Самосаботаж
Джо Гарднер, главный герой мульфильма «Душа» — это талантливый музыкант, который, дожив до 46 лет, не смог реализовать себя на концертных площадках и работает преподавателем в музыкальной школе.
Неожиданно ему звонит его бывший ученик и предлагает сыграть в ансамбле известной джазовой саксофонистки. Джо понимает, что это его звёздный час, после прослушивания в крайнем эмоциональном возбуждении бежит домой, но на одном из перекрёстков падает в люк.
Понятно, что такие внезапные события как падение в люк, да еще и непосредственно перед выступлением, происходят не просто так. Мы видим здесь, с одной стороны, сильную устремлённость Джо к своей цели, а с другой стороны — крайнее противодействие к достижению этой цели. Сознательная воля героя встречается с сокрушительным сопротивлением бессознательной воли.
Такое явление называется самосаботаж. Он проявляется в том, что на сознательном уровне человек хочет достичь какой-то цели, но бессознательно совершает действия, которые ему не дают это сделать. При этом человеку кажется, что дело вовсе не в нём, а просто обстоятельства складываются неблагоприятным образом.
«Каждый раз, когда мечта уже почти в руках, мне что-то мешает» 59:10
На самом деле, так происходит потому, что наше сознательное намерение противоречит нашей внутренней сути. То есть то, что мы так сильно желаем, на самом деле является не нашим желанием. Мы отождествили себя с каким-то образом, который взяли откуда-то извне и стремимся соответствовать ему. Тогда как всё наше подлинное внутреннее Я этому образу совершенно чуждо, и потому сопротивляется.
Джо Гарднер отождествил себя со своим музыкальным талантом до такой степени, что решил, что к этому сводится весь смысл его жизни.
«Это то, ради чего я живу.
Разумно ли считать, что смысл твоей жизни сводится к реализации твоего таланта, причем именно в том виде, как ты это представляешь? Вряд ли. Хотя мы привыкли думать именно так и это кажется нам единственным способом придать нашей жизни смысл.
Почему Джо решил, что смысл его жизни сводится к тому, чтобы стать знаменитым музыкантом? Может быть, в этом виноваты его родители?
↑ наверхМать
И вот нам показывают деспотичную мать, которая заставляет Джо думать о заработке, а не только о музыке. Может ли она быть виноватой в проблеме Джо?
Мы знаем, что Джо стремился к тому, чтобы, что называется, «жить своей мечтой». Так же, как его отец. Но по словам матери, стремление его отца к своей мечте, занятия исключительно музыкой, привели его к тяжелой болезни, и возможно даже к смерти.
«— Ты не видел, что музыка сделала с твоим отцом.
Получается, что, бессознательная воля Джо, заставив его упасть в люк и чуть не умереть, пыталась уберечь его от пути, по которому шел его отец. Стало быть, эта воля совпадала с волей его матери, а значит, мать в отношении Джо занимала совершенно правильную позицию.
Именно она сначала поддерживала его отца, зарабатывая на жизнь и пропитание, а потом точно так же поддерживала сына, попутно пытаясь вразумить его и заставить думать о хлебе насущном.
Но Джо упрямо верил в то, что должен выступать на сцене. Он гнался за мечтой так же, как его отец.
— Он гнался за мечтой, почему мне нельзя?»
Странно задавать такие вопросы, видя, что твоему отцу это не принесло счастья. В этом можно увидеть некоторый инфантилизм. Впрочем, свойственный, наверное, всем творческим людям.
Как видим, внутренний ребенок Джо вовсе не страдал от прессинга родителей. Мать вовсе не была той деспотичной силой, которая мешала Джо самореализоваться. Напротив, ему была дана свобода, он только и занимался тем, что самореализовывался. Но раз за разом терпел неудачу.
Стоило бы задуматься: а не является ли эта череда отказов неким сигналом для тебя. Может быть, ты занимаешься не тем, чем надо? Может быть где-то глубоко внутри ты и сам не хочешь выступать на сцене?
И действительно, добившись своего, Джо испытывает разочарование: «Я думал, это будет … иначе»
↑ наверхСупер-эго
Главным показателем внутренней проблемы Джо является его страх умереть. Рассмотрим внимательнее тот эпизод, где Джо попадает в загробный мир.
Нам показывают «Великое после», куда движутся все души умерших людей. И хотя оно показано в виде облака света, его образ имеет весьма зловещий характер. У Джо вид «того света» вызывает ужас, и это подчеркивается несколько раз.
Мы видим, что души, подлетая к свету, сначала превращаются в шары, теряя индивидуальный облик, а потом как бы сгорают наподобие мотыльков в огне. Это выглядит действительно жутко, самая настоящая вторая смерть — потеря личности и полная аннигиляция. Это — то наказание, которому по мнению Джо он подвергнется, если не наполнит свою жизнь смыслом, т.е. если не станет выступающим музыкантом. При этом, другие души вовсе не боятся туда попасть. Ужас при виде этого света испытывает только Джо. Значит, это его персональное переживание.
Если бы я сегодня умер, моя жизнь ничего бы не стоила» 1:03:18
Откуда у него такая установка? Единственный ответ — из социума.
Облако света здесь символизирует некую психическую инстанцию внутри Джо, которая выносит свой суд над его «фасадным образом», над его «персоной» (в терминологии Юнга). И эта инстанция есть не что иное, как внутрипсихическое воплощение социума и его ожиданий.
Джо боится умереть, потому что он не смог в течение жизни реализовать те установки, которые ему навязало общество. Причем, не к какое-то мифическое авторитарное общество прошлого, а наше сегодняшнее современное общество, стремящееся к полной свободе.
Что это за установки?
↑ наверхДавление на 22-ю
О них мы узнаём из истории души № 22. По сути, 22-ю можно считать олицетворением внутреннего ребенка Джо, то есть, его самого в детстве.
И что же мы видим? Со стороны общества, символически показанного в виде различных авторитетов, 22-й постоянно внушалось предписание: «у тебя должна быть искра, тебя должно в жизни что-то зажигать!».
↑ наверхКонцепт искры
Искрой в мультфильме обозначается та сила, которая побуждает человека к жизненной активности и которая придаёт его жизни смысл. Исследованием этой искры и занимаются главные герои. Их задача — найти искру для 22-й.
Оба героя изначально считают, что искра — это цель жизни, и эта цель достигается через определённое занятие. Так, Джо убеждён, что его искра — это музыка, он был рождён именно для этого, поэтому стать музыкантом было его целью.
«Музыка — моя искра» 1:12:15
«Моя единственная цель на этой планете — это играть» 1:13:27
Такое понимание искры — это то, что в западной культуре обычно называется призванием.
↑ наверхПризвание
В капиталистических странах под влиянием протестантизма призвание стало пониматься прежде всего как профессия. Макс Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма» отметил характерную особенность протестантского понимания призвания:
«в этом понятии заключена оценка, согласно которой выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека». В понятии призвания «находит своё выражение тот центральный догмат всех протестантских исповеданий, который … единственным средством стать угодным Богу считает … исключительно выполнение мирских обязанностей так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни; тем самым эти обязанности становятся для человека его «призванием».[1]
Со временем общество отказывается от идеи Бога и теперь смыслом жизни становится желание человека угодить обществу, добившись профессионального успеха.
Авторы мультфильма не согласны с концепцией призвания и показывают ее травмирующую сторону. Они показывают, что общество сначала затюкивает ребенка тем, что он должен быть достаточно хорош, должен найти себя и самореализоваться.
«Ты постоянно принимаешь неверные решения» 1:24:20
Миру нужны выдающиеся люди
У тебя нет цели 1:24:55«Все говорят, что ты должен сделать какую-то вещь. Но как понять, какую?» 53:50
А затем вплоть до кризиса среднего возраста человек продолжает добиваться выбранной цели, чтобы стать таким, каким его сможет оценить общество. В нём уже сформировалось убеждение, что быть счастливым — значит заниматься тем, чем хочется. И если в жизни всё складывается иначе, то человек начинает думать, что прожил жизнь зря.
Так, из рассказа парикмахера о том, что тот хотел стать ветеринаром, 22-я делает вывод, что он несчастен.
«— Ты застрял парикмахером и теперь несчастен.
Точно такой же вывод в отношении себя сделал и Джо. Он решил, что раз он не выступает на сцене, а работает преподавателем, то он несчастен. То есть, Джо сам делал себя несчастным, глядя на свою жизнь через навязанную концепцию призвания.
Однако, создатели мультфильма возражают: счастье вовсе не зависит от того, что ты не преуспел в какой-то профессии.
— Притормози, Джо. Я доволен как слон. » 54:20
Я встречаю интересных людей, как ты, делаю из счастливыми и привлекательными. 54:55
Зажигает вовсе не цель. Это подтверждает одна из «высших сущностей»: «Искра — это не цель» 1:12:00
↑ наверхЧто предлагают авторы?
Какое же понимание искры предлагают авторы? По их мнению, искра — это готовность получать удовольствие от самого процесса жизни. Вот и всё.
Сказали ли авторы что-то новое? Да нет, мы об этом слышим со всех сторон: из мотиваторов в соцсетях, от бизнес-тренеров, от популярных психологов.
Сказали ли они что-то значительное? Ну, судя по отзывам, довольно много людей действительно страдали от внушенной им идеи о том, что необходимо добиваться успеха. Посмотрев мультфильм, они получили некоторое облегчение.
Если взглянуть глобально, то авторы сделали еще один шаг в демонтаже идеи смысла в нашем мировоззрении. Обычно современному человеку авторитеты внушают, что никакого смысла в жизни нет, но можно ставить себе персональные цели и таким образом создавать некую иллюзию осмысленности жизни. На этом стоит вся нынешняя философия успеха.
Но авторы мультфильма идут еще дальше и отбирают у человека даже этот суррогат смысла. Их логика такая: если стремление к цели приносит страдания, угнетает, значит, эту идею надо вообще отбросить и оставить только удовольствие от самого процесса жизни. В итоге мы получаем не что иное, как философию эпикуреизма.
↑ наверхЭпикуреизм
Вот пара цитат об этом учении.
Согласно эпикурейцам, излечение души заключается в ее повороте «от забот жизни к простой радости существования. Несчастье людей происходит от того, что они боятся вещей, которых не нужно бояться, и желают вещей, от них ускользающих, которых нет необходимости желать. Их жизнь растрачивается в печалях от необоснованных боязней и неудовлетворенных желаний. Они оказываются лишенными единственного настоящего удовольствия — удовольствия быть».[2]
То, что эпикурейцы называли удовольствием, «требовало воздерживаться от всего беспокойного. Согласно эпикурейцам, не нужно было заниматься ни науками, ни искусствами, потому что подобного рода занятия вносят заботы, неудачи и всякого рода треволнения в жизнь души, мечтающей только уйти в себя и забыть все остальное. И уж тем более нельзя было заниматься общественными делами, а нужно было уйти в глубину эпикурейского Сада, в котором … занимались только безмолвным эстетическим самонаслаждением в тени густых деревьев на берегу красивой реки и в условиях отказа даже от всякой излишней пищи, вместо чего древнему эпикурейцу достаточно было только хлеба и воды. И уж боже вас упаси жениться или выйти замуж. Ведь брак тоже несет с собой большей частью только разные заботы, разные невзгоды и никому не нужные треволнения. Нет, лучше уж так: лежу я под развесистым кустом, в тени, прохладе и безмолвии, а вы там — как хотите. Нечего и спрашивать, что для такого эпикурейца прекраснее всего. Прекраснее всего и наивысшая красота для него — это внутренний покой равномерно самонаслаждающейся личности».[3]
↑ наверхПлатонизм
Но ведь существует также множество людей, которых беспокоит мысль о том, что в жизни должно быть что-то большее, чем просто избавление от страданий, получение удовольствия или профессиональный успех.
И действительно, логика подсказывает нам, что смысл процесса не может заключаться в самом процессе. И цель движения — это нечто отличающееся от движения. Поэтому, сколько бы нас не убеждали в том, что «смысл жизни — в самой жизни», разумный человек с этим не может согласиться, потому что это попросту нелогично.
Кроме того, в природе у живых существ не бывает потребностей без возможности их удовлетворения. Если существует голод, значит, существует и то, чем его можно удовлетворить. Стало быть, если мы чувствуем потребность в чем-то большем, чем простое проживание жизни, значит, существует и само это «что-то большее», просто оно находится в иной плоскости, чем жизненные процессы.
↑ наверхКрасота
Поэтому философия эпикуреизма не может удовлетворить мыслящего человека. Такой человек идет дальше и говорит: «Хорошо. Вы предлагаете ценить красоту мира и простые житейские радости. Но давайте задумаемся: а почему мы вообще способны воспринимать нечто как прекрасное?
Осенние листья прекрасны, мы согласны с этим. Но ведь и закат на море прекрасен. И музыка прекрасна. И голубое небо прекрасно. И салют прекрасен. И звёзды прекрасны.
Значит, если есть множество прекрасных вещей, и им присуще одно и то же свойство прекрасного, то значит, существует нечто прекрасное само по себе, которое проявляется во всех прекрасных предметах.
И с другой стороны, это само-по-себе-прекрасное присутствует и в нас самих как способность воспринимать и видеть красоту. А значит, само-по-себе-прекрасное выше и прекрасных вещей, и нас, воспринимающих эти вещи. И этот источник прекрасного не зависит ни от вещей, ни от нас.
Мало того, этот источник прекрасного может быть только вечным. А что более ценно — вечное или временное? Разумеется, вечное. А значит, нужно ценить не ускользающие мгновения жизни, а то вечное, что за ними стоит».
Платон называл эту вечную первооснову мира Благо. Именно к нему стремится наше подлинное, внутреннее Я, не удовлетворяясь мелкими материальными целями. Образ Блага проявляется в отдельных вещах, делая их прекрасными и привлекательными, и из-за этого нам кажется, что мы хотим именно этих вещей. Но на самом деле, мы хотим того, что за ними.
↑ наверхОкеан
Джо потому и был в недоумении после того, как сбылась его мечта сыграть на сцене. Потому что никакая временная цель не может удовлетворить стремления души к вечному Благу.
Благо — это и есть тот океан, который искала маленькая рыбка из притчи Доротеи. Контекст мультфильма подталкивает нас к тому, чтобы трактовать смысл притчи в эпикурейском ключе: дескать, наслаждайся привычными вещами, которые тебя окружают.
Однако, ее можно трактовать и в духе платонизма: чтобы постичь океан, как целое, нужно выйти за пределы чувственных впечатлений к мышлению. От чувств нужно перейти к уму, от единичного — к всеобщему. Океан можно найти только в сфере умопостигаемого, и когда найдешь его, тогда начнешь видеть его проявления везде вокруг себя.
Единое Благо для нашего разума предстаёт как абсолютная Истина, для нашей воли — как Добро, а для нашего чувства — как Красота. Оно и есть подлинный смысл и цель жизни.
↑ наверхРекомендованная литература
- П. Адо. Духовные упражнения и античная философия. - https://yadi.sk/i/o44BQRHyDieJBw
- Плотин. Эннеады, I 6, «О прекрасном». I 4 «О счастье». I 7 "О первом Благе и иных благах" - https://yadi.sk/d/2BH9GjHTepUsHw
- Платон своё учение о высшем Благе излагает в диалоге "Государство", в книге шестой (ее пересказ дан в Примечаниях на стр.532) - https://yadi.sk/i/VoN4tc7WAIE4LQ
[1] http://www.kara-murza.ru/books/Veber/Protestant004.html
[2] П.Адо. Духовные упражнения. С.30.
[3] Лосев. ИАЭ, т.5, с.14.
↑ наверх