«Красавица и чудовище» (2017). Психологический разбор. Скрытый смысл

Мужчины

В фильме «Красавица и Чудовище» 2017 года два мужских персонажа, которые ведут борьбу за благосклонность Красавицы – это Чудовище (заколдованный принц Адам) и Гастон, его антагонист.

По своим психологическим типам эти персонажи противоположны: Гастон экстраверт – он чувствует себя в обществе как рыба в воде, привык добиваться своих целей, его не волнует чужое мнение. Адам – интроверт: он круглые сутки сидит в своем замке, ни с кем не общается, считает себя не таким как все, из-за чего боится показаться на людях.

Эти два персонажа соответствуют двум главным жизненным стратегиям, к которым обычно готовится девушка, вступая в брак:

  1. Выйти замуж и отдать себя целиком мужу, семье, детям. Либо
  2. Выйти замуж за человека, с помощью которого можно будет реализовать собственные планы и мечты.

Первый вариант предлагает Гастон: он говорит Бель о том, что ей пора подумать о семье и о детях. Но Бель отвергает предложение Гастона, причем не только потому, что он ей неприятен, но в первую очередь потому, что она не хочет вести жизнь обычной домохозяйки, а хочет путешествовать.

Это один из посылов фильма, предназначенный для девушек: независимая начитанная красавица, такая как Бель, отвергает традиционный брак и связанные с ним обязанности и предпочитает самореализацию.

Второй вариант жизненной стратегии девушки возможен с Чудовищем. Заколдованный принц богат, он, как и Бель, любит читать, у него есть волшебный атлас, с помощью которого можно перемещаться по миру, есть зеркало для связи на расстоянии. Всё это делает его более подходящей партией для Бель.

Если вы возразите, что Бель полюбила Адама вовсе не за эти внешние атрибуты, то можно ответить: да, в сказке даётся идеальная модель, но в реальной жизни девушка будет учитывать все факторы.

Согласно фильму, Адам был заколдован, за то, что был «злым, самовлюблённым и грубым». Обратите внимание, что это описание подходит и Гастону. Оба потенциальных жениха главной героини изначально негодяи, оба чудовища. 1:35:50

Разница лишь в том, что у заколдованного Адама это, так сказать, «написано на лице», а у Гастона — скрывается за человеческим обликом.

Таким образом девушкам-зрительницам ненавязчиво доносится мысль, что мужчины изначально злы. По крайней мере, нуждаются в радикальном перевоспитании.

Вообще, в фильме безусловно хороший мужчина  – только отец Бель. Все остальные мужчины потенциально опасны. Кроме разве что геев. Один из них, Лефу, способен по достоинству оценить характер Бель.

По-видимому, современной эмансипированной женщине нужен безопасный мужчина. Безопасный в смысле его предсказуемости и управляемости, этакий «славный парень».

Адам

В начале фильма Волшебница рассказывает нам предысторию принца Адама. Обратите внимание: весь новый фильм — это история, рассказанная женщиной, а именно — Волшебницей. И в самом действии она играет буквально руководящую роль.

Так вот, по ее словам, она пришла к Адаму в дом, приняв вид старой бедной женщины и попросилась укрыться от грозы, предложив в качестве платы розу. Но Адам посмеялся и не пустил ее. Волшебница разгневалась и превратила его в монстра.

Вроде бы всё логично в этой истории: Адам поступил плохо и был наказан. Но я бы интерпретировал наказание принца более обобщенно: он был наказан за то, что поступил не так, как хотела женщина. А что именно она от него хотела, мы можем узнать из оригинальной сказки.

В сказке, рассказанной мадам де Вильнёв было две феи – добрая и злая. Злая фея заколдовала принца за то, что тот не захотел жениться на ней, а после совершившегося колдовства принцу и Красавице помогала добрая фея.

Так что подлинная причина наказания принца имела эротическую подоплеку, поэтому и вызвала такой неадекватный гнев колдуньи.

В новом фильме сценаристы объединили злую и добрую фею в образе Волшебницы, соответственно объединив в ней добрый и злой аспекты.

Волшебница

Образ волшебницы, несомненно, связан с архетипом матери. Других персонажей, претендующих на роль матери в фильме нет. Мы узнаём, что Бель и Адам оба потеряли мать в детском возрасте. Мать Бель умерла от чумы, когда та была еще младенцем, а мать Адама умерла по неизвестной причине, когда мальчику было около 8 лет.

Интересно, что облик Волшебницы похож на изображение матери Адама на портрете. Но даже если волшебница не является матерью Адама, она выполняет родительскую функцию по отношению к нему.

Соответственно, можно дать психологическую интерпретацию заколдованности принца: это пребывание мужчины во власти материнского комплекса. И если мы переведем диснеевскую историю принца на язык реальной жизни, то получим вполне типичную историю молодого человека, который был не таким, каким хотела его видеть мать. Под ее влиянием он стал чувствовать себя неполноценным, непривлекательным, замкнулся, стал избегать людей, и мечтал лишь о том, чтобы в его жизни появилась девушка, которая полюбит его таким, какой он есть.

Наверняка вы догадались, что бедная женщина Агата - это та же самая личность, что и Волшебница. Она специально принимает такой облик, чтобы свободно перемещаться по городу, не привлекая внимания и при этом следить за происходящими событиями и влиять на них.

Агата впервые появляется в кадре, когда Гастон указывает на нее, предупреждая Бель о том, что случается с незамужними женщинами после смерти отца.

В другой раз мы видим Агату, когда она помогает Морису, после того, как Гастон и Лефу бросили его в лесу. Она забирает Мориса в свой дом и даёт ему горячее питьё, помогая поправиться.

Сова рядом с Агатой - это намек на ее связь с Волшебницей.  В средневековой Европе совы часто ассоциировались с мудрыми женщинами и ведьмами.

Учитывая то, что Волшебница следит за событиями, мы понимаем, что это она заставила дерево упасть под ударом молнии, и таким образом преградила путь Морису и привела его в заколдованную часть леса.

Можно также утверждать, что Волшебница руководила даже волками, преследующими Мориса.

Агата также присутствует в сцене с толпой, где она наблюдает за событиями, а потом незаметно входит в замок во время финальной битвы между толпой и заколдованными обитателями замка.

В замке она становится свидетельницей признания Бель в любви к Чудовищу. В этой сцене важно то, что вовсе не Бель избавляет принца от проклятия. Последний лепесток розы падает до того, как Бель признаётся в любви, поэтому заколдованные персонажи умирают, в том числе и Чудовище. Но Волшебница берет ситуацию под свой контроль и отменяет проклятие.

Вероятно, и смерть Гастона, рухнувшего вместе с укреплением замка, была устроена той же Волшебницей. Ее обидчивость нам уже известна, а Гастон два раза оскорблял ее.

Как видим, мир Красавицы и Чудовища управляется своенравной и обидчивой женщиной, которая берет на себя функцию воспитания в отношении мужчин.

Бель

Теперь давайте присмотримся к идеалу современной независимой девушки.

Бель — девушка «чудная», не от мира сего. В отличие от мультфильма, где жители городка ее, тем не менее, любят и уважают, в новом фильме к ней относятся с презрением, что может указывать на ее низкую самооценку. Живя в таком окружении, Бель чувствует себя одинокой.

Бель довольно пренебрежительно относится к своему внешнему виду. Мы несколько раз видим ее с задравшейся юбкой. Что это: намек на ее беззащитность или на то, что она нуждается в мужском внимании?

Когда она отправляется спасать Чудовище, она вовсе скидывает свое роскошное платье в грязь и остается в нижней юбке! Может быть нам хотят показать ее некоторую «фриковатость», в соответствии с основным посылом фильма «внешность не главное»?

Напишите в комментариях ваше мнение.

Бель очень привязана к отцу. В период взросления девушки, о котором, собственно и повествует сказка, отец должен отойти на второй план и освободить место для мужа.

Бель мечтает о путешествиях, но при этом она безвылазно сидит в своем городке. Почему? Потому что ее удерживает отец. Он считает, что им здесь спокойно (а в дальнейшем он признаёт, что слишком сильно оберегал ее от внешнего мира). То есть, отец мешает Бель самостоятельно строить свою жизнь, и это одна из причин, почему она так легко соглашается остаться в замке Чудовища вместо отца. Ее сознательный мотив – спасти отца, а бессознательный – оторваться от него.

Фильм настойчиво выставляет Бель в роли спасительницы. Отец говорит ей: «твоя мать была смелой, бесстрашной». То есть, Бель наследует свои качества от матери. Она постоянно спасает – то отца, то чудовище, буквально мечется между ними. Она даже хочет найти способ освободить от заклятия обитателей замка. К счастью, это намерение не доходит до дела.

Таким образом, создатели фильма как будто предлагают девушкам идеальный образец для подражания. Но, к сожалению, в реальной жизни девушка, взявшая себе за принцип всех спасать, рискует загубить свою личную жизнь.

Гастон

Антагонист главного героя, Гастон в фильме представляет собой всецело отрицательный персонаж, олицетворяющий все грубости мещанской жизни в патриархальном обществе, от которой хочет сбежать Бель. В его образе создатели фильма объединили все отрицательные качества характера, которые только им удалось в него вместить – самовлюбленность, грубость, глупость, подлость.

Однако, забавно, что многим зрительницам этот персонаж, этот «плохой парень», понравился гораздо больше, чем Чудовище. Оно и понятно: ведь в нём осталась жизненная энергия, мужской напор, чего так не хватает Чудовищу.

Психологически, Гастон по отношению к Адаму является его тенью, и задача главного героя – ее интеграция. В фильмах обычно интеграция тени изображается как убийство антагониста, так как, чтобы уничтожить противника, герой должен проявить качества, свойственные противнику, что и означает интеграцию противоположности.

Если бы Адам сам убил Гастона, то это обогатило бы его образ, сделав его более мужественным. Но создатели фильма обрекли Адама стать жертвой собственного благородства и умереть от ран противника. А наказание Гастона поручили высшей силе – Волшебнице.

Женское лицемерие

Насколько мне известно, по мнению женщин-феминисток, именно мужчины являются причиной войн и других бед в обществе, поэтому сценаристы никак не могли сделать Адама убийцей Гастона. Смерть Гастона происходит как бы случайно, по действию некой высшей справедливости. Но мы уже выяснили, что в фильме эта высшая справедливость воплощена в образе женщины — Волшебницы. И, таким образом, мы видим проявление типичного женского лицемерия: прилюдно делать и говорить одно, а втайне (даже втайне от себя) делать нечто совершенно противоположное.

Волшебница, повествуя нам эпизод с битвой Адама и Гастона (ведь это она нам рассказывает историю) как бы говорит нам, мужчинам: чтобы стать человеком, ты должен поступать благородно и не мстить обидчику. Адам так и поступает. Но через секунду она сама мстит Гастону за нанесенные ей обиды.

Если бы злодея убил Адам, он сделал бы это осознанно и, как настоящий мужчина, взял бы ответственность и вину на себя. Но Волшебница своим поступком как бы говорит: я тут ни при чем! Он сам свалился со стены.

На самом деле, эта особенность женщин даже не является лицемерием. Дело в том, что граница между Я и собственной тенью у женщин очень зыбкая. Поэтому они могут делать или говорить сегодня одно, а на следующий день противоположное, и для них это не будет ложью или какой-то непоследовательностью.

Следующий эпизод показывает нам, что Бель поступает точно так же.

Как мы помним, ей было запрещено заходить в западное крыло. Но она всё-таки идет туда, то есть нарушает личные границы хозяина замка, да и вообще, выходит за рамки приличия. Чудовище, разумеется, приходит в ярость. А что же Бель? Нет, она не просит прощения, не признаёт, что была неправа. Она изображает из себя обиженную и хлопает дверью.

После того, как Бель убегает, она, разумеется, попадает в беду – на нее нападают волки. Адаму ничего не остается, как взять на себя роль спасителя. Естественно – ведь он, во-первых, чувствует себя виноватым, а во-вторых, Бель нужна ему.

Но в итоге Бель так и не признаёт свою неправоту.

 «нечего было на людей набрасываться»

То есть, сначала она залезла, куда не положено, потом убежала, подвергнув опасности себя и партнера, и после этого делает партнера виноватым. Это очень по-женски!

Треугольник Карпмана

Персонажи фильма отлично вписываются роли жертвы, преследователя и спасителя, которые образуют так называемый треугольник Карпмана.

Каждый из участников этого треугольника имеет свою скрытую выгоду, ради которой и играет свою роль. Обычно эта скрытая выгода заключается либо в получении внимания или любви, либо в избегании неприятных ситуаций.

Основной треугольник, на котором держится всё повествование в нашем фильме, выглядит так:

Адам — жертва. Он находится во власти Волшебницы, или матери. Его скрытая выгода быть в состоянии жертвы может заключаться в том, чтобы не контактировать с внешним миром, оставаясь под материнской защитой.

Его Преследователь – это Волшебница. Или мать, если иметь в виду ее воспитательную функцию. Выгода матери в преследовании сына может быть, например, в том, чтобы чувствовать себя идеальным родителем, получать внимание сына вместо утраченного внимания мужа, чувствовать себя нужной, и т.д.

Спаситель – Бель. В чем для Бель выгода быть спасительницей? Вариантов множество. Это может быть перепроживание личного опыта (напр., когда-то она сама оказалась в беспомощном положении, узнала, насколько это плохо и теперь старается всегда помогать), бегство от собственных проблем (спасать других всегда проще, чем помочь самой себе), желание быть идеальной, соответствовать взятым на себя моральным принципам. И наконец, зависимость, желание быть нужной.

Также мы видим и побочный, второстепенный, треугольник.

В нем Жертвой является Бель. Но вовсе не жертвой Чудовища! Ни о каком Стокгольмском синдроме здесь речи нет.

Она жертва относительно отца, Гастона и всей ее провинциальной жизни, которые мешают ей развиваться. Однако, если она сидит в своем городке и ждет, то значит, у нее есть скрытая выгода оставаться в этом положении. Например, быть с отцом, получать внимание от Гастона, чувствовать свое интеллектуальное превосходство над другими жителями, и т.д.

Чудовище же для нее спаситель. Благодаря ему она может вырваться из своего окружения, реализовать себя, и в конце концов, стать спасительницей для самого Чудовища. И таким образом оба будут в выигрыше.

Любовь

Многие зрители отметили, что в фильме не удается разглядеть любовь Бель и Чудовища.

Разумеется, не удается, ведь ее там нет. Отношения между Бель и Чудовищем складываются по типу взаимной зависимости. Адам нуждается в Бель, чтобы освободиться от матери, Бель нуждается в Адаме, чтобы освободиться от отца. Их отношения – это взаимовыгодный альянс, любовного влечения в нем очень и очень мало.

Сущность отношений Бель и Чудовища показана в этой сцене: 1:15:10

«Спасибо, что спас меня тогда». «Что ж, и тебе спасибо, что не оставила меня на съедение волкам».

Ты спасаешь меня, я спасаю тебя. Вместе мы ОК.     

Считается, что главная тема сказки «Красавица и Чудовище» в том, что любовь преображает человека. Для диснеевского фильма 2017 года это не совсем так.

Как мы уже отмечали, заклятие спадает с принца не в результате признания Бель в любви, а в результате вмешательства Волшебницы.

С одной стороны это хорошо: у женщин отбирают ту вредную идею о том, что они своими личными усилиями могут перевоспитать своего партнера.

С другой стороны, нам предлагается идея некой вышестоящей инстанции, в руках которой находится наша судьба. И отношения с этой инстанцией напоминают отношения заказчика и исполнителя. Заказчик ставит условия, определяет дедлайн (роза тут выполняет функцию таймера обратного отсчета), и если ты не успел выполнить задание до дедлайна, то решение о твоем дальнейшем статусе зависит от благосклонности заказчика. То есть, достижения человека в любовных отношениях определяются критерием успешности или неуспешности: поскольку герою нужно успеть влюбить в себя девушку до дедлайна.

Итоги

Как видим, в новом фильме студии Дисней очень много деталей и мотивов, имеющих определенное психологическое значение в контексте современной культуры.