимость.

Например, в книге «Хватит быть славным парнем» есть глава, в которой автор рекомендует мужчинам заниматься «здоровой мастурбацией». Сталкиваясь с подобными советами, читателям стоит хорошенько подумать, сделает ли это их более целостными. Есть серьезная опасность, что они просто приобретут еще одну вредную привычку, т.е. утратят свободу.

Лучше уклониться от этого зла, чем потом бороться с ним.

6. Размывание границ между добром и злом, которые мы наблюдаем в современной культуре и в частности, в кинематографе, и концепция интеграции тени, нивелирующая понятие зла – это две стороны одной медали, одной культурной парадигмы, одного типа мировоззрения.

В следующих видео мы продолжим их исследование.

 

[1] Словарь аналитической психологии.

[2] Индик У. Психология для сценаристов. С. 164-165.

[3] Фон Франц. Феномены тени и зла в волшебных сказках.

Теги: