Sicario: две установки сознания. Психологический разбор

В фильмах Sicario и Sicario2 очень хорошо показаны две типичных установки сознания, которые движут людьми в большинстве жизненных ситуаций. Первая установка лежит в плоскости разума. Она базируется на логическом анализе ситуации, выявлении объективных закономерностей и выработке адекватной модели поведения. Условно назовём тип людей с преобладанием такой установки — «логики».

К типам «логиков» относятся Алехандро и Мэтт. В обоих фильмах мы видим, как эти герои совместно решают множество сложных задач и достигают успеха, несмотря на многочисленные препятствия со стороны людей, которыми движет установка с преобладанием эмоций и рассудка.

К таким людям относятся герои первого фильма Кейт и Реджи.

Такая установка — субъективная, эмоциональная, лежащая в области психического. Обозначим условно таких людей как «психики».

Они полностью находятся во власти своих личных переживаний и субъективных представлений, что делает их действия неадекватными, деструктивными и предсказуемыми.

Эти две установки сознания соответствуют классическому философскому разделению личности на ум, душу и тело, которые образуют иерархию. На вершине иерархии находится ум (или разум), который представляет собой способность интуитивного созерцания идей (ценностей и смыслов) и видение их логических связей. Это мышление в высшем смысле, оно максимально объективно, и не зависит от субъективных взглядов и предпочтений. Ступенью ниже находится душа, психика. Она объединяет такие способности как рассудочное мышление и эмоции, которые относятся к субъективным компонентам личности.

↑ наверх

Первый фильм

Алехандро и Мэтт в своих действиях стремятся к тому, чтобы преумножить сознательность, увидеть ситуацию максимально ясно. Они приобщают к этой ясности и других членов группы, тем самым повышая общую адекватность. Поэтому, когда Кейт присоединяется к команде, они по-учительски намереваются провести её через определённый опыт, который позволил бы ей более трезво смотреть на их работу, и как результат — на жизнь в целом.

Однако, Кейт не хочет учиться, ведь ей руководят психические установки, которые подавляют в человеке сознательность. Алехандро это прекрасно видит, поэтому не стремится ничего объяснять Кейт на словах. Человек, которым руководит психика относится к словам безответственно, потому что обычно слова для него — это средство для самооправданий. В целом, для такого человека слово, понятие, то есть то, что относится к сфере идеи, не имеет сущностного значения.

Поэтому Алехандро старается погрузить Кейт непосредственно в проживание ситуаций, которые помогли бы ей прийти к большей сознательности через ошибки и их признание.

Вы хотите, чтобы я объяснил вам принцип действия часов. Давайте пока просто посматривать на время.

Иными словами, Алехандро говорит: ты всё равно не станешь меня слушать, так что просто следи за тем что происходит, за действиями и их последствиями. В этом смысле метафора часов тем более подходит, потому что время — это ключевое условие причинно-следственной связи.

Но Кейт, как и Реджи не доверяют Алехандро и Мэтту, потому что бессознательно они таких людей боятся и презирают. Такие люди, с установкой на объективность, могут разоблачить их фальшивую маску, и в некотором смысле являются для них угрозой. Поэтому Кейт и Реджи всеми силами стремятся доказать себе и окружающим, что каждый объективно мыслящий логик, на самом деле, преследует свои субъективные интересы и только и думает о том, как бы их унизить или навредить им.

Для человека с психической, то есть субъективной установкой сознания, объективная реальность ограничивается лишь внешними её проявлениями, поэтому и действия людей этого типа по большей части направлены на создание видимости. Такие люди работают на создание некоторого внешнего образа, а их мышление занято исключительно оправданием своих поступков для укрепления этого образа.

Кроме того, «психики» руководствуются исключительно внешней, формальной стороной правил и предписаний, которые они усвоили на этапе обучения. Высшей ценностью для «психиков» является строгое следование инструкциям. На этом строятся их идеалы и основана их мораль. Они стараются следовать букве закона, не поднимаясь до объективного духа, который видит ограниченность предписаний и невозможность с их помощью охватить все явления жизни.

Поэтому Кейт и Реджи всеми силами пытаются играть роль моральных и честных людей, преследующих идеалистические цели. И хотя объективно их действия свидетельствуют об обратном, для них главное — сохранять видимость и настаивать на своей — формально правильной — трактовке происходящего.

Вследствие такой установки сознания, в глазах Кейт и Реджи, «хорошими» будут все люди, которые и сами играют в эту лицемерную игру. Так, Реджи считает «оборотная в погонах», работающего на мафию «хорошим парнем», а Кейт сразу проявляет к нему сексуальный интерес. Это логично, ведь он для неё — «свой».

Но при этом, подсознательно она будет его презирать, ведь она интуитивно знает, что он такой же лицемер как она. Поэтому субъективисты, «психики», внутренне презирают почти всех. Но особенную ненависть у них будут вызывать «логики». То есть те, кто будет их игру разоблачать и указывать на реальное положение вещей.

Поэтому в своём противостоянии с Алехандро и Мэттом, Кейт пытается доказать, что они поступают нечестно, несправедливо, что они плохие люди с низкими мотивами, а она — образец достоинства и честности.

Так она оправдывает для себя сопротивление более развитым профессионалам и своё нежелание у них учиться. И более того, считая себя лучше успешных мастеров своего дела, она повышает свою самооценку. Кейт, таким образом, будет стремиться делать всё, чтобы заглушить голос разума — что она неадекватна, а её действия аморальны, поскольку наносят вред общему делу.

В этом стремлении она всё будет стараться делать в пику носителям этого разумного взгляда. Ей скажут пойти направо, она пойдет налево. Ей скажут оставаться на месте, она тут же начнет куда-то бежать. Казалось бы, по профессиональной деятельности, Мэтт и Алехандро должны быть для Кейт союзниками. Но на деле она относится к ним как к врагам.

↑ наверх

Второй фильм

Во втором фильме показан противоположный случай. Изабелла Рейес — дочь кровных врагов Алехандро, и в определённый момент фильма она об этом узнаёт. Но по какой-то причине, она сразу прониклась к Алехандро уважением, и делает в точности всё, что он говорит. Она не саботирует его работу, как это делала Кейт, но всячески старается ему помочь, а помогая — сама учится жизни, приобретает бесценный опыт осмысления человеческих поступков.

Если не знать о разнице между двумя типами сознательных установок, описанных нами ранее, такое поведение покажется странным. Не менее странно поведение Алехандро, когда он решает рисковать своей жизнью ради спасения Изабеллы - дочери своего врага. Но в этой сцене режиссёр и актёры показывают нам, за что именно Алехандро начинает испытывать к Изабелле глубокую симпатию. Он задаёт ей вопрос.

Они тебя били?

Для «психика» — человека с психической мотивацией — представить себя в роли жертвы — это классическая возможность повысить самооценку, оправдать свои поступки и укрепить благородный образ в глазах окружающих. Алехандро специально провоцирует Изабеллу этим вопросом и всё про неё понимает, когда Изабелла отвечает ему правду. Ведь она могла во всех красках изобразить как её, несчастную, мучили и как несправедливо с ней поступили.

Честность — это ключевой индикатор, по которому логики определяют «своих». Ведь уважение к истине, ответственность за слово возможны лишь тогда, когда у человека есть понимание идеального, когда идеал имеет ценность в материальном мире, когда он полагается как нечто существующее и существенное. Поэтому, опознав во враге человека чести, логик будет видеть в нём друга на более высоком бытийном плане.

↑ наверх

Мигель

Другой не сразу понятный поступок Алехандро во втором фильме относится к Мигелю, который только начинает свою карьеру в криминальном мире. События в фильме разворачиваются таким образом, что Мигеля заставляют совершить казнь Алехандро и тем самым пройти обряд инициации Sicario, профессионального убийцы.

Мигель стреляет Алехандро в голову, но делает это таким образом, что пуля проходит насквозь, причиняя Алехандро несмертельное ранение. Это произошло неслучайно. Мигель, будучи по складу своего характера логиком, человеком, осмысливающим действительность, много времени посвящает анализу человеческого поведения, в том числе — своего.

В процессе таких размышлений человек освобождает свой психический ресурс от сложных самооправдательных конструкций, которые обычно блокируют мышление и интуицию. В результате, интуиция у таких людей работает быстрее и адекватнее. Интуитивно увидев в Алехандро «логика», то есть «своего», Мигель неосознанно направляет пистолет таким образом, чтобы спасти Алехандро от неминуемой гибели. Мигель не испытывает к нему презрения, в отличие от других преступников, лицо которых искажается от ненависти при виде Алехандро. Напротив — Мигель сразу почувствовал в Алехандро своего будущего учителя.

Ещё одним примером хорошо работающей интуиции Мигеля является эпизод, в котором он покидает свою банду прямо перед перехватом, в ходе которого все члены банды были убиты. Из контекста фильма понятно, что это не совпадение и не удача. Это результат действия интуиции, развитой благодаря практике осмысления действительности.

Алехандро, со своей стороны, правильно оценив поступок Мигеля, не упускает возможности через год вернуться в Мексику и отыскать Мигеля, чтобы сделать его своим учеником, несмотря на то, что тот его чуть не убил. Для уровня мышления Алехандро такое действие логично. Естественно ожидать, что Мигель согласился на ученичество у Алехандро, потому что высшей ценностью для логика любого уровня является получение такого жизненного опыта, который приведет к более полному и глубокому осмыслению действительности.

↑ наверх

Заключение

Таким образом, можно заключить, что и в семейной жизни, и в профессиональной деятельности, ключевым фактором успеха является определение установки сознания у себя и у других людей.

Обнаружив в себе неясные психические реакции, следует подвергнуть своё поведение объективному анализу, прибегнув по возможности к помощи более развитых логиков и людей с чистой интуицией.

С другой стороны, необходимо избегать влияния людей с деструктивной психической установкой сознания. Какой установки придерживается тот или иной человек всегда можно обнаружить в процессе сотрудничества с ним. Неважно, в профессиональной деятельности или в семейной жизни.

Приучая своё мышление к честности, человек начинает видеть то, что скрыто для людей, погрязших в собственных спектаклях.

Михаил Максуровhttps://vk.com/althaimusic

↑ наверх