Три парадигмы

Знаете ли вы, что ваше мышление, ваши взгляды и суждения зависят от неосознаваемых вами факторов? И дело вовсе не в мозге и не в особенностях психики, ведь законы мышления с ними никак не связаны.

Мышление человека, даже мышление ученых, психологов и философов, их выводы и интерпретации фактов обусловлены глубинными мыслительными структурами, которые развиваются по своим собственным законам — мировоззренческими парадигмами.

Существуют три главных мировоззренческих парадигмы, которые определяют наше мышление и отношение к миру. Парадигмы - это нечто вроде фильтров восприятия, матрица, которая структурирует наше мировоззрение. Очень важно осознавать ту парадигму, в которой мыслим мы сами, а также распознавать парадигмы мышления других людей, чтобы научиться лучше понимать обусловленность своей и чужой точки зрения.

Названия этих трёх парадигм: Традиция, Модерн и Постмодерн.

Рассмотрим, как каждый из этих фильтров восприятия обусловливает взгляды людей касательно

  1. Истины
  2. Смысла жизни
  3. И искусства

В сознании людей эти парадигмы обычно сосуществуют в разных пропорциях. Мы же опишем их в чистом виде.

Начнем с истины. Именно отношение к истине и формирует саму парадигму, а всё остальное уже вытекает с логической необходимостью.

Истина в Традиции

В парадигме традиции истина – это то, что подлинно существует. Увы, это не наш видимый мир, потому что он находится во времени и постоянно изменяется. А то, что изменяется, нельзя назвать подлинно существующим. Наш мир – это «недобытие», или становление, балансирующее на грани бытия и небытия. Тогда как истина – это само бытие, вечное и неизменное.

Истина существует в максимальной степени, без прибавления или убывания. Она не зависит от времени, иначе она бы изменялась и тогда не была бы истиной.

Стало быть, неизменная истина пребывает в вечности, а временной мир является как бы ее изменчивым образом и может либо приближаться к истине и уподобляться ей, либо отдаляться от нее, утрачивая своё подобие.

В парадигме Традиции мир – это единое целое, и познание – это познание целого. Если познаются части, то познаются они только в свете целого. Но поскольку человек является частью мира, то познать целое он может только в символической форме. Поэтому любая наука в традиции – символична. Человек традиции не нуждается в накоплении знаний, потому что увидеть истину можно в любом предмете. Главное – направить ум в нужном направлении.

Поскольку истина находится вне времени и пространства, она доступна человеку в любую эпоху и в любом месте. Она постоянно присутствует в сознании людей и даже является условием любого познания.

Мифология, религия и искусство в традиции тоже являются символическим проявлением истины и служат для ее познания.

Главное в парадигме традиции – это признание иерархичности всего мироздания. Утверждение необходимости вертикального движения от низшего к высшему, от материального к идеальному.

 

 

Истина в Модерне

Парадигма модерна исторически возникает примерно в 17 веке как результат отрицания бытия абсолютной истины.

Вместе с отрицанием абсолютной истины, отрицается и понятие вечности, а существование человека и мира рассматривается исключительно в аспекте линейного времени.

Поскольку категории «абсолюта» и «вечности» невозможно просто выкинуть из мышления, не разрушив логику вообще, то в модерне они трактуются не как нечто реальное, а как лишь формы мышления человеческого субъекта. Происходит разрыв субъекта и объекта, и истина человеком модерна понимается лишь как соответствие субъективного знания объективному положению вещей. (хотя, казалось бы, о какой объективности вообще может идти речь, если истинное бытие отрицается)

Таким образом, в отличие от Традиции, для которой характерен реализм, для модерна характерен субъективизм – сведение объективных сущностей и закономерностей к человеческому субъекту.

Абсолютная истина, трактуемая в парадигме модерна как полнота знания, помещается в неопределенное будущее время, как некий гипотетический предел, к которому стремится познающий субъект. В парадигме модерна считается, что человек познаёт всё больше и лучше и гипотетически может достичь этого предела. Так на первый план в мировоззрении модерна выходит идея прогресса.

Вера в прогресс заставляет человека модерна относиться к другим культурам как к более примитивным, которые он уничижительно называет архаичными. Себя же человек модерна считает наиболее прогрессивным, а свое собственное развитие считает наивысшей ступенью. Но это лишь из-за того, что модерн вообще всё оценивает в свете категории прогресса и для человека модерна «то, что было раньше» автоматически означает: «то, что хуже».

В свете идеи прогресса, существование мира и человечества трактуется как переход от более низких ступеней к более высоким. Главной ценностью объявляется человеческий субъект в его сиюминутном, временном состоянии, вследствие чего возникают такие воззрения как гуманизм и либерализм, отрицающие более высокие ценности традиции. Раз нет никаких высших нематериальных ценностей, то главной ценностью и главным мерилом прогресса становится развитие индивидуальных способностей.

Возникновение мифологий, религий и других форм культуры человек модерна способен понимать только генетически, то есть как заимствование из более ранних культур. Так, например, в христианстве находят якобы заимствования у язычников.  

А поскольку человек модерна отрицает всякий символизм, то мифы, религии и искусство перестают указывать для него на некую реальность, а становятся лишь человеческой выдумкой. Отсюда возникают такие, например, утверждения, что религии придуманы правящей верхушкой для получения власти. Это опять же следствие субъективизма, свойственного данной парадигме.

Этой же парадигмой, основанной на вере в прогресс, обусловлена и теория эволюции живых существ, происхождение высшего из низшего, происхождение жизни из неживого, сознания из несознательного.

Тем не менее, в модерне еще сохраняется идея иерархического устройства человека и общества. Поэтому для человека модерна важны образование и воспитание, профессиональный и личностный рост. Модерн худо-бедно признаёт мораль, хотя и старается вывести ее из самого же человеческого субъекта и ограничивает общественной полезностью.

Всё это полностью отрицается в парадигме постмодерна.

 

 

Истина в Постмодерне

Парадигма Постмодерна возникает из отрицания иерархического понимания мира, общества и человека. Идеологи постмодерна считают это пережитком традиции, сохранившимся в модерне и нуждающемся в искоренении. Символическая вертикаль в постмодерне заменяется идеей сетевого горизонтального взаимодействия.

Главный пафос Постмодерна – это борьба с любым видом иерархии во всех сферах жизни, которую человек постмодерна понимает, как неравенство и несправедливость. «Всё одинаково истинно, одинаково ценно и одинаково хорошо!» - вот лозунг постмодерна.

Если Традиция считает истину объективной и вечной, а Модерн считает истину субъективной и внутривременной, то Постмодерн вообще отрицает понятие истины. Ведь если мы утверждаем, что нечто истинно, значит что-то другое неистинно, а это вносит субординацию в отношения между вещами. А это несправедливо. Поэтому Постмодерн заменяет истину целесообразностью. Если знание приносит желаемый результат, т.е. если оно целесообразно, значит им и нужно пользоваться. А истинно оно или нет – это уже неважно.

Идея прогресса в постмодерне заменяется идеей постоянной новизны. Характеристики товаров потребления и вкус продуктов питания постоянно «улучшаются». Однако, улучшения эти в основном фиктивные и представляют собой по сути лишь изменение упаковки.

Раз истина в любом виде отрицается, то познание заменяется развлечением. Появляются игровые формы обучения (как, например, данное видео), чтобы учащийся развлекался и не утруждал себя процессом познания. Учитель перестаёт быть фигурой более авторитетной, чем ученик. Семинары и другие альтернативные формы обучения меняют местами учителя и учащегося, чтобы сгладить их различие. Соответственно, обесценивается и понятие авторитета, из-за чего возникает такое явление как тотальное хамство.

Развитие человека тоже теряет ценность. Нет умных и глупых, хороших и плохих, талантливых и бездарных. Любой индивид в любом состоянии одинаково хорош. Поэтому нужно любить себя и других людей такими, какие они есть. Все одинаково хороши, никто не может стать лучше или хуже. Поэтому человеку постмодерна нет нужды меняться или развиваться; его обязаны принимать таким, какой он есть. Это то, что получило название толерантности.

В мифологиях, религиях и духовных учениях Постмодерн приветствует всяческое разнообразие, и не считает, что какое-то одно учение ближе к истине, чем другое. Для человека постмодерна в духовных исканиях важна не столько истина, сколько получение нового опыта. Во всём главное – разнообразие.

[Продолжение]

Теги: