Смысл жизни в разных парадигмах

В предыдущем видео мы рассмотрели отношение к истине в трех мировоззренческих парадигмах. Теперь посмотрим, как каждая парадигма решает проблему смысла жизни. 

↑ наверх

Традиция

Для человека традиционного типа сознания проблемы смысла жизни не существует, потому что истина – это и есть тот глобальный смысл, который наделяет значимостью все события и вещи в нашем мире.

Смысл жизни человека традиции заключается в том, чтобы максимально уподобить себя и свою жизнь вечным архетипам. Архетипам, конечно, не в юнговском психологическом и субъективно понимаемом смысле, а в смысле реальных личностей, под которыми понимаются боги, герои или святые.

Нам с вами уже может быть непонятно, зачем это делать и какая в этом выгода? Дело в том, что, уподобляясь тому, что вечно, человек и сам приобщается к вечности, отождествляется с той вневременной частью своего существа, которая в традиции называется духом, умом, атманом или высшим Я. Благодаря этому человек может в итоге выйти из бесконечного процесса становления, в котором пребывает мир, и достичь вечной жизни.

Соответственно, вся временная жизнь индивида и жизнь общества строятся так, чтобы максимально соответствовать вечной истине.

Человек и общество должны стать символом абсолюта, и тогда вся земная жизнь будет видимым проявлением невидимой истины. Поэтому для человека традиции совершенно естественно понимание смысла жизни как служения вечным идеалам.

↑ наверх

Модерн

Поскольку для человека модерна самое важное – это прогресс, а самое ценное - общество, то смыслом жизни становится работа на благо общественного прогресса. В этой парадигме смысл жизни заключается в том, чтобы жить и трудиться на благо будущих поколений, во благо гипотетического идеального общества будущего. В парадигме модерна тоже присутствует идея смысла жизни как служения, только это служение уже не надмирным идеалам, а общественным.

↑ наверх

Постмодерн

В парадигме постмодерна смысл жизни понимается как постоянный поиск новых впечатлений и нового опыта. Главное – новизна. Любой опыт одинаково ценен, кроме, разве что, того, который может прервать получение новых впечатлений.

Вечный и неизменный смысл жизни традиции, как и темпоральный смысл жизни модерна заменяется бесконечной постановкой новых и новых целей. Руководящей идеей здесь является уже не достижение идеала, как в традиции и не служение обществу, как в модерне, а «получение ништяков».

Человек постмодерна не принимает идею смысла жизни как служения кому бы то ни было, кроме себя. То есть, для постмодерна характерен индивидуализм.

Поскольку никакого определенного смысла жизни нет, то люди постмодерна формулируют такие лозунги: «нужно просто жить», «смысл жизни – в самой жизни», «смысл жизни каждый определяет для себя сам». Или, в лучшем случае, «смысл жизни - в поиске смысла жизни».

Даже если человек постмодерна ставит на первое место саморазвитие, то итоговая цель этого саморазвития – получить как можно больше новых впечатлений и ништяков. Эмоционально обогатиться. Здесь это называется жить по-максимуму.

Теперь должно быть понятно, отчего у многих современных людей возникает чувство бессмысленности жизни, чувство неудовлетворенности, тоска и прокрастинация. Оттого, что парадигма постмодерна в принципе не способна сделать жизнь человека осмысленной, придать ей необходимое надындивидуальное значение.

Человек хочет ощущать себя частью мира и частью общества, это совершенно естественное желание, и само слово счастье и означает причастность чему-то большему.

Традиция давала человеку возможность ощущать себя и частью общества, и частью мира. Каждый знал своё место, знал, что нужно делать, а чего делать не стоит.

Модерн противопоставил человека природе, увидев в ней лишь бесконечно большой неодушевленный механизм и человек перестал быть частью мирового целого. Но у него еще осталась возможность ощущать себя частью общества, и в построении культуры и в покорении природы человек продолжает видеть свое предназначение.

Постмодерн превратил человека в изолированного индивида, объединенного с другими такими же индивидами уже не идейно, а чисто механически. В ситуации полного отсутствия истины и полного обесценивания авторитетов каждый человек поставлен перед сложнейшей задачей самостоятельного самоопределения. Теперь каждый обязан сам себе выбирать мировоззрение, цели, ценности, пол, ориентацию, а в ближайшем будущем даже тело. Неудивительно, что у людей, ещё сохранивших естественный взгляд на мир, это вызывает уныние.

К счастью, само разрушение идеалов является тем ориентиром, по которому можно определить направление к истине. Логика подсказывает, что идеалы невозможно разрушить, иначе они не были бы идеалами. Идеалы сами по себе вечны и не разрушаются. Разрушается только сам человек и его мировоззрение.

Тот, кто утверждает, что нет добра и зла, самим своим утверждением проводит границу между добром и злом.

Тот, кто отрицает смысл, делает это осмысленно.

Кто оскверняет святое, самим своим действием утверждает святость того, что он оскверняет.

Так что, само отрицание истины является ее утверждением.

↑ наверх