Частые вопросы

Какое у автора образование?

Образование высшее плюс аспирантура: СПбГУ, философский факультет (ныне Институт философии СПбГУ), кафедра онтологии и теории познания. Специальность: философия.

Действительно ли авторы вкладывают в произведение то, что вы в нем находите?

Творчество — это единство сознательных и бессознательных процессов. А значит, автор что-то может вкладывать в произведение сознательно, а что-то — бессознательно. Автор является продуктом эпохи и продуктом социума, поэтому в его произведении могут проявляться те или иные символы, характерные именно для его культуры, которые он сам может не осознавать. Поэтому я в своих видео сопоставляю три главных парадигмы мировосприятия — Традицию, Модерн и Постмодерн — и то, как в фильмах проявляются основные черты этих парадигм. Это я объясняю в серии видео «Три парадигмы».

В Голливуде, где создание фильмов поставлено на поток и они должны давать прогнозируемую прибыль, сценаристы и режиссеры используют в своей работе результаты психологических и философских исследований. (Пример использования психологических теорий можно посмотреть в книге: У.Индик. Психология для сценаристов.) Поэтому структура персонажей в таких фильмах хорошо укладывается в структуру психики.

Точно так же, если вы знаете, что все мифы имеют единую структуру, вы сможете сопоставить структуру / персонажей мифа и структуру / персонажей фильма, который вы разбираете. Самая известная книга по этой теме — Д.Кемпбелл. Тысячеликий герой. Вот короткое видео по ней: https://www.youtube.com/watch?v=2174B8fVZ6g

Помимо структуры психики и структуры мифа существует еще и структура бытия, которая находится в определённом соответствии с предыдущими двумя структурами. Ей занимается классическая философия. Кое-что из неё я объясняю на своём втором канале. Посмотрите, в частности, плейлисты «Три парадигмы» и «Символизм».

Обладая этими знаниями, вы будете по-другому воспринимать произведения искусства — уже будете не просто следовать вслед за своими эмоциями и чувствами, но будете видеть смысловые связи, а каждый персонаж станет символом.

Художник, независимый от коммерции, ведет свои личные поиски и постигает реальность в основном интуитивно. Поэтому в подлинных художественных произведениях (напр., в фильмах Андерсона или Тарковского) увидеть структуру и архетипы гораздо сложнее. Но тем не менее, это возможно, поскольку реальность, которую постигает художник, тоже имеет определенную структуру. И сознание художника тоже работает по определенным законам. Таким образом, аналитик может эти структуры вскрыть.

К примеру, живописец интуитивно выстраивает композицию так, как ему кажется лучше, а потом мы обнаруживаем, что он использовал в этой композиции закон «золотого сечения». Но это совсем не значит, что художник делал это специально. Просто сознание человека работает так, что пропорции золотого сечения кажутся (да и являются) наиболее гармоничными.

Всё в мире функционирует по определенным законам — по законам сознания, по законам смыслообразования. Они едины, и если мы знаем эти законы, мы можем их увидеть во всём.  
 

Что почитать про символы и мифы?

Что посоветуете почитать по психологии?

Рекомендуемая литература по психологии.

Архетипы: 

Карл Юнг и его последователи — Эрих Нойманн, Роберт Джонсон, Мария-Луиза фон Франц. В работах этих авторов можно найти раскрытие темы структуры личности, архетипов, проекций, интерпретации мифов и прочее.

Для самопознания:

Лиз Бурбо. Пять травм, которые мешают быть собой и другие книги.

Хорошая подборка книг по психологии и философии: http://psylib.ukrweb.net/books/index.htm  
(резервная ссылка: http://psylib.org.ua/books/index.htm )

Мужское и женское:

Психология в кино:

Жизненный сценарий:

Что почитать по философии?

Список рекомендуемой литературы по философии см. здесь

Почему отключены комментарии к некоторым видео?

Умные люди обычно редко комментируют; они привыкли учиться, и поэтому либо задают у автора уточняющие вопросы, чтобы лучше понять, либо просто слушают и извлекают из услышанного пользу. Комментируют в основном люди попроще, а вследствие этого комментарии часто превращаются в рассадник глупости. А глупость не имеет права на распространение, поэтому должна решительно пресекаться.  

Кроме того, неограниченные комментарии отрицательно сказываются на развитии тех, кто их читает. Вместо того, чтобы подумать своей головой и сделать собственные выводы, человек, почитав комментарии, идет на поводу у мнения толпы и невежд. 

На канале «Скрытый смысл» я поступаю так: когда я вижу, что уровень глупости комментариев под видео превышает допустимый, я их отключаю. 

Отсутствие комментариев — это нормально. Вы же не комментируете книги, которые читаете, фильмы, которые смотрите. Вы не комментируете лекции ваших преподавателей, до уровня которых вы еще не доросли. Разве что устно и в узком кругу. Так что, если вам очень хочется прокомментировать моё видео, сделайте репост на свою страничку в соцсетях и добавьте там свой комментарий. Его увидит ваша аудитория.

Что касается отключенных комментариев на канале «Скрытый смысл. Философия», то там вообще речь идет, по сути, о сакральных вещах, которые обсуждать можно только искренне заинтересованным и тактичным людям. Такие люди могут комментировать и задавать вопросы, оформив подписку на Boosty.